ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ РОССИИ

Баширова Хава Шамановна1, Бисаева Дания Исаевна2, Абдулазизова Элиза Аптиевна3
1ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», студентка 3 курса факультета экономики и финансов
2ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», студентка 3 курса факультета экономики и финансов
3ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», научный руководитель - ассистент кафедры «Налоги и налогообложение»

Аннотация
В данной статье авторами рассматривается государственная поддержка малому бизнесу в агропромышленной сфере, проблемы агропромышленного комплекса, структура хозяйственных форм развития, а также указаны программы поддержки для малого бизнеса в агропромышленной сфере России.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственная поддержка, малый бизнес, проблемы агропромышленного комплекса, программы поддержки для малого бизнеса


THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE AGRO-INDUSTRIAL SECTOR IN RUSSIA

Bashirova Hava Shamanovna1, Bisaeva Daniya Isaevna2, Abdulazizova Eliza Aptievna3
1Chechen State University, 3rd year student of the Faculty of Economics and Finance
2Chechen State University, 3rd year student of the Faculty of Economics and Finance
3Chechen State University, Supervisor - assistant of the department "Taxes and taxation"

Abstract
In this article the authors considered State support for small businesses in the agro-industrial sector, problems of agro-industrial complex, the structure of economic development, as well as the programme of support for small businesses in the agro-industrial sector Russia.

Keywords: agriculture, problem of the agro-industrial complex, programme of support for small business, small business, state support


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баширова Х.Ш., Бисаева Д.И., Абдулазизова Э.А. Государственная поддержка малого бизнеса в агропромышленной сфере России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61494 (дата обращения: 20.04.2024).

Агропромышленный комплекс России состоит из 3 отраслевых сфер: отрасль обеспечения сельского хозяйства техническими средствами, перерабатывающая промышленность и само сельское хозяйство. Сельское хозяйство является одним из самых важных институтов в экономическом хозяйстве страны и наравне с этим одним из сложнейших [3]. Согласно статье 4 ФЗ — №209 от 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Определение типа предприятия происходит в соответствии со следующими критериями:

1) количество рабочих:

а) если в предприятии занято 100 — 250 человек, то это среднее предприятие;

б) если в предприятии занято до 100 человек включительно, то это малое предприятие.

Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия. В производстве микропредприятия занято до 15 человек.

2) Объём получаемой выручки в результате реализации товаров (работ, услуг за прошедший год без учета налога на добавленную стоимость):

а) если доход предприятия равен 60 миллионам рублей — микропредприятия;

б) если доход предприятия равен 400 млн рублей — малые предприятия;

в) если доход предприятия равен 1000 млн рублей — средние предприятия.

По данным Росстата на 2014 год, насчитывалось всего 235,6 тысяч малых предприятий, в сельском же хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве задействовано 10,3 тысячи малых предприятий, что составляет лишь 4,4% от общего числа фактически существующих малых предприятий [7]. Наибольшую часть рыночных потребностей, от 80 до 90%, составляют потребности в сельскохозяйственной продукции, сырье и в продовольствии отечественного производства. Исходя из этого, главной целью агропромышленного комплекса является достижение основных параметров Доктрины продовольственной безопасности РФ от 30 января 2010 года [1].

В Российской Федерации к субъектам малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве относят: крестьянские (фермерские) хозяйства, организации потребительской кооперации, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства. Они вносят существенный вклад в обеспечение населения продуктами питания, укрепления продовольственной безопасности, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, решения социальных проблем сельских территорий, сохранения и развития сельских территорий. Проблемами АПК остаются:

1. Низкие темпы модернизации и развития производств малых предприятий.

Принимающиеся попытки для модернизации потенциала сельского хозяйства не используются эффективно. Из общего числа завершенных, принятых, оплаченных заказчиком и рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок 2012 года 3% было реализовано в ограниченных объемах, 4% — в одном — двух хозяйствах, а через два — три года судьба 70% разработок оказалась неизвестна ни заказчикам, ни разработчикам [2].

2. Низкий уровень доходов. На 2014 год оборот малых предприятий в сельском хозяйстве без микропредприятий составлял 340,6 миллиардов рублей, что составляет 2 % от всей получаемой прибыли малыми предприятиями, что указывает на относительно невысокую долю прибыли по сравнению с другими сферами занятости [4].

3. Сложность реализации произведённой продукции — не обеспечивается реализация потенциальных возможностей малых форм хозяйствования.

В связи с этим были приняты на федеральном уровне ведомственные целевые программы «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных крестьянских (фермерских) хозяйств» для их реализации в регионах на период 2012—2014 гг. Финансирование программ происходит посредством долевого участия разных форм бюджетов — федерального, регионального бюджетов и средств участника программ.

Мы рассмотрели на примере Пермского края комплекс мер, направленных на реализацию задач целевых программ, которые включают следующие направления:

1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

Так, общая сумма выплаченных в 2013 году грантов составила 71,9 миллионов рублей, в результате которых поддержку получили 56 начинающих фермеров. 30% денежных средств представленных гарантов были направлены на приобретение скота, техники, оборудования и на строительство или ремонт фирм [5].

2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров.

В Пермском крае в 2013 году на данную поддержку было выделено 33 000 000,00 рублей.

3. Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования в Пермском крае на 2013 год составила 18,7 миллионов рублей.

4. Погашение части затрат по приобретению или взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота.

На технологии было выделено 19 900 000 рублей, а на скот — 50 миллионов рублей. Предоставляются субсидии на возмещение части затрат, связанные с осуществлением проектной деятельности малыми предприятиями в сфере агропромышленного комплекса. Так, в Пермском крае было выделено 50 миллиардов рублей в 2013 году на осуществление субсидий. Происходит конкурс проектов в Минсельхозпроде, в результате которого возмещаются затраты на оборудование в размере 30% от затрат (до 1 миллиона рублей) и возмещаются до 50% затрат на оборудование для проектов, начинающих развитие сельского хозяйства практически «с нуля», то есть такие проекты, которые находятся на территориях, отдалённых от экономически развитых, социальных, инфраструктурных территорий и инженерных центров, в районах, где отсутствует сельскохозяйственное производство (до 2 миллионов рублей).

5. Предоставление консультационной помощи гражданам, желающим создать КФХ (коллективные фермерские хозяйства), в том числе желающим переехать в сельскую местность. Согласно проекту создания агропромышленного комплекса в Пермском крае (2012—2015 гг.), в 2015 году планируется запуск одного агропарка, в компетенции которого информировать и консультировать различные предприятия, в том числе и малые предприятия. Также в 2013 году 9,1 миллионов рублей было выделено на развитие системы консультирования и повышение квалификации работников АПК, на развитие рынка высококвалифицированных услуг сельского хозяйства товаропроизводителям на условиях аутсорсинга.

6. Строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров. Размер этих выплат на 2013 год в Пермском крае составил 25 200 000 рублей.

7. Организация сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими фермерами.

В Пермском крае Минсельхозпрод реализует одну из программ, которая осуществляет поддержку малого бизнеса с 2012 по 2015 год.

Данная программа носит название «Здоровое питание». В рамках этого проекта были проведены ярмарки для малого агробизнеса, появилось около 600 ярмарок именно для малого агробизнеса и проводились мероприятия, продвигающие полезную продукцию пермских производителей в средствах массовой информации (не менее 3-х компаний). Данные действия помогли малым формам хозяйствования реализовать свою продукцию на рынке и найти на нём определённую нишу.

8. Предоставление поручительств и гарантий начинающим фермерам из фонда поручительств. По сравнению с 2013 годом поддержка молодых специалистов Пермского края и трудоустроившихся в сельскохозяйственные организации в 2013 году увеличилась с 5,6 миллионов рублей до 6 миллионов рублей.

9. Включение начинающих фермеров в программы по компенсации части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Так, на 2013 год компенсация расходов по оформлению земельных участков в собственность крестьянским хозяйствам составила 1 800 000 рублей.

В Пермском крае развитие малых форм хозяйствования на селе осуществляется при помощи «социального лифта», содержащего следующие этапы:

1. Предоставление льготных кредитов на приобретение и содержание сельскохозяйственных животных ЛПХ.

2. Возмещение части затрат и оформление земли в собственность (происходит тиражирование агротехнологий).

3. Информационное сопровождение и обучение соответствующих кадров.

4. Обеспечение реализации продукции субъектов малых форм хозяйствования, организации ярмарок и установление PR– сопровождения.

Для обеспечения фундамента проведения данных целевых программ были осуществлены изменения в нормативно-правовой базе [6]:

1. Принят Федеральный закон № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (от 23.12.2013 г.) и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые позволяют из государственной и муниципальной собственностей — земель сельскохозяйственного назначения — отдавать земли под участки для начинающих фермеров.

2. В Налоговом кодексе Российской Федерации появилось новое положение, которое закрепляет, что освобождаются от налогообложения лица, осуществляющие поддержку начинающих фермеров и развитие семейных ферм с помощью предоставления им грантов и единовременной помощи. В статью 217 прописана отмена налога с субсидий, предоставляемых главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Данное освобождение от налогообложения происходит за счет бюджетной системы Российской Федерации, поскольку они имеют целевой характер и направлены на развитие и поддержку ведения фермерского хозяйства в течение пяти лет с года его регистрации [1].

По итогам реализации мероприятий целевых программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» можно отметить:

- данные программы востребованы и способствуют созданию в регионах новых постоянных рабочих мест в сельской местности;

- стимулируется создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств на основе личных подсобных хозяйств, ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции.

Подводя итог, можно сказать, что совокупность всех целевых программ, корректировки в законодательстве и всех подпрограмм осуществляющихся мероприятий в нашей стране направлены на достижение наиболее важных задач и целей. Эти установки обеспечивают устойчивое развитие малых предприятий, которые играют не малую роль в сельском хозяйстве. Благодаря их развитию возможно увеличить посевные площади и использование российских земель «во благо», обеспечить продовольственную независимость России от других стран, внедрить новые технологии в сферу сельского хозяйства и развитие агропромышленного комплекса в целом.


Библиографический список
  1. Дозорова Т. А. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве // Вестник государственной сельскохозяйственной академии// — 2014 — 4 (28).
  2. Кириченко И. С Техническая оснащённость сельского хозяйства. Государственная поддержка, кадровое обеспечение // Агропродовольственная политика России — 2014 — 8 (20).
  3. Заяц А. А. Государственная поддержка сельского хозяйства // Сборник трудов конференции «Направления повышения стратегической конкурентоспособности аграрного сектора экономики» — 2014.
  4. Росстат. Институциональные преобразования в экономике. Основные показатели микропредприятий. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/.
  5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края — http://www.agro.permkrai.ru.
  6. «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013—2020 годы» — http://kontrol.zsperm.ru/upload/iblock/7fb/informPPK_05092013.pdf.
  7. Информационно-правовой портал «ГРАНТ» — http://base.garant.ru/12154854/.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Абдулазизова Элиза Аптиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация