Научный руководитель: Слинков Анатолий Михайлович,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры “Менеджмента организации”
Актуальность исследования. Актуальность темы рассматриваемой в статье состоит в том, что процесс управления конфликтами следует рассматривать во взаимосвязи со стратегическими мероприятиями, которые в будущем позволят улучшить результативность деятельности предприятия в целом. В современных условиях эффективность управления конфликтами заключается в способности умело находить пути их решения в случае возникновения. Важно понимать, что в ходе разрешения той или иной конфликтной ситуации последствия имеют место в долгосрочной перспективе функционирования предприятия.
Управление конфликтами на предприятии требует наличия огромных знаний у руководителя об особенностях данного инструментария и его влиянии на стратегию управления.
Цель исследования. Определить основные причины возникновения конфликтных ситуаций. Помимо этого, необходимо доказать насколько важна роль руководителя при принятии тех или иных управленческих решений относительно конфликта в рамках стратегического управления.
Основная часть исследования. Каждый из нас понимает, конфликт это стресс, столкновение противоположных взглядов, а мы, в свою очередь, стремимся определенным образом уйти от проблемы, либо проигнорировать ее.
Практика показывает, что на любом предприятии вероятность возникновения конфликтной ситуации огромная. Все потому что в центре любого процесса находится человек. Следовательно, взаимодействие людей приводит в явной или скрытой форме к столкновению их интересов.
Если раньше на предприятии возникал конфликт, и это считалось негативным явлением, то авторы нынешних современных трудов по управлению, такие как А.П. Егоршин и другие утверждают о невозможности и нежелательности отсутствия внутриорганизационного конфликта. Иными словами, некоторые конфликты возможны и даже желательны.
Проблема заключается в том, что конфликтная ситуация может снизить степень удовлетворения потребностей одного человека и помешать достижению стратегической цели предприятия в целом. Поэтому важно, чтобы конфликт не носил разрушительный характер.
Определим взаимодействие стратегии управления и управления конфликтами на предприятии. Под стратегией мы понимаем набор правил для принятия управленческих решений, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности на долгосрочную перспективу. Это организационные действия и подходы к управлению, которые используются для достижения задач и целей предприятия.
Под управлением конфликтами мы понимаем целенаправленное воздействие на их изменение в интересах развития социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Значимость управления конфликтами состоит в том, что последствия конфликта оказывают влияние на качество работы коллектива по решению поставленных задач в рамках стратегического менеджмента предприятия [3].
Бесспорно, управление персоналом в условиях постоянных изменений под воздействием факторов внешней среды является сложным элементом функционирования предприятия. При реализации стратегии управления атмосфера внутри коллектива меняется, и конечно, не избежать тех конфликтов, последствия которых оказываются непредсказуемо губительными для предприятия.
Конфликты, как правило, возникают на всех уровнях производственных отношений. Эффективно справиться с конфликтными ситуациями можно, зная причины их возникновения.
Перейдем к рассмотрению перечня причин возникновения конфликта, предложенного специалистом в области управления персоналом Р.Л. Кричевским [2]. К нему относятся три основные группы причин (таблица 1).
Таблица 1 – Причины возникновения конфликта по Р.Л. Кричевскому
1 группа |
2 группа |
3 группа |
порожденные трудовым процессом | вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений | коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива |
Представленный в таблице перечень причин не является единственным. Нельзя исключать конфликты, обусловленные экономической составляющей жизни нашей страны.
В данной статье хотелось бы остановиться на группе причин, порожденных трудовым процессом, так как они являются одними из главных источников возникновения конфликтной ситуации.
Благодаря исследованиям, проводимым Гришиной Н.В. в области межличностных конфликтов, порожденных трудовым процессом, ей удалось выявить и систематизировать их причины на базе ряда предприятий. По результатам ее исследований к причинам их возникновения относятся:
1) факторы, которые препятствуют достижению цели трудовой деятельности, а именно, получению определенных продуктов;
2) факторы, которые препятствуют достижению вторичных целей трудовой деятельности, то есть достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда, а также отдыха;
3) несоответствие человеческих поступков принятым в коллективе нормам и ценностям;
4) некачественное описание служебных функций персонала [1].
В результате у людей складывается превратное, размытое представление о стратегии управления, о том, кто, за что несет ответственность и что делает.
Как мы видим, исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты не существует. Более того, можно еще добавлять множество других причин, порожденных организационной практикой.
Конфликты возникают, когда на предприятии происходит внедрение новых технологий, оборудования и инструментария. Осуществление данных мероприятий провоцирует изменение стратегии управления конфликтами и стратегии управления предприятием в целом.
Приведя ряд причин, способствующих возникновению конфликтных ситуаций, нам следует определить роль, которую должен выполнить руководитель при их разрешении. Главная его задача состоит в сохранении лояльности персонала в условиях новой среды, где постоянно меняются условия работы, управленческие стандарты.
Хотелось бы отметить роль руководителя как личности. Он должен обладать рядом качеств, которые характеризуют его как отличного организатора трудового процесса, как специалиста, компетентного в решении задач подразделения ему доверенного, а также как человека высокой культуры поведения, который обладает знаниями и навыками в сфере деловых отношений.
На наш взгляд, залогом эффективного управления конфликтами на предприятии являются способности и желание руководителя выполнять общие функции управления. Для этого ему необходимо обладать широкими знаниями в области профессиональной деятельности.
Благодаря таким качествам можно охарактеризовать руководителя как хорошего организатора трудового процесса и компетентного специалиста в своей деятельности, хоть этого и не совсем достаточно для предупреждения и преодоления конфликтов и стрессов в коллективе [4]. Но самое главное на наш взгляд то, что руководителю необходимо быть в определенной степени психологом.
Таким образом, личность руководителя – решающий фактор эффективного управления конфликтами на производстве. Ведь от его качеств зависит, будет ли он авторитетом и примером для подражания. И, конечно же, следует понимать, что руководитель управляет конфликтами непосредственно делом, то есть действиями с профессиональной точки зрения, а также словом, то есть обликом, авторитетом.
Несомненно, существует множество приемов разрешения конфликтов, пользуясь которыми руководитель грамотно будет регулировать и решать конфликтные ситуации таким образом, что это не будет во вред, как его авторитету, так и не нарушив психологический климат в коллективе. Огромное значение в эффективном управлении конфликтами имеет личность руководителя, его порядочность и культура общения.
Заключение. Цель исследования была достигнута, а именно, были рассмотрены причины возникновения конфликтов, определено влияние конфликтов на управление предприятием в рамках стратегического менеджмента, была обобщена роль личности руководителя как элемента эффективного управления конфликтами предприятия.
Библиографический список
- Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2007. – С. 344.
- Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель / Р.Л. Кричевский.– М.: Дело, 2005. – С. 266.
- Ратников В.П. Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова. – М. : Юнити-Дана, 2011. – С. 239–240.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – СПб.: Питер, 2002. – С. 588.