КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Варфоломеева Татьяна Николаевна1, Породькина Вероника Владимировна2, Еремкина Мария Владиславовна3
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка 3 курса Института экономики и управления
3ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка 3 курса Института экономики и управления

Аннотация
В статье рассматривается проблема конкурентоспособности выпускников вузов в условиях промышленного города. Проводиться подробный анализ конкурентоспособности выпускников института экономики и управления педагогического направления в г. Магнитогорске. Особое внимание уделено характеристике объектов и субъектов оценки конкурентоспособности высшего образования.

Ключевые слова: анализ конкурентоспособности, вуз, выпускники экономических институтов в промышленном городе, высшее образование, качество образования, конкурентоспособность выпускников


COMPETITIVENESS OF GRADUATES OF THE INSTITUTE OF ECONOMICS AND MANAGEMENT TEACHING AREAS IN INDUSTRIAL CITY

Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna1, Porodkina Veronika Vladimirovna2, Eremkina Maria Vladislavovna3
1VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, Ph.D., Associate Professor of Business Informatics and Information Technologies,
2VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, 3rd year student of the Institute of Economics and Management
3VPO "Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosov, 3rd year student of the Institute of Economics and Management

Abstract
The problem of the competitiveness of college graduates in industrial city. Carried out a detailed analysis of the competitiveness of the graduates of the Institute of Economics and Management of pedagogical direction in Magnitogorsk. Particular attention is paid to the characteristics of objects and subjects of an estimation of competitiveness of higher education.

Keywords: competitiveness analysis, competitiveness of graduates, graduates of economic institutions in the industrial city, higher education, quality of education, university


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Варфоломеева Т.Н., Породькина В.В., Еремкина М.В. Конкурентоспособность выпускников института экономики и управления педагогического направления в условиях промышленного города // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61110 (дата обращения: 25.09.2024).

В современных условиях модернизации образования конкурентоспособность выпускников российских вузов становится определяющим фактором в оценке качества образовательных услуг. На взгляд А.Н. Кара, конкурентоспособность выпускника – это взаимообусловленное единство его мотивационных, квалификационных, личностных и деловых характеристик, обеспечивающих высокий уровень теоретической подготовки, владение практическими навыками профессиональной деятельности, свободную ориентацию в смежных областях, способность адаптироваться в профессиональной среде, соответствие требованиям работодателя и внутренний баланс душевных и физических сил [5].

Исследуя конкурентоспособность выпускника, Ю.В. Андрияко в своих работах, говорит, что конкурентоспособная личность – это личность, способная быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям социальных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения при условии сохранения положительного внутреннего психоэнергетического потенциала и гармонии [1].

По мнению А.Я. Кибанова, конкуренция специалистов – это основное качество при обеспечении высокого уровня профессионализма и компетентности, личных качеств, инновационного и мотивационного потенциала[6].

Именно поэтому на наш взгляд одной из задач вузов является обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов, развитии конкурентных качеств личности и занимает одно из центральных мест в образовательных реформах, выступая одновременно и целью, и важнейшим критерием успеха принимаемых мер.

Сегодня подготовка кадров, владеющих навыками эффективного управления инновационными процессами, умеющих разрабатывать и внедрять инновационные проекты является приоритетной федеральной и региональной проблемой. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения конкурентоспособности национальных экономик, отраслей производства, предприятий и специалистов. Поэтому подготовка конкурентоспособных специалистов продолжает быть актуальной для российских вузов [12-15].

Ситуация на рынке труда в стране или регионе, экономический рост или наоборот, кризис или стагнация могут диктовать свои требования к специалистам. Поэтому соответствие требованиям работодателя обоснованно присутствует в большинстве определений конкурентоспособности на рынке труда.

Как мы полагаем, конкурентоспособный выпускник вуза – это выпускник в условиях промышленного города, обладающего личностными, деловыми характеристиками и профессиональными компетенциями, востребованными на современном рынке труда, способного адаптироваться к изменяющимся социальным условиям и обладающего внутренней мотивацией к профессиональному росту.

В целях повышения подготовленности выпускников к профессиональной деятельности в условиях конкуренции на рынке труда в 2015 году проведен опрос студентов старших курсов института экономики и управления педагогического направления в г. Магнитогорске по признакам конкурентоспособности методом самооценки (таблица 2).

Анкетирование проводилось по методике В. Андреева. Модель оценки конкурентоспособности В. Андреева содержит пять компонентов: мотивационно-ценностный, социально-ролевой, когнитивный, личностно-диагностический и рефлекторный (таблица 1).

В каждом компоненте выделено от 4 до 15 признаков. Студентам предлагалось оценить признаки конкурентоспособности по пятибалльной шкале. Далее рассчитывался показатель конкурентоспособности, а также дифференциальные показатели признаков сформированного свойства. По аддитивному усреднению определялись интегральные показатели характеристик, а затем комплексные показатели баллов для каждого блока как среднее арифметическое интегральных показателей.

Сверстка значений показателей баллов и приведение к относительной шкале измерения позволили получить численное значение показателя качества результата Р, принадлежащему интервалу [0, 1]. Расчет интегральных показателей конкурентоспособности (P1-P5) производился по формуле:

где

P1- интегральный балл оценки сформированного свойства;

к - количество признаков – характеристик конкурентоспособности (k = j);

- максимальная оценка сформированного признака.

В таблице 1 представлено, каким образом оценивались уровни сформированности конкурентоспособности студентов старших курсов института экономики и управления, обучающихся на педагогическом направлении Магнитогорского технического университета.

Таблица 1. Уровни сформированности конкурентоспособности студентов

Уровень сформированности Границы параметра Р
Неудовлетворительный 0 < Р < 0,25
Низкий 0,25 < Р < 0,5
Средний 0,5 < Р < 0,75
Высокий 0,75 < Р < 1

Приведенные в таблице 1 уровни сформированности требуют детального анализа процесса формирования и изучения конкурентоспособности выпускников в условиях промышленного города. Следует учитывать, что образовательные программы не всегда в полной мере усваиваются выпускниками вуза, которые влияют на развитие их личностно-конкурентных качеств – возможно также сокращение кадров, которые не могут применить на практике свои профессиональные навыки и умения. И здесь возникает понятие сформированности конкурентоспособности выпускника, которая не всегда является полностью усвоенной и понятной. На наш взгляд, сформированность конкурентоспособности выпускника – это набор личностных, деловых, профессиональных характеристик выпускника, обладающие его мотивацией к профессиональному росту и которые являются востребованными на современном рынке труда [6-10].

Таким образом, после оценки уровня сформированности возникает необходимость оценить признаки и компоненты конкурентоспособности выпускника вуза. В результате анализа литературных источников [3-7] нами выполнена классификация, позволяющая оценить конкурентоспособность выпускника вуза (табл.2).

Таблица 2. Признаки и компоненты конкурентоспособности выпускника вуза


п/п
Компоненты Признак конкурентоспособности Параметры
Требования дифференцированный интегральный
1 Мотивационно

ценностные

1.1. позитивное отношение профессиональной деятельности Р11 Р1
1.2. готовность к профессиональному самоопределению Р12
1.3. опыт профессиональной деятельности Р13
1.4. готовность к повышению квалификации Р14
1.5. понимание предназначения профессии Р15
1.6. профессиональная осведомленность Р16
2 Социально-ролевые 2.1. здоровый образ жизни (занятия спортом) Р21 Р2
2.2. трудолюбие Р22
2.3. четкость целей Р23
2.4. творческая активность Р24
2.5. способность быть лидером Р25
2.6. умение составить о себе резюме Р26
2.7. умение работать с источником информации Р27
2.8. культура письменной речи Р28
2.9. культура устной речи Р29
2.10. умение работать с компьютером и оргтехникой Р210
2.11. вежливость, тактичность Р211
2.12. знания в области коммуникативной деятельности Р212
2.13. умение увидеть коммуникативную ситуацию Р213
2.14. знание совокупности методов и средств разрешения коммуникативной ситуации Р214
2.15. знание иностранного языка Р215
3 Когнитивные 3.1. профессионально-практические навыки Р31 Р3
3.2. научная организация труда Р32
3.3. квалификационный разряд Р33
3.4. знание техники безопасности труда Р34
4 Личностно-диагностические 4.1. способность выявлять закономерности Р41 Р4
4.2.настойчивость Р42
4.3. организация учебного процесса Р43
4.4. способность анализировать Р44
4.5. стремление рассчитывать свои силы Р45
4.6. креативность Р46
4.7. мобильность Р47
4.8. целеустремленность Р48
5 Рефлекторные 5.1. умение проанализировать ситуацию Р51 Р5
5.2. способность определить затруднения Р52
5.3. умение выявить ошибочные действия Р53
5.4. умение исправить ошибки Р54
5.5. способность сделать выводы Р55
5.6. способность подвести итог проделанной работы Р56

Анализ результатов оценки интегральных параметров конкурентоспособности, представленых на рисунке 1, показали, что более половины опрошенных студентов (63,6 %) имеют высокий уровень сформированное конкурентоспособности (Р = 0,789); менее половины опрошенных (36,8 %) имеют средний уровень сформированности конкурентоспособности (Р = 0,609).

Рисунок 1. Результаты оценки интегральных параметров конкурентоспособности

На основании вышеизложенного необходимо, на наш взгляд, предпринять следующие шаги в повышении конкурентоспособности молодых специалистов института экономики и управления педагогического направления в г. Магнитогорске.

Во-первых, привлекать представителей профильных предприятий к участию в разработке компетентностно-ориентированной модели выпускника по конкретному направлению подготовки.

Во-вторых, проводить экспертизу программ учебных дисциплин, практик на предмет их практической ориентации и направленности на будущую профессиональную деятельность с учетом требований и предложений работодателей.

В-третьих, приглашать ведущих специалистов для участия в учебном процессе, в том числе осуществлять информирование преподавателей о реальных проблемных ситуациях, возникающих в деятельности организаций с целью содействия в усилении практической направленности подготовки обучающихся.

Конкурентоспособность выпускника зависит не только от качества, полученного им образования, но и от совокупности личностных характеристик, обеспечивающих социальную и профессиональную успешность [15].

В качестве средств формирования совокупности личностных характеристик будущих специалистов по управлению качеством необходимо применять такие средства, как мотивация студентов к самостоятельной работе, развитие творческих способностей в ходе учебных занятий и во вне учебной деятельности, непосредственное взаимодействие теоретического обучения с практическим.

Итак, конкурентоспособность молодого выпускника института экономики и управления педагогического направления в условиях промышленного города (Магнитогорск) определяется совокупностью требуемых образовательным стандартом компетенций и профессионально важных личностных качеств, обеспечивающих ему возможность ориентироваться на рынке труда, выгодно отличаться от других, достигать успеха в конкурентной борьбе и обеспечить собственную самореализацию.


Библиографический список
  1. Андреева В.И. Делопроизводство. Организация и ведение. - http://www.bookvoed.ru/book?id=3948549
  2. Андрияко, Ю.В. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения как организационно-педагогическая проблема // Вектор науки ТГУ. – 2010. – № 1(1). – С. 34- 36.
  3. Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. ¾ Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
  4. Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. ¾ Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
  5. Кара, А.Н. Оценка конкурентоспособности специалистов на региональном рынке труда: теория, методология, практика: Автореф. дис. …докт. экон. наук. – Москва, 2012. – 44 с.
  6. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда. – М.: Инфра-М, 2009. – 584 с.
  7. Меркулова, Е.П. Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников региональных вузов // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 9 (80). – С. 295 – 301.
  8. Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии // Современная педагогика. – 2014. – № 8 – С. 3-8.
  9. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
  10. Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т.6. – № 1. – С. 72-73.
  11. Окрепилов, В.В. Эволюция качества. – СПб.: Наука, 2008. – 744 с., ил.
  12. Славова, Л.Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях [Электронный ресурс] URL: http://rusnauka.com (дата обращения 04.06.2014).
  13. Чернова Е.В. Академическое партнёрство вуза и производителя по как инструмент повышения конкурентоспособности ИТ-специалиста в области информационной безопасности на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города (сборник статей). Под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 152 с. – с.117-126
  14. Чернова Е.В. Опыт академического партнёрства вуза и производителей ПО в области информационной безопасности как инструмент повышения конкурентоспособности студентов // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1. – с. 111-115.
  15. Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Ефимова, И.Ю., Макашова, В.Н., Сахнова, Т.Н., Чусавитин, М.О., Курзаева, Л.В., Попова, И.В. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 157 с.
  16. Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Ефимова, И.Ю., Макашова, В.Н., Сахнова, Т.Н., Чусавитин, М.О., Курзаева, Л.В., Попова, И.В. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 157 с.


Все статьи автора «Породькина Вероника Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: