Бизнес-инкубатор — это особая форма организации бизнеса, позволяющая создать наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средствами связи, оргтехникой, необходимым оборудованием; обучение персонала; консалтинг и т.д. Бизнес-инкубаторы становятся элементами 3-х более широких направлений государственной политики: общая поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инновационного предпринимательства в российских вузах, развитие высокотехнологичных отраслей экономики. В 2014 г. объем финансирования бизнес-инкубаторов и технопарков в рамках Федеральной программы составил около 1,2 млрд руб. при соотношении выделяемых средств из федерального и регионального бюджетов в среднем 76% и 24% соответственно. Рассмотрим то, каким образом бизнес-инкубаторы помогают в развитии малого и среднего бизнеса. Во-первых, инкубаторы снижают издержки фирм-резидентов. Происходит это по некоторым направлениям:
- арендная плата за помещение ниже рыночной на 20—30%;
- возможность аренды оборудования по более низкой цене;
- налоговая ставка на прибыль снижается с 20% до 13,5%;
- проценты по кредиту в банке, сотрудничающем с бизнес-инкубатором, снижаются до 10—8%.
По сути, бизнес-инкубатор не дает инноватору уникальных возможностей, уникальных ресурсов или услуг‚ здесь можно получить то же, что и за стенами бизнес-инкубатора, но только по более низкой цене. Данные льготы снижают себестоимость товаров, что ведёт к повышению конкурентоспособности фирмы.
Во-вторых, повышается возможность привлечения венчурного капитала или частного инвестора. В бизнес-инкубаторах состоят компании, которые успешно работают на рынке, другие резиденты могут сотрудничать с данными фирмами. Более того, резиденты обмениваются опытом между собой, могут сотрудничать.
В-третьих, бизнес-инкубатор помогает при получении патентов, ноу-хау, лицензий. Более того бизнес-инкубаторы дают возможность участвовать в конкурсах на гранты на НИОКР, выходить на фонды поддержки малого и среднего бизнеса.
В-четвёртых, хороший бизнес-инкубатор дает стартапам не только льготные офисы, но и общение с правильными людьми. В России бизнес-инкубаторы стали появляться только в 1990-ых годах, в то время как на Западе они развиваются с 1960-ых. Возможно, именно с относительно недавним функционированием связано немалое количество проблем, существующих в сфере инкубирования бизнеса.[1]
Сегодня эксперты отмечают практические, методологические и теоретические проблемы в функционировании бизнес-инкубаторов. Отметим, что они снижают эффективность функционирования уже созданных бизнес-инкубаторов.
Инкубаторы и технопарки вынуждены оказывать значительную часть образовательных услуг силами своих сотрудников, которые не имеют достаточного опыта предпринимательской деятельности, или в рамках единичных мероприятий с приглашенными лекторами. Опытных предпринимателей, к которым стартапы могли бы иметь доступ на постоянной основе, так называемых «mentor in residence», в экосистеме нет. Для резидентов самой важной поддержкой является обучение у практикующих специалистов, а также опытных предпринимателей.
Более того, бизнес-инкубаторы незначительно повышают инновационную активность бизнеса, а это является одной из основных целей их создания. На сегодняшний день лаборатории и производственные площади имеются лишь в незначительной части инкубаторов. Российские бизнес-инкубаторы более всего нацелены на рост числа малых предприятий, создание рабочих мест и улучшение активности региона. Отметим, что на Западе инкубаторы работают для развития предпринимательства, создания инноваций. Европейские инкубаторы ориентированы на создание наукоёмких продуктов и активно взаимодействуют с крупными фирмами, которые в состоянии финансировать НИОКР. «Что же касается российских бизнес-инкубаторов, то пока что они рассадниками инноваций не стали. Их воспринимают исключительно как офисные помещения». Конечно, бизнес-инкубаторы нужны для поддержки малого и среднего бизнеса, но именно для поддержки инноваций, успешных идей, а не просто для дешёвой аренды помещений. Ещё одной проблемой бизнес-инкубаторов является их относительная непопулярность среди начинающих бизнесменов. Возможной причиной непопулярности инкубирования является непонимание выгод, которые приносит резидентство. В то же время многие бизнес-инкубаторы предъявляют существенные требования к резидентам, такие как чёткая идея, бизнес-план, сумма затрат, срок окупаемости.
Также весьма печальной выглядит статистика выживаемости фирм-резидентов. Выживаемость резидентов в период инкубации в России — 86%, в Европе — 93%7. Однако после выхода из инкубатора показатель выживаемости резко падает. После завершения инкубации только 27% резидентов выживают на рынке. Отметим, что в Европе этот показатель 88%8. Самые успешные бизнес-инкубаторы России проводят намного более жесткий отбор резидентов. Более высокое качество резидентов положительно влияет на показатель их выживаемости как в процессе функционирования в инкубаторе, так и после выхода из него.
Весьма ощутимой проблемой является то, что многие бизнес-инкубаторы не соответствуют требованиям. Часто услуги предоставляются некомпетентными работниками либо вообще отсутствуют, что объясняется нехваткой специалистов. В то же время широкий спектр услуг, оказываемых инкубатором, является одним из ключевых внутренних факторов его успешности.
Не менее значимой является проблема достаточно слабых связей между бизнес-инкубаторами и внешним миром (государством, поставщиками, клиентами и др.). Также отметим то, что большинство инкубаторов не поддерживают международных контактов, не взаимодействуют с зарубежными аналогами и представителями бизнес-среды. Это ограничивает возможности продвижения резидентов на международные рынки.
Многие специалисты считают острой проблему отсутствия единой, правильно выстроенной системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) для бизнес-инкубаторов и технопарков. «На сегодняшний день определены неправильные целевые показатели — развитие бизнес-инкубатора оценивают по количеству резидентов или обученных по программе предпринимательства людей. Акцент делается на формальных требованиях — количестве конференций и мероприятий, в которых резиденты приняли участие. Качественные показатели того, достиг ли проект ожидаемых инвестором результатов, не учитываются».
Однако сами бизнес-инкубаторы сталкиваются с большим количеством проблем, а именно:
- нехватка должной поддержки со стороны государства;
- отсутствие необходимого образования, навыков и какого-либо опыта у значительной части начинающих предпринимателей;
- недостаточная технологическая оснащенность инкубатора;
- предоставляемая инфраструктура не способствует созданию экосистемы общения и обмена информацией между резидентами;
- некоторые инкубаторы сталкиваются с проблемой предоставления оргтехники необходимого уровня;
- отсутствие спроса на инновационную продукцию. Не получается сформировать систему получения заказа на инновации;
- инвестиции сосредоточены в Москве, инвесторы не готовы ехать на периферию;
- нехватка перспективных бизнес-планов, направляемых на рассмотрение в бизнес-инкубатор;
- сложная система оформления соответствующей документации для начала работы бизнес-инкубатора;
- стартапы очень редко получают посевные инвестиции. Нет средств на подготовку более серьезных образцов. Фонды, как правило, вкладывают средства в развитые компании и проекты. [2]
Бизнес-инкубаторы доказали свою эффективность в Европе и США. Но особенностью российской сферы бизнес-инкубирования является природа происхождения подобных центров. На родине бизнес-инкубаторов — в США — они стали создаваться по инициативе снизу, когда появился реальный спрос со стороны экономики; делалось это на средства частных компаний, а также с подачи университетов. В России все было ровно наоборот: инициатива шла исключительно сверху. В то же время российскому крупному бизнесу просто не требуется большого количества субконтракторов из числа предприятий малого бизнеса, а населению в основном нужны поставщики товаров и услуг, которые не особо нуждаются в бизнес-инкубировании. На наш взгляд, именно эта особенность российских экономических отношений является основным источником проблем сферы бизнес-инкубирования, которых, как мы убедились, достаточно много. Сегодня бизнес-инкубаторы — это скорее красивый пример, показывающий то, что ведётся работа в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, качество же этой работы пока сомнительно. Реальная эффективность и результативность бизнес-инкубаторов далека от желаемых результатов. Это свидетельствует о том, что состояние инфраструктуры поддержки малого бизнеса нуждается в дальнейшей доработке как с целью повышения эффективности использования бюджетных средств, так и с целью доступности услуг, оказываемых бизнес-инкубаторами.
Библиографический список
- Панасюк Е., Архангельская О. Проблемы и решения: технопарки и бизнес-инкубаторы России. Независимое исследование РВК// 2014 [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/ 201403_Business_incubators.pdf.
- Седаков Д.М. Государственное финансирование бизнес-инкубаторов в России//Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — № 2. [Электронный ресурс]—Режим доступа. — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/158EVN214.pdf.
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства.URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/report/.
- Официальный сайт ОАО «РБК» Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201403_Business_incubators.pdf.
- Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации http://www.gks.ru/».
- Интернет ресурс: сайт АО «МСП Банк» / Партнеры МСП Банка в регионах / URL: http://www.mspbank.ru/Predprinimatelyam/partneryi_v_regionah.
- Интернет ресурс: официальные сайты муниципальных образований, использованных в качестве объектов исследования.