В современных условиях модернизации образования конкурентоспособность выпускников российских вузов становится определяющим фактором в оценке качества образовательных услуг. На взгляд А.Н. Кара, конкурентоспособность выпускника – это взаимообусловленное единство его мотивационных, квалификационных, личностных и деловых характеристик, обеспечивающих высокий уровень теоретической подготовки, владение практическими навыками профессиональной деятельности, свободную ориентацию в смежных областях, способность адаптироваться в профессиональной среде, соответствие требованиям работодателя и внутренний баланс душевных и физических сил [5].
Исследуя конкурентоспособность выпускника, Ю.В. Андрияко в своих работах, говорит, что конкурентоспособная личность – это личность, способная быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям социальных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения при условии сохранения положительного внутреннего психоэнергетического потенциала и гармонии [1].
По мнению А.Я. Кибанова, конкуренция специалистов – это основное качество при обеспечении высокого уровня профессионализма и компетентности, личных качеств, инновационного и мотивационного потенциала[6].
Именно поэтому на наш взгляд одной из задач вузов является обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов, развитии конкурентных качеств личности и занимает одно из центральных мест в образовательных реформах, выступая одновременно и целью, и важнейшим критерием успеха принимаемых мер.
Сегодня подготовка кадров, владеющих навыками эффективного управления инновационными процессами, умеющих разрабатывать и внедрять инновационные проекты является приоритетной федеральной и региональной проблемой. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения конкурентоспособности национальных экономик, отраслей производства, предприятий и специалистов. Поэтому подготовка конкурентоспособных специалистов продолжает быть актуальной для российских вузов [12-15].
Ситуация на рынке труда в стране или регионе, экономический рост или наоборот, кризис или стагнация могут диктовать свои требования к специалистам. Поэтому соответствие требованиям работодателя обоснованно присутствует в большинстве определений конкурентоспособности на рынке труда.
Как мы полагаем, конкурентоспособный выпускник вуза – это выпускник в условиях промышленного города, обладающего личностными, деловыми характеристиками и профессиональными компетенциями, востребованными на современном рынке труда, способного адаптироваться к изменяющимся социальным условиям и обладающего внутренней мотивацией к профессиональному росту.
В целях повышения подготовленности выпускников к профессиональной деятельности в условиях конкуренции на рынке труда в 2015 году проведен опрос студентов старших курсов института экономики и управления педагогического направления в г. Магнитогорске по признакам конкурентоспособности методом самооценки (таблица 2).
Анкетирование проводилось по методике В. Андреева. Модель оценки конкурентоспособности В. Андреева содержит пять компонентов: мотивационно-ценностный, социально-ролевой, когнитивный, личностно-диагностический и рефлекторный (таблица 1).
В каждом компоненте выделено от 4 до 15 признаков. Студентам предлагалось оценить признаки конкурентоспособности по пятибалльной шкале. Далее рассчитывался показатель конкурентоспособности, а также дифференциальные показатели признаков сформированного свойства. По аддитивному усреднению определялись интегральные показатели характеристик, а затем комплексные показатели баллов для каждого блока как среднее арифметическое интегральных показателей.
Сверстка значений показателей баллов и приведение к относительной шкале измерения позволили получить численное значение показателя качества результата Р, принадлежащему интервалу [0, 1]. Расчет интегральных показателей конкурентоспособности (P1-P5) производился по формуле:
где
P1j - интегральный балл оценки сформированного свойства;
к - количество признаков – характеристик конкурентоспособности (k = j);
5 - максимальная оценка сформированного признака.
В таблице 1 представлено, каким образом оценивались уровни сформированности конкурентоспособности студентов старших курсов института экономики и управления, обучающихся на педагогическом направлении Магнитогорского технического университета.
Таблица 1. Уровни сформированности конкурентоспособности студентов
Уровень сформированности | Границы параметра Р |
Неудовлетворительный | 0 < Р < 0,25 |
Низкий | 0,25 < Р < 0,5 |
Средний | 0,5 < Р < 0,75 |
Высокий | 0,75 < Р < 1 |
Приведенные в таблице 1 уровни сформированности требуют детального анализа процесса формирования и изучения конкурентоспособности выпускников в условиях промышленного города. Следует учитывать, что образовательные программы не всегда в полной мере усваиваются выпускниками вуза, которые влияют на развитие их личностно-конкурентных качеств – возможно также сокращение кадров, которые не могут применить на практике свои профессиональные навыки и умения. И здесь возникает понятие сформированности конкурентоспособности выпускника, которая не всегда является полностью усвоенной и понятной. На наш взгляд, сформированность конкурентоспособности выпускника – это набор личностных, деловых, профессиональных характеристик выпускника, обладающие его мотивацией к профессиональному росту и которые являются востребованными на современном рынке труда [6-10].
Таким образом, после оценки уровня сформированности возникает необходимость оценить признаки и компоненты конкурентоспособности выпускника вуза. В результате анализа литературных источников [3-7] нами выполнена классификация, позволяющая оценить конкурентоспособность выпускника вуза (табл.2).
Таблица 2. Признаки и компоненты конкурентоспособности выпускника вуза
№ п/п |
Компоненты | Признак конкурентоспособности | Параметры | |
Требования | дифференцированный | интегральный | ||
1 | Мотивационно
ценностные |
1.1. позитивное отношение профессиональной деятельности | Р11 | Р1 |
1.2. готовность к профессиональному самоопределению | Р12 | |||
1.3. опыт профессиональной деятельности | Р13 | |||
1.4. готовность к повышению квалификации | Р14 | |||
1.5. понимание предназначения профессии | Р15 | |||
1.6. профессиональная осведомленность | Р16 | |||
2 | Социально-ролевые | 2.1. здоровый образ жизни (занятия спортом) | Р21 | Р2 |
2.2. трудолюбие | Р22 | |||
2.3. четкость целей | Р23 | |||
2.4. творческая активность | Р24 | |||
2.5. способность быть лидером | Р25 | |||
2.6. умение составить о себе резюме | Р26 | |||
2.7. умение работать с источником информации | Р27 | |||
2.8. культура письменной речи | Р28 | |||
2.9. культура устной речи | Р29 | |||
2.10. умение работать с компьютером и оргтехникой | Р210 | |||
2.11. вежливость, тактичность | Р211 | |||
2.12. знания в области коммуникативной деятельности | Р212 | |||
2.13. умение увидеть коммуникативную ситуацию | Р213 | |||
2.14. знание совокупности методов и средств разрешения коммуникативной ситуации | Р214 | |||
2.15. знание иностранного языка | Р215 | |||
3 | Когнитивные | 3.1. профессионально-практические навыки | Р31 | Р3 |
3.2. научная организация труда | Р32 | |||
3.3. квалификационный разряд | Р33 | |||
3.4. знание техники безопасности труда | Р34 | |||
4 | Личностно-диагностические | 4.1. способность выявлять закономерности | Р41 | Р4 |
4.2.настойчивость | Р42 | |||
4.3. организация учебного процесса | Р43 | |||
4.4. способность анализировать | Р44 | |||
4.5. стремление рассчитывать свои силы | Р45 | |||
4.6. креативность | Р46 | |||
4.7. мобильность | Р47 | |||
4.8. целеустремленность | Р48 | |||
5 | Рефлекторные | 5.1. умение проанализировать ситуацию | Р51 | Р5 |
5.2. способность определить затруднения | Р52 | |||
5.3. умение выявить ошибочные действия | Р53 | |||
5.4. умение исправить ошибки | Р54 | |||
5.5. способность сделать выводы | Р55 | |||
5.6. способность подвести итог проделанной работы | Р56 |
Анализ результатов оценки интегральных параметров конкурентоспособности, представленых на рисунке 1, показали, что более половины опрошенных студентов (63,6 %) имеют высокий уровень сформированное конкурентоспособности (Р = 0,789); менее половины опрошенных (36,8 %) имеют средний уровень сформированности конкурентоспособности (Р = 0,609).
Рисунок 1. Результаты оценки интегральных параметров конкурентоспособности
На основании вышеизложенного необходимо, на наш взгляд, предпринять следующие шаги в повышении конкурентоспособности молодых специалистов института экономики и управления педагогического направления в г. Магнитогорске.
Во-первых, привлекать представителей профильных предприятий к участию в разработке компетентностно-ориентированной модели выпускника по конкретному направлению подготовки.
Во-вторых, проводить экспертизу программ учебных дисциплин, практик на предмет их практической ориентации и направленности на будущую профессиональную деятельность с учетом требований и предложений работодателей.
В-третьих, приглашать ведущих специалистов для участия в учебном процессе, в том числе осуществлять информирование преподавателей о реальных проблемных ситуациях, возникающих в деятельности организаций с целью содействия в усилении практической направленности подготовки обучающихся.
Конкурентоспособность выпускника зависит не только от качества, полученного им образования, но и от совокупности личностных характеристик, обеспечивающих социальную и профессиональную успешность [15].
В качестве средств формирования совокупности личностных характеристик будущих специалистов по управлению качеством необходимо применять такие средства, как мотивация студентов к самостоятельной работе, развитие творческих способностей в ходе учебных занятий и во вне учебной деятельности, непосредственное взаимодействие теоретического обучения с практическим.
Итак, конкурентоспособность молодого выпускника института экономики и управления педагогического направления в условиях промышленного города (Магнитогорск) определяется совокупностью требуемых образовательным стандартом компетенций и профессионально важных личностных качеств, обеспечивающих ему возможность ориентироваться на рынке труда, выгодно отличаться от других, достигать успеха в конкурентной борьбе и обеспечить собственную самореализацию.
Библиографический список
- Андреева В.И. Делопроизводство. Организация и ведение. - http://www.bookvoed.ru/book?id=3948549
- Андрияко, Ю.В. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения как организационно-педагогическая проблема // Вектор науки ТГУ. – 2010. – № 1(1). – С. 34- 36.
- Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. ¾ Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
- Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. ¾ Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
- Кара, А.Н. Оценка конкурентоспособности специалистов на региональном рынке труда: теория, методология, практика: Автореф. дис. …докт. экон. наук. – Москва, 2012. – 44 с.
- Кибанов А.Я. Экономика и социология труда. – М.: Инфра-М, 2009. – 584 с.
- Меркулова, Е.П. Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников региональных вузов // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 9 (80). – С. 295 – 301.
- Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии // Современная педагогика. – 2014. – № 8 – С. 3-8.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
- Мовчан И.Н. О значении самостоятельной работы студентов в вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2007. Т.6. – № 1. – С. 72-73.
- Окрепилов, В.В. Эволюция качества. – СПб.: Наука, 2008. – 744 с., ил.
- Славова, Л.Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях [Электронный ресурс] URL: http://rusnauka.com (дата обращения 04.06.2014).
- Чернова Е.В. Академическое партнёрство вуза и производителя по как инструмент повышения конкурентоспособности ИТ-специалиста в области информационной безопасности на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города (сборник статей). Под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 152 с. – с.117-126
- Чернова Е.В. Опыт академического партнёрства вуза и производителей ПО в области информационной безопасности как инструмент повышения конкурентоспособности студентов // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1. – с. 111-115.
- Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Ефимова, И.Ю., Макашова, В.Н., Сахнова, Т.Н., Чусавитин, М.О., Курзаева, Л.В., Попова, И.В. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 157 с.
- Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Ефимова, И.Ю., Макашова, В.Н., Сахнова, Т.Н., Чусавитин, М.О., Курзаева, Л.В., Попова, И.В. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 157 с.