Агропромышленный комплекс России состоит из 3 отраслевых сфер: отрасль обеспечения сельского хозяйства техническими средствами, перерабатывающая промышленность и само сельское хозяйство. Сельское хозяйство является одним из самых важных институтов в экономическом хозяйстве страны и наравне с этим одним из сложнейших [3]. Согласно статье 4 ФЗ — №209 от 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Определение типа предприятия происходит в соответствии со следующими критериями:
1) количество рабочих:
а) если в предприятии занято 100 — 250 человек, то это среднее предприятие;
б) если в предприятии занято до 100 человек включительно, то это малое предприятие.
Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия. В производстве микропредприятия занято до 15 человек.
2) Объём получаемой выручки в результате реализации товаров (работ, услуг за прошедший год без учета налога на добавленную стоимость):
а) если доход предприятия равен 60 миллионам рублей — микропредприятия;
б) если доход предприятия равен 400 млн рублей — малые предприятия;
в) если доход предприятия равен 1000 млн рублей — средние предприятия.
По данным Росстата на 2014 год, насчитывалось всего 235,6 тысяч малых предприятий, в сельском же хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве задействовано 10,3 тысячи малых предприятий, что составляет лишь 4,4% от общего числа фактически существующих малых предприятий [7]. Наибольшую часть рыночных потребностей, от 80 до 90%, составляют потребности в сельскохозяйственной продукции, сырье и в продовольствии отечественного производства. Исходя из этого, главной целью агропромышленного комплекса является достижение основных параметров Доктрины продовольственной безопасности РФ от 30 января 2010 года [1].
В Российской Федерации к субъектам малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве относят: крестьянские (фермерские) хозяйства, организации потребительской кооперации, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства. Они вносят существенный вклад в обеспечение населения продуктами питания, укрепления продовольственной безопасности, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, решения социальных проблем сельских территорий, сохранения и развития сельских территорий. Проблемами АПК остаются:
1. Низкие темпы модернизации и развития производств малых предприятий.
Принимающиеся попытки для модернизации потенциала сельского хозяйства не используются эффективно. Из общего числа завершенных, принятых, оплаченных заказчиком и рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок 2012 года 3% было реализовано в ограниченных объемах, 4% — в одном — двух хозяйствах, а через два — три года судьба 70% разработок оказалась неизвестна ни заказчикам, ни разработчикам [2].
2. Низкий уровень доходов. На 2014 год оборот малых предприятий в сельском хозяйстве без микропредприятий составлял 340,6 миллиардов рублей, что составляет 2 % от всей получаемой прибыли малыми предприятиями, что указывает на относительно невысокую долю прибыли по сравнению с другими сферами занятости [4].
3. Сложность реализации произведённой продукции — не обеспечивается реализация потенциальных возможностей малых форм хозяйствования.
В связи с этим были приняты на федеральном уровне ведомственные целевые программы «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных крестьянских (фермерских) хозяйств» для их реализации в регионах на период 2012—2014 гг. Финансирование программ происходит посредством долевого участия разных форм бюджетов — федерального, регионального бюджетов и средств участника программ.
Мы рассмотрели на примере Пермского края комплекс мер, направленных на реализацию задач целевых программ, которые включают следующие направления:
1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Так, общая сумма выплаченных в 2013 году грантов составила 71,9 миллионов рублей, в результате которых поддержку получили 56 начинающих фермеров. 30% денежных средств представленных гарантов были направлены на приобретение скота, техники, оборудования и на строительство или ремонт фирм [5].
2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров.
В Пермском крае в 2013 году на данную поддержку было выделено 33 000 000,00 рублей.
3. Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования в Пермском крае на 2013 год составила 18,7 миллионов рублей.
4. Погашение части затрат по приобретению или взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота.
На технологии было выделено 19 900 000 рублей, а на скот — 50 миллионов рублей. Предоставляются субсидии на возмещение части затрат, связанные с осуществлением проектной деятельности малыми предприятиями в сфере агропромышленного комплекса. Так, в Пермском крае было выделено 50 миллиардов рублей в 2013 году на осуществление субсидий. Происходит конкурс проектов в Минсельхозпроде, в результате которого возмещаются затраты на оборудование в размере 30% от затрат (до 1 миллиона рублей) и возмещаются до 50% затрат на оборудование для проектов, начинающих развитие сельского хозяйства практически «с нуля», то есть такие проекты, которые находятся на территориях, отдалённых от экономически развитых, социальных, инфраструктурных территорий и инженерных центров, в районах, где отсутствует сельскохозяйственное производство (до 2 миллионов рублей).
5. Предоставление консультационной помощи гражданам, желающим создать КФХ (коллективные фермерские хозяйства), в том числе желающим переехать в сельскую местность. Согласно проекту создания агропромышленного комплекса в Пермском крае (2012—2015 гг.), в 2015 году планируется запуск одного агропарка, в компетенции которого информировать и консультировать различные предприятия, в том числе и малые предприятия. Также в 2013 году 9,1 миллионов рублей было выделено на развитие системы консультирования и повышение квалификации работников АПК, на развитие рынка высококвалифицированных услуг сельского хозяйства товаропроизводителям на условиях аутсорсинга.
6. Строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров. Размер этих выплат на 2013 год в Пермском крае составил 25 200 000 рублей.
7. Организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими фермерами.
В Пермском крае Минсельхозпрод реализует одну из программ, которая осуществляет поддержку малого бизнеса с 2012 по 2015 год.
Данная программа носит название «Здоровое питание». В рамках этого проекта были проведены ярмарки для малого агробизнеса, появилось около 600 ярмарок именно для малого агробизнеса и проводились мероприятия, продвигающие полезную продукцию пермских производителей в средствах массовой информации (не менее 3-х компаний). Данные действия помогли малым формам хозяйствования реализовать свою продукцию на рынке и найти на нём определённую нишу.
8. Предоставление поручительств и гарантий начинающим фермерам из фонда поручительств. По сравнению с 2013 годом поддержка молодых специалистов Пермского края и трудоустроившихся в сельскохозяйственные организации в 2013 году увеличилась с 5,6 миллионов рублей до 6 миллионов рублей.
9. Включение начинающих фермеров в программы по компенсации части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Так, на 2013 год компенсация расходов по оформлению земельных участков в собственность крестьянским хозяйствам составила 1 800 000 рублей.
В Пермском крае развитие малых форм хозяйствования на селе осуществляется при помощи «социального лифта», содержащего следующие этапы:
1. Предоставление льготных кредитов на приобретение и содержание сельскохозяйственных животных ЛПХ.
2. Возмещение части затрат и оформление земли в собственность (происходит тиражирование агротехнологий).
3. Информационное сопровождение и обучение соответствующих кадров.
4. Обеспечение реализации продукции субъектов малых форм хозяйствования, организации ярмарок и установление PR– сопровождения.
Для обеспечения фундамента проведения данных целевых программ были осуществлены изменения в нормативно-правовой базе [6]:
1. Принят Федеральный закон № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (от 23.12.2013 г.) и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые позволяют из государственной и муниципальной собственностей — земель сельскохозяйственного назначения — отдавать земли под участки для начинающих фермеров.
2. В Налоговом кодексе Российской Федерации появилось новое положение, которое закрепляет, что освобождаются от налогообложения лица, осуществляющие поддержку начинающих фермеров и развитие семейных ферм с помощью предоставления им грантов и единовременной помощи. В статью 217 прописана отмена налога с субсидий, предоставляемых главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Данное освобождение от налогообложения происходит за счет бюджетной системы Российской Федерации, поскольку они имеют целевой характер и направлены на развитие и поддержку ведения фермерского хозяйства в течение пяти лет с года его регистрации [1].
По итогам реализации мероприятий целевых программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» можно отметить:
- данные программы востребованы и способствуют созданию в регионах новых постоянных рабочих мест в сельской местности;
- стимулируется создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств на основе личных подсобных хозяйств, ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции.
Подводя итог, можно сказать, что совокупность всех целевых программ, корректировки в законодательстве и всех подпрограмм осуществляющихся мероприятий в нашей стране направлены на достижение наиболее важных задач и целей. Эти установки обеспечивают устойчивое развитие малых предприятий, которые играют не малую роль в сельском хозяйстве. Благодаря их развитию возможно увеличить посевные площади и использование российских земель «во благо», обеспечить продовольственную независимость России от других стран, внедрить новые технологии в сферу сельского хозяйства и развитие агропромышленного комплекса в целом.
Библиографический список
- Дозорова Т. А. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве // Вестник государственной сельскохозяйственной академии// — 2014 — 4 (28).
- Кириченко И. С Техническая оснащённость сельского хозяйства. Государственная поддержка, кадровое обеспечение // Агропродовольственная политика России — 2014 — 8 (20).
- Заяц А. А. Государственная поддержка сельского хозяйства // Сборник трудов конференции «Направления повышения стратегической конкурентоспособности аграрного сектора экономики» — 2014.
- Росстат. Институциональные преобразования в экономике. Основные показатели микропредприятий. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/.
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края — http://www.agro.permkrai.ru.
- «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013—2020 годы» — http://kontrol.zsperm.ru/upload/iblock/7fb/informPPK_05092013.pdf.
- Информационно-правовой портал «ГРАНТ» — http://base.garant.ru/12154854/.
Количество просмотров публикации: Please wait