ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ

Байкалова Анна Александровна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
магистрант

Аннотация
Ранняя (подростковая) беременность последствия нарушения внутрисемейной коммуникации, профилактику необходимо проводить с помощью формирования чувства ответственности и ценностного отношения к материнству у девушек-подростков.

Ключевые слова: материнство, ответственность, подросток, раннее материнство


THE FORMATION OF THE RESPONSIBILITY AS A WAY TO PREVENT TEENAGE PREGNANCIES

Baikalova Anna Alexandrovna
Krasnoyarsk state pedagogical University them. V.P. Astafiev
master student

Abstract
Early pregnancy the consequences of breaking family communication, prevention should be carried out by the formation of a sense of responsibility and values related to motherhood in adolescent girls.

Keywords: early motherhood, motherhood, responsibility, teenager


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Байкалова А.А. Формирование ответственности как способ профилактики подростковой беременности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61573 (дата обращения: 05.11.2024).

Российская Федерация, как все остальные страны, видит будущее своей страны в здоровой нации. «Здоровая семья и здоровая нация, переданные предками традиционные ценности в сочетании с устремленностью в будущее … — основные приоритеты развития Российской Федерации» говорит в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию президент Владимир Путин.

Однако в современной России наблюдается тенденция к ухудшению физического и психологического здоровья населения, складывается тревожная демографическая ситуация. Причины ухудшения здоровья нельзя связывать исключительно с проблемами в системе здравоохранения, с ухудшением экологической ситуации или экономическими последствиями. На ситуацию в значительной мере влияют социальные и культурно-ценностные факторы: система ценностных ориентаций, стереотипы и модели поведения в обществе, культурные традиции. Для России, как и для любой другой страны, важно иметь здоровое подрастающее поколение, потому как нынешний подросток это крепкое будущее всей страны.

Исследования показывают, что подростки в возрасте от 15 до 17 лет употребляют алкоголь, курят, уже имели первый сексуальный опыт либо ведут активную половую жизнь, что зачастую приводит не только к ухудшению здоровья, но и к ранней беременности. В России наблюдается снижение возрастного порога материнства. Если обратиться к историческим событиям, то этот феномен достаточно закономерен – в сложные периоды социально-экономического развития дети “взрослеют” раньше.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году число медикаментозных абортов среди девушек подростков в возрасте от 15 до 17 лет составило 12473 прерываний беременности. В 2014 году было заключено 835 браков с девушками в возрасте до 18 лет. Если к заключению такого брака подойти с юридической точки зрения, то в Главе 3 статья 13 Семейного кодекса Российской Федерации сказано «допускается возможность снижения брачного возраста с 18 лет, но не более чем на два года. Для этого лица, желающие вступить в брак, должны подать заявление в орган местного самоуправления, где указать уважительные причины… Уважительными причинами обычно признают: беременность несовершеннолетней или рождение ребенка».

Цель настоящей статьи научно обосновать необходимость педагогов и психологов направить свою деятельность на формирование ценностного отношения к материнству у девушек-подростков. Достижение поставленной цели возможно путем воспитания чувства ответственности у девушек.

Следует понимать, что наступившая подростковая беременность это не причина, а последствия ранней половой жизни, сексуальной безграмотности подростков и безответственного отношения, в первую очередь, к самому себе.

В России до ХХ века раннее материнство считалось допустимым с точки зрения общественного мнения и культурных традиций. На сегодняшний день общество осуждает подростковую беременность. Феномен материнства изучается исторически давно, это можно увидеть в научных трудах И.С. Кона, З. Фрейда, Ф.Райса, Х. Зиглера, Г. Крайга, М.Кле, Г.С. Выготского, Э.Эриксона, Г.Г. Филипповой,  и других. На сегодняшний день существует множество трактовок понятия «материнство».

В Большом толковом словаре Д.Н.Ушакова «материнство» это беременность, роды, кормление ребенка, как функция женщины-матери, родственная связь матери с детьми. В Словаре медицинских терминов «материнство это основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода (вынашивание, рождение, вскармливание ребенка), социальная функция матери – воспитание ребенка, будущего гражданина своей страны.

Последователи Ж.Ж.Руссо рассматривают материнство как нечто должное и ожидаемое от женщины.

Итальянский психолог А.Манегетти связывает материнство с заученной ролью с детства, когда девочка в процессе игры проигрывает социальную роль матери.

Филипова Г.Г. считает материнство психосоциальным феноменом, то есть женщина должна быть не только генным носителем, она должна создать условия для появления, вынашивания и будущего развития ребенка, ребенок является частью личной сферы женщины-матери.

Проанализировав научно-исследовательскую литературу можно сделать вывод, что в большинстве работ под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений «мать – дитя» в последующий период его развития.

Безусловно, стать матерью это святой долг любой женщины. Однако ребенка следует не только родить, а еще воспитать и задача эта усложняется, когда матерью становится девушка-подросток.

В  Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дается определение, что подростком считается мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет).

В медицине подростком считают человека, вошедшего в старший пубертатный период и он совпадает с периодом половой зрелости. У девушки этот период с 12 до 16 лет. Подростковый возраст, как правило, является одним из самых сложных и для самой девушки, и для ее родителей. За очень короткий срок девочки превращаются в девушек. Изменяется тело ребенка, его психика, мышление, отношение подростка к окружающему миру.

Физиологические изменения на фоне гормонального взрыва приводят к резкому увеличению или снижению веса, кожа на лице покрывается угревой сыпью. У подростков повышается раздражительность, они быстро утомляются.

Критичность подросткового периода у девушки заключается в противоречивости:

  • неуверенность в привлекательности и жажда признания среди сверстниц
  • желание взаимных отношений с противоположным полом и отсутствие опыта
  • взрослые требуют ответственных и рассудительных поступков и не доверяют принятия важных решенийКризис, по определению, это и есть состояние душевного расстройства, выражающееся в неудовлетворенности человека собой, окружающим миром, своей позицией в этом мире, отношениями с другими людьми. Все это обрушивается на еще не сформировавшегося человека, сбивая его с толку.

Психологи, социологи, акушеры-гинекологи все едины во мнении: девушка-подросток не в состоянии адекватно воспринять наступившую беременность, выносить и воспитать будущее поколение.

Э.Эриксон утверждает, что подростковый возраст кризисный из-за социально-ролевой идентификации. Если девушка на этом возрастном периоде становится матерью, то она испытывает социально-ролевую перегрузку, ей требуется определенное время, педагогическая поддержка, психологическая корректировка для достижения как личной, так и социальной зрелости.

Подростковая беременность сопряжена с высоким риском тяжелого течения самого процесса беременности и родов. Это рискованное мероприятие, как для самой матери ребенка, так и для новорожденного. Однако численность матерей-подростков стабильно высока.

Подростковая беременность это следствие ряда социальных явлений: жестокое обращение с детьми, высокий показатель социального сиротства, высокий уровень несовершеннолетних находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. Это как следствие влияния медиа- и интернет пространства, где современные подростки социализируются, обретают признание среди себе подобных. В большинстве случаев подростковая беременность наступает как следствие отсутствия ценностного отношения к семье и материнству на фоне противоречивых процессов между социальными, культурными, семейными ценностями.

Процесс формирования материнства начинается с момента появления на свет ребенка женского пола и формируется в процессе взросления. Г.Г.Филиппова изучила и описала этапы формирования материнства. Она справедливо отмечает, что процесс конкретизации подростком себя со сферой материнства именно во взаимодействии со своим ребенком на этапе беременности, родов и младенчества, напрямую зависит от взаимодействия девушки-подростка с собственной матерью на всем этапе взросления от момента собственного рождения.

Нестабильность экономической системы ставит среднестатистическую семью в зависимость благосостояния семьи от наличия как минимум двух источников доходов, то есть заработную плату отца и матери. Поэтому мать должна осуществлять профессионально-трудовую деятельность, а воспитание дочери переложить на образовательное учреждение или иных родственников. Как следствие происходит дисгармонизация модели отношений «дочь-мать».

Пропаганда индивидуализации личности ведет к тому, что родители стремятся отделить свою личную жизнь от личной жизни своего ребенка. Для этого приобретают личный телефон, телевизор, компьютер. Разграничивают пространство обустройством личной комнаты или пространственной зоной. Отсутствие родительского контроля за увлечениями подростка, его досугом приводит к тому, что подростки учатся строить взаимоотношения по образу и подобию телевизионных реалитишоу. Они социализируются и получают признание среди сверстников в социальных сетях. Насыщение средств массовой информации картинами раскрепощенного образа жизни, который можно увидеть в токшоу, реалитишоу. Продвижение подобного образа жизни как культа личности, как элемент обязательного процесса инициации. Свобода доступа к информации любой направленности в сети INTERNET, приоритетность общения посредством социальных сетей, навязывание порнографической рекламы, ведет к росту нежелательного интимного эксперимента среди подростков.

Позиции родителей, особенно матери, в отношении своих дочерей оказывают влияние на их поведенческую природу. В случаях, когда девочка отодвигается в семье на второй план, чувствует себя ненужной или отвергнутой в собственной родительской семье, особенно когда мать занимается выстраиванием своей личной жизни, такая будет завоевывать внимание негативными поступками, или будет заниматься поисками другого объекта, который сам обратит на нее внимание. Половой путь решения эмоциональных проблем компенсирует недостаток внимания и ласки, а также удовлетворит половое любопытство. К подобным последствиям также приведет уклонение родителей от общения с подростком, отказ от совместного времяпрепровождения. Излишняя гиперопека подростка может вызвать психоэмоциональный протест и привести к негативным последствиям: девочки начинают искать острых ощущений в плохой кампании, в уличной среде, в девиантном поведении, в последствии чего высока вероятность наступления ранней беременности.

В случае, когда перед подростком в семье выдвигаются высокие требования, подростком командуют, отсутствует право даже мелких самостоятельных решений и действий негативно сказывается на отношениях подростка с родителями. Такая девушка- будет стремиться создать свою семью, в которой она будет играть главную роль, где будет принята равным ей социумом и признана как взрослый человек, а не как безответственный ребенок.

Если девочка из числа детей-сирот или воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении, когда имеет место быть материнская депривация, то процесс формирования семейных отношений и материнства у такой девушки упущен.

На протяжении четырех лет с 2011 по 2015 год проводился опрос среди обучающихся Красноярского техникума промышленного сервиса (ранее КГБОУ НПО Профессиональное Училище №33), у которых наступила беременность. В результате были получены следующие ответы:

  • Беременность наступила неожиданно и не запланировано – 98%;
  • Молодой человек обманул, уверял, что бесплоден – 25%;
  • Желают иметь свою семью и не жить совместно с родителями – 20%;
  • Государство и родители помогут воспитать ребенка – 46%;
  • Отказались от ребенка в родильном доме – 5%.

На вопрос «Пользуетесь ли Вы контрацепцией» были получены ответы:

  • Не знают, что это такое – 12%
  • Контрацепция это обязанность парней – 38%
  • Не пользуются из-за страха, что увеличится вес – 65%
  • Половой акт спонтанный, о контрацепции в тот момент не задумались – 70%

Ответы девушек-подростков говорят о безответственном отношении к своему здоровью и к материнству. Поэтому педагогам и психологам необходимо проводить работу по формированию ценностного отношения к материнству, формировать у девушки чувство ответственности.

Формирование ценностного отношения девушки-подростка к материнству необходимо осуществлять через воспитание ответственного отношения девушки к себе, к своим поступкам. Этот процесс достаточно трудоемкий, в котором образовательное учреждение и семья должны быть в тандеме.

К. Хелкман выдвигает гипотезу, что чувство ответственности формируется в три фазы. Сначала надо сформировать субъективную ответственность, затем принять ее как социальную обязанность и обосновать ответственность с учетом моральных принципов.

Ф.Хайдер утверждает, что ответственность необходимо нести за результаты совершенных действий, и не важно ожидаем был результат или непредсказуем. Важно  контролировать свои действия и понимать исход любого совершенного действия.

К.Муздыбаев определяет ответственность как социальный феномен. Он считает, что личность формируется путем принятия ею определенных общепринятых норм, социальных ролей. Определенные социальные роли несут в себе соответствующую обязанность. Личность, проигрывая эти социальные роли, должна давать отчет за свои действия. Ответственность, возникшая у личности, не индивидуальная, а социальная. Если личность будет отстраняться, ограждаться от социализации в обществе, то это неминуемо приведет к послаблению социальной ответственности.

Формировать чувство ответственности можно путем:

  • привлечения девушек к участию в проектной деятельности;
  • привлекать к активному участию в совете самоуправления учебного заведения;
  • поручать ответственную деятельность;
  • привлекать к участию во внеурочную деятельность, учитывая творческий потенциал;
  • привлекать к трудовой деятельности.

Подростки нуждаются в самостоятельности, но ее необходимо ненавязчиво контролировать и корректировать взрослыми. Особенная черта подростка это стремление к свободе, однако, нести ответственность стараются избегать. Необходимо определить подростку “территорию ответственности”, признать его взрослым и полезным, что стимулирует желание быть ответственным. Формирование чувства ответственности положительно повлияет не только на профилактику подростковой беременности, но и в целом заставит подростка задуматься над поступками прежде, чем их совершить.


Библиографический список
  1. http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173
  2. http://www.online-science.ru/userfiles/file
  3. http://www.semkod.ru/kommentarii/razdel-2/glava-3/st-13-sk-rf
  4. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Изд.2-е, доп. М., 2010.
  5. Филипова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.


Все статьи автора «Байкалова Анна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: