ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ И ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Гуменная Наталья Сергеевна
Московская академия экономики и права
студент института экономики

Аннотация
Рассматриваются особенности проведения налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок по налогу на прибыль. Раскрываются особенности применяемых налоговыми органами процедур при проведении проверок данного налога.

Ключевые слова: аудит налога на прибыль, выездная налоговая проверка, выемка, истребование, камеральная налоговая проверка, налог на прибыль, экспертиза


FEATURES OF CARRYING OUT OF CAMERAL AND FIELD TAX AUDITS FOR THE INCOME TAX OF ORGANIZATIONS

Gumennaya Natalya Sergeevna
Moscow Academy of Economics and Law
Student of the Institute of Economics

Abstract
The features of the tax authorities cameral and field tax audits of income tax. The peculiarities of the procedures applied by the tax authorities during inspections of this tax.

Keywords: audit income tax, examination, field tax audit, income tax cameral tax inspection, requisitioning, seizure


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гуменная Н.С. Особенности проведения камеральных и выездных налоговых проверок по налогу на прибыль организаций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61918 (дата обращения: 29.03.2024).

Налог на прибыль организации занимает особое место в налоговой системе страны и в деятельности налогоплательщиков. По сути, он уменьшает желаемый конечный результат любой хозяйственной деятельности – прибыль, саму цель предпринимательства. Основными проблемами, связанными с организацией налоговых проверок по налогу на прибыль, являются: несовершенство налогового законодательства, недостаточный уровень автоматизации, коррупция.

Данный налог обеспечивает регулярные значительные поступления в государственный бюджет. Налог на прибыль является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата (прибыли). Соответственно, стремясь к сохранению достигнутого результата, организации стараются минимизировать свои налоговые выплаты.

Налогоплательщиками налога на прибыль являются:

- российские организации (не применяющие специальный режим налогообложения);

- иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации (как через постоянные представительства в Российской Федерации, так и без них).

В качестве объекта налогообложения выступает прибыль организации, полученная налогоплательщиком, и для каждой группы плательщиков существует свой порядок определения прибыли как объекта обложения:

- для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов;

- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства в РФ, это доходы представительства, уменьшенные на расходы представительства;

- для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ, прибыль – доходы от источников в РФ.

Очевидно, что многие организации ищут разнообразные пути ухода от налога (как в рамках законодательства, так и нелегальные), например, путем уменьшения налоговой базы. Государство, в свою очередь, старается создать условия для соответствующего администрирования и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения. Наиболее эффективным способом налогового контроля являются налоговые проверки. Рассмотрим, как проверяется правильность уплаты и исчисления налога на прибыль в рамках основных налоговых проверок – камеральной и выездной.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами по месту нахождения налогового органа без какого-либо специального решения руководителя в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации и документов, которые в соответствии с законодательством должны к ней прилагаться (прочие налоговые расчеты, документы, самостоятельно предоставленные налогоплательщиком, а также те, которые имеются у налогового органа о деятельности проверяемого субъекта). Также налоговые органы могут использовать информацию из внешних источников, таких как таможенные органы, миграционная служба, МВД, органы статистики и др.

Налоговые органы могут дополнительно истребовать документы, подтверждающие налоговые льготы и обосновывающие и подтверждающие право на возмещение НДС.

Камеральная налоговая проверка по налогу на прибыль включает в себя проверку полноты предоставления налогоплательщиком документов налоговой отчетности и своевременности предоставления декларации, визуальную проверку правильности оформления документов и проверку правильности арифметических подсчетов.

При выявлении в декларации ошибок или противоречий налогоплательщик оповещается об этом в течение 5 рабочих дней. Налогоплательщик вносит изменения в декларацию либо дает пояснения относительно неразрешенных моментов с правом предоставления любых документов, подтверждающих достоверность данных в декларации. По итогам проверки выносится акт, но только в том случае, если имело место нарушение налогового законодательства.

В ходе камеральной проверки по налогу на прибыль изучаются и сопоставляются различные показатели, например, показатели налога на прибыль сопоставляются с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам. Также, разумеется, проверяется соответствие показателей нормам действующего законодательства.

Межотраслевые показатели – один из главных инструментов инспектора при проведении проверки. Проанализировав среднестатистические показатели в той отрасли, в которой плательщик ведет свою деятельность, можно сделать выводы о добросовестности и законности его действий.

Результаты проверок могут также рассматриваться аудиторами: “в случае предоставления аудиторам последних актов налоговой проверки анализируются имеющиеся разногласия, а также ведущиеся судебные разбирательства”.

Хочется отметить, что некоторые процессуальные моменты, связанные с проведением камеральных налоговых проверок, являются спорными. Например, согласно ст. 88 НК РФ налоговые органы могут истребовать лишь определенные документы и “не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей”, однако ст. 93 и 93.1 утверждают, что налоговые органы вправе истребовать любые документы.

Также есть спорный момент, касающийся права налоговиков нарушения срока камеральной проверки. Статья 88 говорит нам, что установлен 3-месячный срок для проведения проверки, отсчет которого начинается с момента предоставления плательщиком декларации. Налоговые органы не могут провести повторную проверку и вынести по ней решение, если данный срок был нарушен (за исключением случаев предоставления новой уточненной декларации – в этом случае старая проверка прекращается и начинается новая). Однако зачастую налоговые органы требуют от плательщика предоставления документов по истечении установленного срока. Постановление ФАС ЗСО от 24.07.2007 № Ф04-4768/2007(36383-А70-37) гласит, что суд признал незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности за неисполнение требования о представлении документов, выставленного по истечении сроков для проведения камеральной налоговой проверки. В Постановлении ФАС СЗО от 20.12.2007 № А56-45570/2006 суд указал, что решение о привлечении к ответственности, принятое инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной за пределами установленного НК РФ срока, является недействительным. При этом в Постановлении ФАС ПО от 04.10.2007 № А65-29298/06 указано, что 3-месячный срок проведения проверки – организационный, а не пресекательный, следовательно, нарушение налоговым органом данного срока не является основанием для признания решения налогового органа незаконным.

Также камеральная проверка решает важнейшую задачу налогового контроля – подготовку базы для отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, которую назначают тогда, когда возможности камеральной проверки исчерпаны и для проведения контрольных мероприятий требуется присутствие инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика или его обособленного подразделения при специальном разрешении руководителя налогового органа. Срок выездной налоговой проверки – 2 месяца, однако он может быть продлен до 4 или 6 месяцев.

Выездной проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения выездной проверки. Налоговый орган имеет право проводить проверку в отношении одного налогоплательщика по какому-то определенному налогу или сразу по нескольким, но не более одной проверки в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период. Однако в случае ликвидации юридического лица или при поручении вышестоящего или правоохранительного органа может быть проведена внеплановая выездная налоговая проверка.

Датой начала проверки считается день, в который было принято решение о назначении проверки, а датой окончания – день составления справки о ее проведении. Перед началом проверки инспекторы обязаны предъявить представителям налогоплательщика служебное удостоверение и решение о назначении проверки. Принято считать, что выездная проверка – более эффективный метод налогового контроля, чем камеральная, так как большинство налогоплательщиков привлекаются к ответственности именно после проведения выездной проверки.

При выездной проверке по налогу на прибыль инспекторы занимаются проверкой первичных документов и регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской и налоговой отчетности, различных договоров и приказов, а также осмотром различных объектов и помещений, которые могут использоваться налогоплательщиком для получения дохода.

Методы проверки определяются исходя из различных факторов:

- объема документации, которая подлежит проверке;

- результатов анализа данных по деятельности плательщика, проведенного с целью выявить вероятность выявления нарушений законодательства;

- особенностей бухгалтерского и налогового учета плательщика.

В ходе выездной налоговой проверки по налогу на прибыль проверяющие анализируют и контролируют следующее:

- правомерность применения налоговых ставок и льгот;

- особенности бухгалтерского и налогового учета на проверяемом объекте и правильность отражения финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы;

- правильность исчисления налоговой базы, сумм налога, подлежащего к уплате;

- соответствие показателей, отраженных в налоговой декларации, и показателей бухгалтерской отчетности;

- соответствие показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Следует отметить, что методики, задачи и объекты выездной налоговой проверки и аудита по налогу на прибыль весьма схожи:”Основными задачами этого вида аудита являются:

- оценка состояния бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль;

- правильность определения объекта налогообложения;

- правомерность освобождения от налогообложения отдельных доходов и расходов;

- проверка формирования налоговой базы;

- контроль за отражением налогооблагаемых показателей в аналитических регистрах налогового учета;

- проверка отражения налоговых обязательств перед бюджетом в налоговой отчетности;

- проверка полноты и своевременности уплаты налога в бюджет”.

В процессе проверок по налогу на прибыль могут осуществляться дополнительные мероприятия налогового контроля:

- истребование документов – является самым распространенным мероприятием. Истребуемые документы могут быть предоставлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде. Срок предоставления – 10 дней. В случае отказа или непредставления документов в указанный срок производится выемка документов (НК РФ, ст. 93);

- выемка документов – производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов (НК РФ, ст. 94);

- допрос свидетеля – для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (НК РФ, ст. 90);

- экспертиза – на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

В завершение хочется выделить основные направления решения проблем, касающихся организации налоговых проверок по налогу на прибыль.

Во-первых, что касается такой проблемы, как несовершенство российского налогового законодательства, которое до сих пор является весьма нестабильным и противоречивым, некоторые статьи Налогового кодекса очень трудны для восприятия как налоговиков, так и налогоплательщиков. Множество ошибок и противоправных действий организации совершают вовсе не с целью ухода от налогообложения, а ввиду невозможности правильно трактовать законодательные нормы. Все это приводит к существенным объемам судебных дел относительно правомерности действий плательщиков и самих сотрудников налоговых органов. Причем в подавляющем большинстве случаев суд выносит решение не в пользу организаций, что пагубно воздействует на развитие предпринимательства. В связи с этим необходимо отметить потребность урегулирования налогового законодательства на самом высоком уровне.

Во-вторых, в настоящее время существует автоматизированная обработка документов при проведении камеральных проверок, а также специальные программные комплексы, позволяющие формировать рейтинги налогоплательщиков по различным критериям. В зависимости от результата подобного отбора устанавливаются плательщики, которые точно будут включены в план выездных проверок. В этом есть свои плюсы и минусы. В качестве отрицательного момента, на наш взгляд, выступает то, что данные автоматизированные системы, будучи полностью построенными на определенных видах вычислений и алгоритмах, тем самым заменяют интуицию и опыт работника налоговой службы, которые являются практически первостепенными при проведении расчетов и отбора плательщиков. С другой стороны, они снижают вероятность вычислительных ошибок и способствуют снижению риска коррумпированности и выражения субъективного мнения со стороны сотрудников налоговых органов.

Коррупцию также можно выделить как одну из проблем, связанных с осуществлением налоговых проверок по налогу на прибыль.

Правительство принимает меры для ее сокращения, в частности, приказ Федеральной налоговой службы об утверждении программы противодействия коррупции в налоговых органах от 19.01.2010 раскрывает основные мероприятия по борьбе с взяточничеством. Данный документ направлен на формирование системы противодействия коррупции и ее внедрению в налоговые органы.

Эти меры, направленные на снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами, укрепление доверия граждан к налоговым органам, имеют определенные результаты, однако они не являются достаточными, в связи с чем также нуждаются в дальнейшем совершенствовании.


Библиографический список
  1. Зубкова А.А., Михалева О.Л. Методика аудита налога на прибыль организаций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. № 57.
  2. Васильева А.В., Назаров М.А. Проблемные аспекты применения налогоплательщиками критериев самостоятельной оценки налоговых рисков // Известия Института систем управления Самарского государственного экономического университета. 2012. № 1-2 (4-5). С. 57-61.
  3. Налогообложение стран СНГ: под ред. Е.П. Фомина. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2013.
  4. Новиков А.В., Назаров М.А. Возможности совершенствования налоговой составляющей для развития инновационной деятельности // Экономические науки. 2008. № 46. С. 113-116.
  5. Фомин Е.П., Черноусова К.С. Учетно-информационная система управленческих расходов по центрам ответственности. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010.
  6. Черноусова К.С., Блинова М.П. Налог на прибыль: проблема документального подтверждения расходов // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организации : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Ч. 1.Воронеж: ЦНТИ, 2014. С. 118-120.
  7. Актуальные проблемы развития налоговой системы России в первом десятилетии XXI века. Гончаренко Л.И., Архипцева Л.М., Башкирова Н.Н., Борисов О.И., Вишневская Н.Г., Горохова Н.А., Грундел Л.П., Грунина Д.К., Журавлева И.А., Каширина М.В., Кирина Л.С., Липатова И.В., Малкова Ю.В., Мельникова Н.П., Новоселов К.В., Осетрова Н.И., Пинская М.Р., Пушкарева В.М., Пьянова М.В., Смирнов Д.А. и др. Под редакцией Л. И. Гончаренко; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации” Кафедра налогов и налогообложения. Москва, 2011.
  8. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга // В мире научных открытий. – 2012. – № 10.2 (34). – С. 22-33.
  9. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. 2007. № 10. С. 3-12.
  10. Дохолян С.Б. Основные направления развития корпоративной социальной ответственности бизнеса в России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 2. – С. 71-78.
  11. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.
  12. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2011. – № 1. – С. 96–100.
  13. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. –  С. 74–80.
  14. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.
  15. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
  16. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право».  – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.
  17. Незамайкин В.Н. Роль и место налогового анализа в общей системе управления народным хозяйством // Экономический анализ: теория и практика. – 2002. – № 2. – С. 22-24.
  18. Незамайкин В.Н., Морковкин Д.Е. Развитие институтов управления инновациями в реальном секторе российской экономики // Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции. 21 мая 2015 года / под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева [Электронное издание]. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – С. 401-409.
  19. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.
  20. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.
  21. Фаузер В.В. Демографический потенциал северных регионов России – фактор и условие экономического освоения Арктики // Экономика региона. – 2014. – № 4. – С. 69-81.
  22. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.
  23. Шманёв С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11. – № 7. – С. 88-94.
  24. Шманёв С.В., Шманёва Е.С. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – С. 59-62.
  25. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.
  26. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.
  27. Юрзинова И.Л. Трансформация роли и мета налоговых отношений в современной экономической системе // Финансы и кредит. – 2007. – № 39 (279). – С. 43-51.
  28. Юрзинова И.Л. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы // Налоговая политика и практика. – 2007. – № 5. – С. 6-9.
  29. Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 11. – С. 20-27.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гуменная Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация