Малое и среднее предпринимательство (далее МСП) в рыночной экономике в значительной степени влияет на темпы экономического роста, качество и структуру ВВП. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится около 40% ВНП. МСП придает рыночной экономике достаточную гибкость, оперативно приспосабливаясь к изменениям конъюнктуры рынка, вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды.
Значительная роль МСП заключается также и в том, что он насыщает рынок новыми товарами и услугами, обеспечивает достаточное количество новых рабочих мест, удовлетворяет нужды крупных предприятий. Зарубежная практика стимулирования и развития МСП показывает, что государственная поддержка данного направления благотворно влияет на устойчивость экономики в целом. На сегодняшний день, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет 20%, в то время как в 2011 году этот показатель в США и Германии был на уровне 50—52%, в Франции — 55—62%, в Японии — 52— 55%2. В соответствии с концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, планируется увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны в два раза.[7]
В соответствии с указанными критериями по состоянию на 1 января 2014 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5,59 млн субъектов МСП. Среди субъектов МСП преобладают индивидуальные предприниматели, а количество малых и средних предприятий сократилось на 0,2% и 3,6% соответственно. Государственная поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений экономической политики предпринимательства является увеличение числа предприятий, обновление основного капитала и увеличение числа рабочих мест, а как следствие — сокращение безработицы.
Малые и средние предприятия функционируют в сфере услуг, строительстве, торговле, промышленности и сельском хозяйстве. Основная часть индивидуальных предпринимателей и микропредприятий осуществляет деятельность в сфере торговли — около 54 и 45,8% соответственно. Малые предприятия — юридические лица специализируются в предоставлении услуг — 34,4%.
Большая часть средних предприятий осуществляет деятельность в промышленном секторе — 27,3% средних предприятий.Субъекты малого и среднего предпринимательства занимаются различными видами экономической деятельности, это говорит о том, что данный вид предприятий присутствует во всех отраслях, что позволяет эффективно влиять на экономику в целом.
Малое и среднее предпринимательство имеет для экономики Российской Федерации большое значение в силу следующих факторов:
- для создания малых предприятий не требуется длительный срок сооружения крупных инвестиций;
- МСП позволяет не только заполнить все имеющиеся рынки, но и полностью удовлетворить потребности населения в услугах и товарах;
- становление МСП — одно из самых действенных средств обеспечения конкурентоспособной среды и антимонопольной политики;
- МСП отличается от крупного и среднего бизнеса первоначально восприимчивостью и гибкостью по отношению к конъюнктуре рынка;
- малые предприятия могут дешевле и быстрее обновлять основные фонды, производить полную или частичную автоматизацию процесса производства, внедрять и использовать новые технологии, добиваться оптимального соотношения ручного и автоматизированного труда;
- развитие МСП создает класс мелких собственников и средний класс, заинтересованный в наведении порядка в стране и стабилизации экономики;
- развитие МСП позволяет не только решить, но и смягчить проблему безработицы;
- малые предприятия намного проще в управлении, нет необходимости создавать сложные схемы руководства предприятием.
Сегодня существуют четыре специальных налоговых режима, которые призваны стимулировать предприятия малого и среднего бизнеса, а именно:
- Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);
- Единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ);
- Налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ);
- Патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ).
Основная суть специальных налоговых режимов — это предоставление налоговых преимуществ субъектам МСП путём замены уплаты ряда налогов уплатой единого налога.
Данные системы налогообложения могут применяться только субъектами МСП, поскольку имеют определенные параметры, которым должны удовлетворять финансовые показатели предприятия. К таким показателям относятся структура уставного капитала, средняя численность персонала, некоторые объемные показатели, такие как величина основных фондов, выручка, размер помещений и другие.
Специальные налоговые режимы являются преимуществом для субъектов МСП перед крупным бизнесом. Данное преимущество призвано стимулировать население, создавать предприятия данного типа, что в дальнейшем приведет к увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВВП Российской Федерации.
Возникает вопрос: что же тормозит темпы увеличения доли МСП в ВВП страны? Почему, несмотря на налоговые льготы и финансовую поддержку МСП, данный сектор экономики не развивается быстрыми темпами?
Анализируя данные налоговые режимы, становится возможным выявить недостатки, которые препятствуют их применению субъектами МСП.
Если допущено несоответствие установленным требованиям, налогоплательщик утрачивает право на применение специального налогового режима и обязан вернуться на общий режим налогообложения. Потеря права на применение, например, упрощенной системы налогообложения и переход на общую систему налогообложения влечет исчисление и уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество и НДС за период использования специального налогового режима.[2]
Перед переходом на упрощённую систему налогообложения необходимо восстановить входной НДС в последнем квартале года, предшествующего году перехода на специальный режим налогообложения. Восстанавливаются суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам.
У субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, отсутствует обязанность уплачивать НДС и выставлять счета-фактуры, что может привести к потере покупателей — плательщиков НДС. Налогоплательщики специальных налоговых режимов не выделяют НДС в стоимости товаров и не выставляют счетов-фактур. Соответственно, у их контрагентов-покупателей отсутствует возможность принять к вычету НДС. Если же счет-фактура выставляется, то необходимо уплатить НДС и представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС.
Расходы, понесенные предпринимателем, учитываются только в одном из названных режимов — в УСН.[6]
Ставки по специальным налоговым режимам уравнены для разных регионов. При таком подходе практически не учитывается разница в уровне доходов в местностях с различным количеством потребителей и с разным уровнем дохода клиентов.
Специальные режимы не предусматривают никаких дополнительных льгот для налогоплательщиков, связанных с особенностями региона или деятельностью.
При выборе специального налогового режима необходимо учитывать специфику деятельности субъекта МСП. Налоговая нагрузка, для предприятий с высоким уровнем затрат, которыми характеризуются производство и торговля, и налоговая нагрузка у высокорентабельного предприятия, функционирующего в сфере услуг, будет напрямую зависеть от наиболее подходящего налогового режима. При этом выбор налогового режима, исходя из величины ставки, не всегда может быть эффективным.
Недостатки специальных налоговых режимов кроются в их сущности, но впоследствии оказывают негативное влияние на сам объект регулирования данных режимов.[4]
Льготные режимы налогообложения позволяют стимулировать образование или развитие малых и средних предприятий, но одновременно бюджет государства недополучает часть налоговых доходов, которые мог бы получить, если бы данные предприятия находились в общей системе налогообложения.
Перед государством встает вопрос: насколько эффективно действуют специальные налоговые режимы и выполняют ли они цели, которые были определены при их введении?
Ответ на данный вопрос могла бы дать система оценки эффективности специальных налоговых режимов, основанная на влиянии данных режимов на субъекты МСП и потенциальных недополученных налоговых доходах бюджета.
Анализ применения специальных налоговых режимов можно было оценивать по следующим показателям:
- количество вновь создаваемых малых и средних предприятий в год на определенной территории;
- число занятых на малых и средних предприятиях на определенной территории;
- объемы самофинансирования за счет высвободившихся средств после применения специальных налоговых режимов;
- инвестиции в основной капитал на малых и средних предприятиях;
- соотношение прироста расходов на осуществление исследуемой деятельности и сокращения доходов государства (в виде потерь налоговых поступлений от специальных налоговых режимов).
Ежегодный мониторинг и анализ специальных налоговых режимов по данным показателям позволит получить достаточно полное представление о результатах их использования.
Система оценки эффективности специальных налоговых режимов позволит выявить недостатки и начать работу по их устранению.
В результате будут достигнуты цели, ради которых они вводились, а именно увеличение доли субъектов в ВВП страны. Одновременно будет выполняться фискальная роль специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы являются одним из основных методов поддержки и стимулирования субъектов МСП, но недостаточны для увеличения субъектов МСП в Российской Федерации. Увеличить эффективность специальных налоговых режимов возможно при устранении их недостатков, а также при мониторинге и оценке с помощью системы показателей, которые максимально смогут отразить их воздействие на субъекты МСП.
Библиографический список
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (ред. от 02.04.2014).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
- Гаврилова Т. Е., Воробей Е. К. Эффективность налоговых режимов субъектов малого предпринимательства // Экономика. Налоги. Право.- 2014.-№3. — С. 154.
- Колодняя Г. В. Средний бизнес как драйвер роста отечественной экономики // Экономика. Налоги. Право.-2014.-№4.-С. 160.
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства — smb.gov.ru;
- Министерство экономического развития Российской Федерации — economy.gov.ru;
- Федеральная налоговая служба — http://www.nalog.ru.
Количество просмотров публикации: Please wait