АНАЛИЗ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

Мальцагова Тома Маульдыевна
Чеченский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковское дело»

Аннотация
В статье предложена классификация платежных карт, проведен анализ рынка платежных карт с целью выявления факторов, сдерживающих его развитие. Предлагается совершенствование и развитие национальной системы платежных карт.

Ключевые слова: анализ и рынок платежных карт, Классификация, платежная карта


ANALYSIS OF THE MARKET OF PLASTIC CARDS

Malcagova Toma Mauldyievna
Chechen State University
candidate of economic sciences, associate professor of the Department of banking

Abstract
In the article is suggested classification of payment cards, analysed of the market of payment cards with the purpose of identifying constraints to its development. It is proposed improvement and development of the national system of payment cards.

Keywords: analysis and market payment cards, classification, payment card


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мальцагова Т.М. Анализ рынка пластиковых карт // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61404 (дата обращения: 18.04.2024).

В условиях введения экономических санкций США и Евросоюзом страна столкнулась с определенными проблемами не только в политическом плане, но в сфере экономики, в частности, в осуществлении банковской деятельности. Определенные банки лишились возможности выходить на долговые рынки США и Европы, другие частные банки получили запрет на проведение валютных платежей в пользу или от лица этих банков/компаний, фактический контроль над международными платежами российских банков и компаний со стороны западных контрагентов перешел в режим ручного управления. Кроме того, платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт, эмитированных «Россией» и СМП Банком, после введения в отношении них санкций со стороны США. Обосновывается это тем, что обе платежные системы пластиковых карт являются американскими и подчиняются распоряжениям властей США. При этом российские пользователи платят американским платежным системам около 120 млрд.руб. в год за использование их платежных карт и им доступна вся информация о банках и их клиентах. Именно поэтому создание национальной платежной системы, обслуживающей собственные карты является актуальной.

В экономической литературе наиболее часто употребляется термин «пластиковая карта», чем «платежная карта». При этом пластиковую карту определяют как универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу производить оплату товаров и услуг в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Из данного определения карту можно в большей степени назвать платежной, исходя из следующих признаков: платежный инструмент, доступ к управлению банковским счетом, возможность проведения платежей и других операций. Перечисленные признаки карты являются функциональными.

Пластиковые карты получили свое название из материала, из которого они изготовлены. Они предназначены для осуществления тех же операций, что и платежная карта.

В последнее время в научной литературе стали выделять  «кобейджинговая» и «кобрендинговая» карты.

Кобейджинговые карты – банковские карты, работающие в нескольких платежных системах (обычно в двух), отличающиеся от обычных карт наличием второго логотипа.

Кобрендовая карта – совместное предложение банка с одной или несколькими компаниями-партнерами, позволяющее при ее использовании получать скидки или бонусы [1].

Таким образом, платежные или пластиковые карты можно классифицировать по материалу изготовления, по работе в платежной системе, по договоренности банка с компаниями-партнерами и другим признакам. Нами предложена наиболее общая классификация платежных карт (табл. 1).

Таблица 1- Классификация платежных карт

Признаки Виды
виду валюты рублевые, валютные
времени использования ограниченные, неограниченные
категории клиентов простые, серебряные, золотые, платиновые
материалу изготовления бумажные, пластиковые, металлические
методу доступа к счету «электронный кошелек», «электронный кошелек» с дублированием счета у эмитента, «ключ к счету» средство индентификации счета у эмитента
механизму расчетов двусторонние, многосторонние
направлениям использования по работе с физическими лицами, работе с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов, корпоративным для клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов
принадлежности эмитенту банковские, коммерческие, организаций эмитентов
работе в платежной системе работающие в одной платежной системе, кобейджинговые
системе проведения расчетов расчетные, кредитные, предоплаченные
способу записи информации кодирование магнитной полосы, чип, лазерная запись, штрих-кодирование, эмбоссирование
сфере применения универсальные, частные коммерческие
территориальной принадлежности международные, национальные, локальные, отдельных предприятий

В настоящее время банковские пластиковые карты уже не являются чем-то уникальным. За время своего развития рынок пластиковых карт стал более доступным, а сопутствующие банковские услуги и предложения более разнообразными. И если раньше большинство потребителей использовали карту исключительно для получения зарплаты, то сейчас ее постепенно начинают воспринимать как удобное и надежное платежное средство [2].Основная часть российского рынка пластиковых карт контролируется крупнейшими компаниями мировых платежных систем VISA и MasterCard. На их долю приходится 60% и 35 % рынка соответственно, оставшаяся часть рынка (5%) – на другие платежные системы.

Данные о количестве кредитных организаций, осуществляющих эмиссию платежных карт, представлены в табл. 2., из которой видно сокращение числа данных организаций, что обусловлено общей тенденцией сокращения кредитных организаций в РФ.

Таблица 2 – Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных карт (ед.)

Всего кредитных

организаций

из них осуществляющие:

эмиссию и/или

эквайринг

эмиссию

эквайринг

на 1.01.08

1 136

709

684

609

на 1.01.09

1 108

707

678

634

на 1.01.10

1 058

700

680

629

на 1.01.11

1 012

688

673

616

на 1.01.12

978

679

668

602

на 1.01.13

956

659

653

601

на 1.01.14

923

641

633

590

на 1.01.15

834

597

588

543

на 1.07.15

797

572

568

522

В настоящее время более 71 % из существующих кредитных организаций (572 ед. из существующих 797 ед.) осуществляют эмиссию и/или экваринг платежных карт. Количество выпущенных ими платежных карт на 01.07.2015 г. составило 234,11 млн.шт., что больше в 2,19 раз по сравнению с аналогичным показателем апреля 2008 г. При этом количество карт, полученных владельцами по собственной инициативе, остается незначительно, подавляющее большинство карт – расчетные карты, выданные кредитными организациями в рамках зарплатных проектов (табл. 3).

Таблица 3 – Динамика и структура количества платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт, млн.шт.

 

Всего

в том числе:

Структура карт, %

расчетные

карты

из них:

кредитные

карты

расчет-ных

из них:

кредитные

расчетные

карты с

«овердрафтом»

«с овер-драфтом»

на 1.01.08

103,041

94,097

8,944

8,944

91,32

-

8,68

на 1.01.09

118,63

109,335

26,826

9,296

92,16

24,54

7,84

на 1.01.10

123,991

115,39

21,268

8,601

93,06

18,43

6,94

на 1.01.11

137,834

127,787

22,452

10,047

92,71

17,57

7,29

на 1.01.12

162,898

147,872

25,833

15,026

90,78

17,47

9,22

на 1.01.13

191,496

169,013

31,788

22,483

88,26

18,81

11,74

на 1.01.14

217,463

188,275

39,463

29,189

86,58

20,96

13,42

на 1.01.15

227,666

195,904

39,726

31,761

86,05

20,28

13,95

на 1.07.15

234,11

203,703

38,264

30,407

87,01

18,78

12,99

Как показывает анализ, количество эмитированных расчетных карт кредитными организациями на 01.07.2015 г. составило 203,70 млн.шт, кредитных карт – 30,41 млн.шт., что больше на 3,98% и меньше на 4,27 % соответственно по сравнению с аналогичными показателями начала года. Снижению спроса на кредитные карты и расчетные карты с «овердрафтом» способствовали общая экономическая ситуация в стране, приведшая к снижению реальных доходов основной численности населения, сокращение количества кредитных организаций, увеличение тарифов на обслуживание.

Также за 2008-2015 гг. изменилась и структура выпущенных карт кредитными организациями. Так, до 2011 г. происходит увеличение доли расчетных карт с 91,32% до 93,06%, затем – снижение до 86,05 % [4].

Держателями карт в подавляющем большинстве являются физические лица, на долю которых приходится 99,66% эмитированных карт, что на 0,16% меньше по сравнению с 2008 г. В большинстве случаев указанная категория владельцев осуществляют транзакции по снятию наличных денег с карты, что свидетельствует объем операций, совершенных ими с использованием платежных карт (рис.).

Пластиковые карты все шире используются как платежное средство. При этом операции по оплате товаров и услуг с 2008 по 2015 гг. увеличились с 802,1 млн.руб. до 3990,4 млн. руб., причем с 2013 г. происходит снижение их темпа прироста с 55,05% до 37,87%. Несмотря на это в структуре операций, совершенных с использованием платежных карт наибольшую долю занимают операции по получению наличных денег 73,19 %. В 2014 г. объем данных операций составил 23 198,1 млн.руб., увеличившись на 10,95% по сравнению с предыдущим годом.

Из рисунка видны сдвиги в структуре использования банковских карт. Так, за исследуемый период доля операций по оплате товаров и услуг увеличилась с 9,4% до 26,01% в 2012 году, т.е. почти в 2 раза, что говорит об увеличении использования банковских карт как платежного средства, а не только для снятия наличных.

 

Рисунок. Объем операций, совершенных с использованием платежных карт, млн. руб.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что пластиковая карта – средство, пользующее достаточным спросом на рынке банковских услуг и удобным инструментом платежа для владельцев.

Однако в сфере обслуживания платежных карт наибольшая доля рынка принадлежит не национальным платежным системам, а платежным системам VISA и MasterCard. Для решения данной проблемы необходимо:

- развитие национальной системы платежных карт;

- разработка и установление более приемлемых тарифов для участников платежной системы, чтобы впоследствии платежные агенты установили более низкие тарифы для клиентов;

- повышение безопасности обслуживания клиентов;

- осуществление контроля за деятельностью операторов платежной системы.


Библиографический список
  1. Словарь банковских терминов и экономических понятий. URL: http://www. banki.ru/wikibank/kobrendovaya_karta/ (дата обращения: 20.11.2015).
  2. Бисултанова А. А. Банковский сектор Чеченской Республики: современное состояние, интеграция в банковскую систему СКФО//Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 1. URL: http://www.science-education.ru/121-18066  (дата обращения: 20.11.2015).
  3. Мальцагова Т.М. Региональная банковская система и ее роль в развитии экономики // Псковский регионологический журнал. – 2007. – № 4. – с. 29-33.
  4. Уляшев И. Ю., Шерегов Н.А., Семеген Р.Н. Анализ рынка кредитных карт ведущих банков России // Управление экономическими системами. – 2014. – № 9. URL: http://uecs.ru/ru/uecs69-692014 (дата обращения: 20.11.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мальцагова Тома Маульдыевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация