Под словом «инновация» принято понимать некое нововведение в области производства или управления основанное на использовании достижений науки и обеспечивающее повышение эффективности производственной системы или качества выпускаемой продукции или оказываемой услуги.
«Инновационная деятельность» — это процесс создания новых или усовершенствованных видов продукции, услуг, сырья и материалов, технологий, методов организации производства или управления. Так инновационная деятельность включает в себя научную деятельность, деятельность по воплощению разработок в продукт, технологию, деятельность по внедрению этого продукта, а так же его производство.
Долговременное обеспечение высоких темпов экономического роста невозможно без повышения конкурентоспособности продукции. Мировой опыт показывает, что ускорение инновационного развития не может быть обеспечено без системного финансирования в потенциально конкурентоспособные отрасли.
В таблице приведены данные по доле организаций осуществляющих инновационную деятельность.
Таблица 1 – Инновационная активность организаций (удельный вес организаций), по видам экономической деятельности[2]
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Всего |
9,5 |
10,4 |
10,3 |
10,1 |
9,9 |
Добыча полезных ископаемых |
7,8 |
8,4 |
8,2 |
7,6 |
7,5 |
Обрабатывающие производства |
13,0 |
13,3 |
13,4 |
13,3 |
13,6 |
Научные исследования и разработки |
- |
29,8 |
30,1 |
31,0 |
33,3 |
Предоставление прочих видов услуг |
4,9 |
4,9 |
4,0 |
3,5 |
3,5 |
Сущность инновационной деятельности заключается не только в разработке новшеств, но и в выводе инновационной продукции на рынок, развитии конкуренции и инновационного прогресса. Поэтому в ней заинтересованы как частный капитал и государство.
Инновации в современном мире играют важную роль. Но, несмотря на это, инновационная деятельность в России практически не развита. Государственный и частный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрение инноваций.
Таблица 2 – Структура источников финансирования инновационной деятельности российских компаний (2012 г.) [2]
Всего |
в том числе |
||||||||
млрд. руб.
|
в про- центах к итогу
|
долгосрочные |
краткосрочные |
||||||
млрд. руб. |
в про- центах к итогу |
млрд. руб. |
в про- центах к итогу |
||||||
Финансовые вложения в том числе по источникам финансирования: |
67724,8 |
100 |
7013 |
100 |
60711,8 |
100 |
|||
собственные средства |
52366,5 |
77,3 |
5692,2 |
81,2 |
46674,3 |
76,9 |
|||
привлеченные средства |
15358,3 |
22,7 |
1320,8 |
18,8 |
14037,5 |
23,1 |
В России основным источником финансирования инноваций являются основные средства предприятия.
Банковские кредиты и займы используются преимущественно для реализации краткосрочных проектов. Возможности привлечения заемных источников финансирования инновационных проектов, ограничиваются такими особенностями как:
– длительные сроки финансирования;
– необходимость осуществления серьезного контроля для достижения запланированного результата;
– высокие технические и финансовые риски.
Среди источников финансирования так же следует выделить такой источник привлеченных средств как бюджетное финансирование. В условиях нынешней экономики крупномасштабные научно-технические исследования финансируются за счет государственных бюджетов различных уровней, а так же специализированных государственных фондов.
Уровень инновационной активности отечественных предприятий заметно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает восьмое место (из 37 стран) по абсолютному показателю расходов на НИОКР. Сумма расходов в 2012 г. составила 24 млрд. долларов. Япония занимает в этом рейтинге 3е место. Для того чтобы сравняться с ней, России нужно увеличить затраты на НИОКРв 5,54 раза. Значительную часть расходов на финансирование НИОКР несет государство: доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки составила 80%в 2010– 2012 гг., и 88% — в 2013 г. Доля расходов федерального бюджета на НИОКР по сравнению с расходной частью бюджета в 2010– 2013 гг. составляла около 5%. Плановый объем финансирования расходов на НИОКР из средств федерального бюджета в 2014–2016 гг. демонстрирует нисходящую динамику. Согласно прогнозу Аналитического центра расходы федерального бюджета на НИОКР снизятся до 3,25% расходной части федерального бюджета в 2016 г. [3]
Сегодня состояние инвестиционного климата в России далеко от идеала, сокращение объема государственного финансирования, недостаточность собственных средств у предприятий не восполняются притоком частного капитала.
В таблице приведены основные источники финансирования инновационных проектов.
Таблица 3 – Методы и источники финансирования инновационной деятельности
Методы финансирования | Источники финансирования |
1. Собственные средства | - Уставный капитал; |
- прибыли от деятельности; | |
- амортизационные отчисления. | |
2. Заемные средства | - Банковские займы и кредиты; |
- облигационные займы. | |
3. Бюджетные средства | - Федеральный бюджет; |
- местные бюджеты; | |
- внебюджетные фонды. | |
4. Венчурное финансирование | - Венчурный капитал корпораций; |
- индивидуальные инвесторы; | |
- публичные фонды венчурного капитала. | |
5. Франчайзинг | - Финансовые ресурсы крупных предприятий. |
6. Венчурное финансирование | - Государственные дотации; |
- средства крупных компаний; | |
- банковские средства. |
Сегодняшнее состояние инвестиционного климата в России отстает от большинства развитых стран мира. Уменьшившиеся объемы государственного финансирования, а так же нехватка собственных средств у предприятий, выступают в качестве одних из важнейших факторов, сдерживающих инновационное развитие российских предприятий.
Среди основных форм решения проблем, связанных с финансированием инновационной деятельности можно выделить:
- предоставление налоговых льгот (освободить от уплаты НДС реализации товаров, работ, услуг относящихся к инновационной деятельности, налоговые льготы по расходам на разработки инновационного продукта и др.);
- установить к основной норме амортизации повышающий коэффициент в отношении ос, используемых для осуществления инновационной деятельности. Так же возможно использование ускоренной амортизации для оборудования;
- предоставить возможность совмещения всех видов и источников финансирования;
- предоставление информационной и консультационной поддержки и др.
Предоставление финансовой поддержки инновационного предпринимательства является важным стимулом при развитии инновационной деятельности. Отдельные мероприятия уже реализуются в нашей стране. Например, предоставление гранта, которое обеспечивает поддержку и стимулирование государством научных исследовательских разработок.
Для влияния на инновационную деятельность через налоговую политику недостаточно установить льготы на постоянной основе. Налоговые льготы необходимо направить на повышение эффективности всех этапов процесса производства – от финансовых вложений в начальные исследования до инвестиций в действующее производство и проекты. Политика государства должна быть нацелена на мотивирование бизнеса к занятию инновациями путем снижения налогового бремени в этой сфере. Без решения этой задачи невозможно создание финансовой базы для построения инновационной экономики в России.
Рассмотренные вопросы составляют не весь список проблем, которые препятствуют внедрению инноваций в России, но и они представляют серьезную угрозу для развития инновационной деятельности в стране. Но уже сейчас принимаются действия по устранению рассмотренных проблем или сведению к минимуму их влияния. Например, такие как:
- создание особых экономических зон;
- принятие закона об инновационной деятельности;
- проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)» и др.
Эти мероприятия оказывают положительное воздействие на развитие инновационной деятельности.
Не смотря на это, создавшаяся ситуация требует серьезных мер для решения рассмотренных проблем. Все перечисленные действия находятся в начале своего развития и требуют эффективной поддержки и тщательного контроля со стороны государства.
Библиографический список
- Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – М. : ИНФРА-М, 2012.
- http://www.gks.ru/
- http://www.oecdru.org/