Роль и место проектной деятельности в сфере образования в значительной мере определяются типологией соответствующих образовательных и научных инноваций. Управление разработкой и внедрением образовательных инноваций в реальную педагогическую практику предполагает применение технологий проектного управления в образовательном и воспитательном процессах, а также в их организации и проведении. Научные инновации воплощают в продуктах и услугах новые научные знания, полученные в ходе реализации научных проектов, являющихся основной формой организации научной деятельности образовательных учреждений.
Допустимо утверждать, что проектная деятельность является дополнительным элементом системы управления учебными заведениями разного уровня образования. Управляя проектами в сфере образования, важно понимать их масштаб. На рисунке 1 представлен типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения. Выбор инструментальных средств управления проектами в сфере образования должен осуществляться с учетом возможности оказания полноценной информационной поддержки, обеспечивающей выполнение определенного набора функций [7].
Рисунок 1 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения
В процессе управления образовательными и научными проектами на их различных этапах могут потребоваться разные типы программного обеспечения (ПО) при осуществлении тех или иных управленческих функций (рис. 2).
Рисунок 2 – Типы программного обеспечения, применяемого на различных этапах образовательных и научных проектов
Отраслевые и ресурсные особенности проектов определяют типы решений и список критериев для выбора наиболее подходящего ПО.
Учитывая вышесказанное, определимся с классификацией программного обеспечения управления проектами:
-
по стоимости:
-
дорогое (более 1000$);
-
недорогое (менее 1000$);
-
бесплатное;
-
-
по количеству поддерживаемых функций:
-
непрофессиональное (настольное);
-
профессиональное.
-
-
по уровню специализации:
-
универсальное;
-
специализированное.
-
Выявляя лидеров среди информационных систем управления проектами (ИСУП) в сегменте крупных универсальных решений (hi-end) (Primavera Enterprise Project Portfolio Management – EPPM), воспользуемся результатами исследований Gartner Group [1].
В настоящее время неоспоримыми преимуществами обладают MS Project, HP PPM и Oracle Primavera (рис. 3), функционал которых сформирован на основе процессов описанных в методологии проектного управления и соответствует требованиям оптимальности. Последнее значительное перераспределение ведущих позиций в нишевой группе лидеров ( Leaders) квадрата Gartner связано с покупкой компанией Oracle в 2008 г. Primavera Systems и появлением в 2010 г. появлением MS Project 2010.
Рисунок 3 – Квадрата Gartner для решений уровня EPPM
Для выполнения сравнительного анализа указанных решений уровня EPPM с учетом возможности их использования при управлении проектами в сфере образования воспользуемся аналитическими отчетами Gartner и рекомендациями В. Богданова по их сравнительному анализу на основе бальных оценок трех сильных сторон и трех ограничений (-2, -1, 0, 1, 2). Сведем результаты сравнения в таблицу 1 [3].
Таблица 1 – Сравнительный анализ ведущих EPPM-систем
MS Project Server | HP PPM | Oracle Primavera | |
Сильные стороны | |||
Единое информационное пространство с другими решениями компании на основе единой платформы | +2 | ||
Возможности управления проектами и портфелями проектов в рамках одного решения | +2 | +2 | +2 |
Наличие решений компании, интеграция с которыми добавляет преимущества в предметных областях | +1 | ||
Зрелость решения и его многолетнее присутствие в сегменте рынка EPPM | +1 | +1 | |
Зрелость и финансовая стабильность компании-производителя | +1 | +1 | |
Ограничения | |||
Отсутствие собственных сервисов облачных систем управления проектами (SaaS) | -1 | -1 | -1 |
Отсутствие инструментов бюджетного проектирования | -2 | ||
Отсутствие преднастроенной аналитики | -2 | ||
Избыточные требования к формализации процессов | -2 | ||
Требования к высокому уровню культуры управления проектами | -2 | ||
Поддержка только Oracle в качестве БД | -2 | ||
Продвижение только среди собственных клиентов | -2 | -1 | |
Итоговый рейтинг | |||
Суммарная бальная оценка | 0 | -1 | -1 |
Дополним анализ итогами еще одного исследования Gartner, определяющего рейтинг Market Scope по новой схеме легких, средних и тяжелых решений по схеме “срок/деньги/результат” [4].
В соответствии с этим критерием HP PPM и Oracle Primavera отнесены к средним решениям (группа «Позитивные», Positive), а решение Microsoft Project признано легким решением (группа «Перспективные», Promising). Бюджетность решения при широком функционале и уверенном положении в сегменте мирового рынка EPPM делают Microsoft Project предпочтительным в качестве программного решения управления проектами в сфере образования.
Согласно результатам исследований российского рынка PPM-систем, проведенного Российской ассоциацией управления проектами «Совнет», лидерами российского сегмента рынка ИСУП являются уже упоминаемые Microsoft Project и Oracle Primavera, Open Plan, первая российская ИСУП Spider Project (Spider Technologies Group) и другие российские программы, такие как Project Expert (Про-Инвест-ИТ) и решения 1С:PM Управление проектами ПРОФ, 1С: Управление проектной организацией и 1С:
Управление проектным офисом [5].
Оценить занимаемые доли российского рынка EPPM условно можно согласно статистике реализованных проектов по внедрению от Центра обработки данных Advaser (рис. 4)[6].
Присутствие сервисов облачных систем управления проектами (SaaS), такие как, Zilicus PM, Zoho Projects, Podio, Planbox, Basecamp, на российском рынке EPPM-систем характеризует тенденцию ускоренной интеграции облачных технологий в портфели ИТ. [8].
Представленная на диаграмме выше, также облачная, но изначально разработанная для российских компаний Адванта (Advanta Group) представляет полный набор инструментов для организации проектной деятельности, позволяющий создавать множество отраслевых и функциональных решений, уже готовых к использованию.
Рисунок 4 – Системы EPPM по количеству внедрений
Также в упомянутом отчете Gartner и для Microsoft, и для Oracle были рассмотрены прогнозы и сценарии выхода на рынок облачных EPPM-систем. Опасность для них в том, что другие облачные игроки, разрабатывая отраслевые специализированные решения, могут выставить барьер к вхождению. К тому же для продвижения облачных решений придется отказаться от необлачных, что уже сейчас проще для Oracle, так как его «толстыйклиент» реализован как Web-сервис, но неприемлемо в полной мере для Microsoft. Gartner считает, что рост облачных систем в России будет примерно 22-23% в год, притом, что мировой рынок будет расти только на 16% в год. Ожидаемый рост облачных ИСУП в России будет порядка 50% в год [2].
Учитывая образовательную сферу как малобюджетную, нужно упомянуть в этом контексте и
Open Source-решения, которые обладают меньшей функциональностью, но все равно достаточной при управлении как образовательными, так и научными проектами.
В целом можно рекомендовать внедрение бесплатных и (или) облачных систем управления проектами, которые могут использоваться на разных уровнях управления образовательными учреждениями и при реализации образовательных и научных инноваций. С учетом современных тенденций развития Интернет-технологий и облачных сервисов именно их применение в проектной деятельности на внутришкольном, региональном и межрегиональном уровнях определяет ее будущее.
Библиографический список
- Курзаева Л.В. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах/ Т.Б. Новикова, Л. З. Давлеткиреева , О.Б. Назарова., И.Д. Белоусова/ /Фундаментальные исследования. -2015. -№8(2). – С. 297-302.
- Макашова В.Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук/В.Н. Макашова. -Магнитогорск, МГПУ, -2005. – С.23.
- Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия ВУЗов и работодателей, Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI Международной научно-практич. конф./Под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство НГТУ, – 2011. -С. 386 -390.
- Макашова В.Н. Опыт разработки и внедрения модуля «ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕКАНАТ» в систему дистанционного обучения на основе LMS MOODLE. Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах/ В.Ю. Филимошин. – 2015. – № 1(6). - С. 67-74.
- Новикова И.Н. К вопросу подготовки будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде // Гуманитарные научные исследования/ М.В. Желтякова, С.Я. Инашвили. – 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13200
- Новикова И.Н. Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учреждением. Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск, – 2015. – С. 537-539.
- Новикова И.Н. Применение проектного менеджмента в сфере образования//Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине» Часть III. А.К. Шагиева, С.Я. Инашвили. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, – 2015. -С. 160 -162.
- Ошурков В.А. Механизмы оптимизации управления программой ИТ-проектов/В.Н. Макашова// Сборник научных трудов SWORLD. -2014. -№ 1. -С. 66-72.
- Ошурков В.А. Внедрение корпоративного сервиса «JIRA» как элемента системы управления программными проектами/В.Н. Макашова// Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. – 2015. – № 1(6). – С. 61-66.
- Разинкина Е.М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е.М. Разинкина,В.Н. Макашова, 3.М. Уметбаев, И.В. Суколенов. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ. – 2006. – С.144.
- Чусавитина Г.Н.. Построение информационной образовательной среды вуза на основе методологии менеджмента непрерывности бизнеса/ В.Н. Макашова//Новые информационные технологии в образовании. Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2015. – С. 389-394.