Коренным образом изменившееся отношение общества к проблемам инвалидности в последние годы привело к новой социальной политике в этой сфере. Наконец начинает работать социальная модель общества с ограниченными возможностями здоровья, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество.
Сложившаяся и постоянно развивающаяся система общего среднего образования детей с особенностями физического развития создает необходимые предпосылки для последующего предпрофессионального образования, которое рассматривается как важная часть всей системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности для дальнейшего профессионального самоопределения, последующего трудоустройства и социализации.
В связи с современным состоянием теории и практики вопроса, изменившимися социально-политическими и экономическими условиями в нашем современном обществе обозначилась проблема определения теоретических и методических основ предпрофессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья в области искусства и к их готовности к обучению в ВУЗе.
Предпрофессиональная подготовка, как один из аспектов профессионального самоопределения молодежи, а особенно это важно в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья является очень нужной и важной в настоящее время. Особенно это касается слабослышащих, слабовидящих и колясочников, чей профессиональный выбор осложнен не только объективными причинами психосоматического характера, но и социальными препонами, стоящими на пути реализации своего права на труд [1,с.18].
Так же не упускаем из нашего внимания, что общепризнанными и не вызывающими сомнений в данной области образовательной деятельности является обеспечение безбарьерной среды обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание безбарьерной среды необходимо в наше время для повышения качества жизни людей, имеющих проблемы с передвижением и увеличения конкурентного преимущества учебного заведения.
Можно отметить мнение А. Г. Станевского – одного из ведущих специалистов в данной области проблем высшего образования, который в своих выступлениях на web-конференциях, постоянно отмечал, что важно уделят внимание разработке безбарьерных методик обучения. Он говорил, что нельзя упускать из виду безбарьерность доступа к культуре, без приобщения к которой не мыслим выпускник любого высшего учебного заведения.
Разработка безбарьерных методик обучения в области искусства для такой категории граждан предполагает разработку способов овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими учитывать индивидуальные возможности здоровья учащихся.
Положение дел в предпрофессиональной подготовке людей данной категории отстает от времени, которое требует воспитания личности, активной жизненной позиции, стремления быть конкурентоспособными в новой политической и социально-экономической ситуации [2].
Наше внимание при этом должно быть направлено на явления и процессы, создающие условия для реализации системного педагогического подхода, исходящего из благоприятного педагогического потенциала, заключенного во взаимосвязи дисциплин изобразительного цикла (рисунок, композиция, живопись, декоративно-прикладное искусство). Имеющийся практический опыт работы с такими учащимися, позволяет выделить принципиальные основы при разработке адаптированных методик, способствующих их продуктивности.
Целенаправленная работа по профессиональной ориентации и самоопределению детей данной категории в старших классах школы позволяет улучшить мотивацию, сориентировать на востребованные обществом профессии [3, с.42].
В настоящее время все еще имеет место недостаточная теоретическая проработка проблемы, анализа взаимообратной связи в обучении разных дисциплин в системе предпрофессиональной подготовки. Также ощущается недостаток конкретных системных моделей, призванных оптимизировать и упорядочить методику преподавания для людей с ограниченными возможностями здоровья. Логически связанные между собой дисциплины дадут возможность в сокращенные сроки приобрести максимум знаний и мастерства.
Основными задачами программы предпрофессиональной подготовки в области искусств является воспитание грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, выявление одаренных детей, а так же подготовка их к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Методика преподавания изобразительного искусства требует особого подхода. Здесь каждый педагог вынужден применять свои методы работы, свои методические приемы. Одни преподаватели находят методику работы с учениками интуитивно, исходя из специфики искусства и опыта работы своих учителей, другие – строят свою методику на научных положениях педагогики, психологии, физиологии [4,с.18].
Отправной точкой на пути к методическому обеспечению образовательного процесса может быть вариативность способов решения учебных задач, стоящих перед учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Содержание образования и условия организации обучения людей с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, что позволяет вводить в образовательный процесс безбарьерные методики обучения.
Требуется соблюдение некоторых мер, необходимых для дальнейшего развития сферы предпрофессионального образования в области искусства на художественно-графическом факультете:
- совершенствование законодательства, регламентирующего создание условий для получения предпрофессионального образования людям с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для получения инвалидами предпрофессионального образования на территории вуза;
- включение в программу развития вуза и художественно-графического факультета в частности мероприятий, направленных на создание условия для предпрофессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, как обязательное требование;
- обеспечение условий для дистанционного предпрофессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение эффективности предпрофессиональной подготовки с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья путем введения соответствующих программ (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, история искусств);
- организация системы необходимой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений профессионального образования для работы с обучающимися из числа людей с ограниченными возможностями здоровья в области изобразительного искусства [5].
Предпрофессиональная подготовка на современном этапе развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, но и психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний абитуриентов [6].
Являясь видом образования, предпрофессиональная подготовка имеет собственные цели и функции, содержание, методы и формы взаимодействия педагогов и обучаемых, условия осуществления педагогического процесса, достигаемые при этом результаты.
Специфика современной системы предпрофессиональной подготовки состоит в её способности не только вооружать обучающихся первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность осуществить профессиональную пробу; готовить к выбору направления дальнейшего образования, будущей профессиональной деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда.
Библиографический список
- Ярская – Смирнова Е. Р. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Е. Р. Ярская-Смирнова. М., 2001. – 387 с.
- Закон Краснодарского края. О государственной молодежной политике в Краснодарском крае // Инф. бюл. Законодат. Собрания Краснодарского края. Краснодар, 1998. – № 27.
- Белая Л. Их силе духа можно позавидовать / Я. Белая // Клуб. -2001.-№4.- 119 с.
- Ростовцев Н.Н. «О педагогической деятельности и методах преподавания» Омск, 2002. – 248 с.
- http://www.smolin.ru/news/3/3615/ Заместитель министра Минобрнауки России В.Ш. Каганов при президенте Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по делам инвалидов
- Саяпина Е.И., Петров Н.Е. Объекты и особенности ценообразования на артрынке // Гуманитарные научные исследования 2015. № 8 (48), 192-197с.