ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КОМПАНИЙ

Маркова Валерия Александровна1, Шутаева Елена Алексеевна2
1Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», магистрант направления «Экономика»
2Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики

Аннотация
В статье психологические аспекты процесса слияния и поглощения рассматриваются в качестве своеобразных регуляторов современных социально-экономических процессов, происходящих как в обществе в целом, так и на уровне отдельных компаний. Сделан акцент на важности и необходимости изучения влияния межличностного фактора на ход сделки слияния или поглощения компаний.

Ключевые слова: корпоративные отношения, личностный фактор, Общественное мнение, поглощение, психологические аспекты, российская бизнес-модель, слияние


PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MERGERS AND ACQUISITIONS

Markova Valeria Alexandrovna1, Shutaeva Elena Alexeevna2
1Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Master's Degree student in Economics
2Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, PhD, Associate Professor, Department of World Economy

Abstract
In the article psychological aspects of mergers and acquisitions are seen as peculiar regulators contemporary of socio-economic processes which taking place in society in general, and at the level of individual companies. Emphasis is placed on the importance and necessity of studying the impact of interpersonal factors in the course of mergers or acquisitions.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Маркова В.А., Шутаева Е.А. Психологические аспекты процесса слияния и поглощения компаний // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60769 (дата обращения: 14.03.2024).

Логично предполагать, что успешность и эффективность сделки слияния и поглощения (Mergersand Acquisitions, M&A) зависит от финансовых показателей и ресурсов участников процесса, грамотных расчётов и правильного управления менеджеров, правовых договорённостей и юридической работы компаний. Однако нельзя не учитывать еще один важный аспект, который может сыграть ключевую роль в процессе слияния и поглощения – это общественное мнение и возможность манипуляции им.

Общественное мнение способно влиять на успех крупных масштабных сделок, имеющих влиятельное финансовое положение, и формируется оно под влиянием различных факторов. Однако следует отличать такие понятия как “манипуляция” и “обман”. Под манипуляцией в ходе M&A понимается воздействие на сторону различных сигналов, мнений, идей, способных изменить планы действия участника. У участника, подвергшегося манипуляции всегда будет выбор возможности изменения поведения или нет. Основная цель любой манипуляции всегда скрыта. Например, вчитываясь в обычную статью о личной жизни одного из участников, сразу не должна возникать мысль о потере деловой репутации предпринимателя. К основным средствам манипулирования можно отнести следующие: средства массовой информации, массовые мероприятия, мнения и слухи [1].

Колебания курсовой стоимости акций компании и, как следствие, стоимость сделки слияния и поглощения зависят от действий акционеров, как инициирующей компании, так и целевой компании. Причем реакция может быть как на повышение курсовой стоимости акций (рынок реагирует положительно на предстоящую сделку), так и на понижение (рынок реагирует отрицательно) [4]. Формирование положительного мнения о сделке – задача службы PR-компании инициатора или отдельно нанятого агентства. Возможная реакция общественности может повлиять на полный отказ от сделки слияния или поглощения.

Законодательство может запретить приток иностранного капитала в те, или иные отрасли. Но кроме государственных законов существуют также другие рычаги давления. Например, длительный переговорный процесс, в ходе которого время сделки постоянно оттягивается. Проблемы в ходе сделки могут ударить по имиджу обеих компаний. Объявленное намерение о слиянии в самый последний момент перед подачей может отрицательно сказаться на колебании курса акций участников. Компания, которая поглощается, заинтересована в раннем оглашении начала процессы, чтобы «подогреть» интерес окружающих и увеличить стоимость своих акций. Если сделке дан «зеленый свет», то свою роль в формировании определенного климата вокруг сделки PR-служба уже может считать выполненной. На этапе инвестиций роль PR-агента сводится, прежде всего, к грамотному освещению хода проведения сделки на всех уровнях. То есть PR-кампания разделяется на внутреннюю – освещение этапов слияния для работников обеих компаний, формирования благоприятного внутреннего микроклимата и внешнюю – для акционеров компании и участников рынка: публикации в специализированных СМИ, аналитические заметки рейтинговых и аналитических агентств. Повышение роли финансов привело к усилению специализации внутри PR. Так, с целью большей фокусировки на финансовом состоянии компании, предоставления и анализа отчетности появилось отдельное направление Investor Relations (взаимоотношение с инвесторами, англ.), впервые озвученное еще в 1953 г. председателем совета директоров General Electric Ральфом Кординером, но получившее серьезное развитие и внимание лишь в 90-х годах прошлого века. Грамотная PR-политикаспособствует повышению устойчивости компании через лучшее информирование акционеров и инвесторов о состоянии дел; повышению имиджа компании среди сотрудников, государственных органов, населения, общей известности компании среди остальных участников рынка. Можно отметить следующее: PR-кампания является необходимым элементом стратегии осуществления сделок слияний и поглощений. Усиление роли PR в сделках M&A привело к выделению в ней отдельных направлений как GR, IR c соответствующей специализацией. PR-политика в современной публичной компании не является эпизодом на время участия в сделках M&A, а носит постоянный планомерный характер [2].

Слухи являются наиболее старым и традиционным способом манипулирования общественным мнением. Примером может служить ситуация, когда в начале 2000 года New York Post сообщило, что IBM намеревается приобрести консалтинговое подразделение Price water house Coopers (PwC). Однако, вскоре появились слухи о том, что сотрудники PwC, привыкшие работать в крупной аудиторско-консалтинговой компании, скорее всего, покинут свои места еще до завершения сделки. А специалисты этой компании являлись главным ценным активом сделки. Через некоторое время сообщения о поглощении компанией IBM подразделения PwC прекратились. В том же году интерес к консалтинговому подразделению PwC проявила компания Hewlett-Packard (HP). Велись переговоры о сделке на 15,0-20,0 млрд. дол. США, однако, впоследствии HP отказалась от столь дорогого приобретения. В 2002 году IBM попыталась повторно приобрести подразделения PwC, на этот раз более успешно. PwC Consulting, состоящее из 31 тысячи сотрудников, было продано за 3,5 млрд. дол. США. Для того, чтобы удержать специалистов PwC – им были предложены повышенные вознаграждения и привлекательные компенсационные пакеты акций [3].

Учитывая все затронутые аспекты, манипулирование общественным мнением является важным элементом осуществления сделки слияния и поглощения и может сыграть в ней итоговую роль. Каждая такая сделка уникальна и поэтому необходима тщательно планировать мероприятия по созданию необходимого общественного мнения.

Одна из отличительных черт российской бизнес-модели – это влияние личного фактора на процесс сделки. Россию весьма проблематично отнести к какой-либо модели поведения в бизнесе. Естественно это также оказывает своё влияние на предпринимательские отношения. Рассматривая не слишком крупный бизнес, «Красный менеджмент» – черта российского бизнеса. «Красный директор» – ученик отечественной менеджерской школы. Характеризуется медлительностью, не любит дорогих адвокатов, полагается на юриста компании и уважение трудового коллектива, вероятнее проигнорирует судебное заседание где-нибудь в другой стране, которое рассматривает иск к компании. В России довольно долго преобладали враждебные поглощения с неэтичными действиями против участников. Однако в настоящее время эти способы используются гораздо реже, в основном на уровне некрупных компаний. Такие изменения связывают, прежде всего, с изменениями в законодательстве, также крупные российские компании предпочитают сохранять свой имидж. Разумеется, межличностные отношения играют существенную роль и в корпоративной сфере, особенно при осуществлении слияний и поглощений. Особое значение межличностным отношениям следует придавать в ходе враждебного поглощения компаний, когда атакующая сторона вынуждена тщательно продумывать свои действия, осознавая, что даже маленькая ошибка может привести к срыву самой блестящей операции. Роль межличностных факторов особенно увеличивается ходе враждебного поглощения. И особенно важной становится на этапе начала поглощения. Сглаживание конфликтов должно становиться приоритетом в обеих командах. В обороняющейся компании отношения между коллегами часто накаляются из-за сложившейся ситуации. Этот конфликт может быть использован в личных целях агрессора, когда вместо слаженного скоординированного противодействия в компании возникают межличностные конфликты. В ситуации захвата компании актуальной задачей становится удержание активов компании и создание эффективного механизма управления. В этом случае необходимо сосредоточить силы на предотвращение конфликтов в новой команде. Кроме того, весьма вероятно возникновение личной неприязни между оставшимися на предприятии сотрудниками. Многие агрессоры на этапе планирования операции по захвату предприятия уделяют существенное внимание личным взаимоотношениям внутри компании. Особый интерес представляют фактические владельцы акционерного общества, которые, как правило, скрываются за бесконечной вереницей номинальных держателей и оффшорных компаний. На первый взгляд их связывают крепкие партнерские отношения, однако известно, что длительное сотрудничество в конечном итоге приводит пусть к небольшим, но все же противоречиям, что и может быть использовано агрессором. Осуществляя враждебное поглощение предприятия нельзя забывать о влиянии личностного фактора на саму команду агрессора. Пожалуй, ни для кого не секрет, что положительный результат соответствующей операции напрямую зависит от психологической обстановки внутри коллектива, от личных взаимоотношений между его представителями. Иногда руководители компаний осознанно пытаются посеять конкуренцию между служащими,чтобы улучшить их работу. Однако такой подход может и навредить общей цели. Два юриста, работающих на предприятии могут утаивать друг от друга ценные данные. Так, например, испытывая зависть и неприязнь к своему коллеге, специалист в области корпоративного права сознательно выкрал у него и уничтожил единственную копию плана приватизации компании-цели. Так он пытался добиться отстранения коллеги от данного проекта, что только ухудшило ситуацию. Поэтому такой подход руководству применять крайне не рекомендуется. Более целесообразно сглаживать и устранять конфликт внутри коллектива [1].

Вопрос межличностных отношений становится особенно актуальным при проведении именно дружественного приобретения компании. Для инвестора особенно важно расположить к себе владельцев приобретающих компанию. Особенно важно определить личностные качества до начала сделки. Зачастую это не так уж и сложно, обладая психологическим портретом участников переговоров с противоположной стороны. Если же подобные сведения отсутствуют, можно воспользоваться и отрывочными данными о тех людях, которые будут принимать участие в переговорах. При проведении переговоров компаний необходимо организовать процесс так, чтобы каждый член команды не только выполнял свои функции и указания, но и вписывался в коллектив. И ни в коем случае нельзя допускать выяснение конфликтов перед представителями другой компании. Это может вызвать крайне негативную реакцию и значительно ухудшит ваш имидж. По завершении сделки слияния и поглощения личностный фактор не теряет своего значения в деле правильного построения корпоративных отношений. Наоборот, в некоторых случаях он может даже выйти на первый план [4].

После завершения сделки личностный фактор не теряет своего значения в ходе построения корпоративных отношений, иногда выходя на главный план. Межличностные отношения могут выйти на первый план и во взаимоотношениях между новыми членами органов управления с представителями прежней управленческой команды. Основным фактором, способным провоцировать конфликты является чувство второсортности, которое начинают испытывать старые кадры. Именно поэтому их поведение определяется, прежде всего, ожиданием того, что их положение в компании будет ущемлено, что новые управленцы отберут у них наиболее важные полномочия, ограничив в самостоятельном принятии решений. Разумеется, это отрицательным образом будет отражаться на производственном процессе, провоцируя все новые конфликты между отдельными представителями различных управленческих команд. Выделяют два уровня основных проблем внутри интегрирующихся компаний – личностный и групповой. Личностный связывают с личным восприятием ситуации каждого отдельного работника (опасения за сохранения своего положения, карьерный рост, дополнительные нагрузки и т.д.). Групповой уровень – это опасения нарушения некой общей привычной целостности для коллектива. В целях недопущения подобного развития ситуации новым менеджерам следует быть как можно более тактичными с представителями старого управленческого коллектива. Необходимо грамотное и эффективное участие управленческого персонала в создании общей атмосферы целостности, ознакомление с новыми идеями и принципами работы, четкое представление будущих перспектив.

Таким образом, личностный фактор оказывает серьезное влияние на процессы, происходящие в ходе слияния и поглощения компаний. Разумеется, это не означает, что опираясь только на личную неприязнь между менеджерами и владельцем бизнеса можно осуществить захват предприятия. Однако разумное использование сложившейся ситуации может оказаться серьезным подспорьем в деле успешного завершения процесса слияния и поглощения.

Использование межличностного фактора требует чрезвычайной осторожности и такта. Для использования такого приёма корпоративной борьбы необходимо учитывать все его особенности. В большинстве российских компаний отношения и конфликты между руководителями предприятия не афишируются. И построение структуры этих отношений может стать очень ценной информацией. Однако этими данными может обладать только узкий круг людей. Также есть вероятность получения недостоверных данных. К примеру, в ходе исследования компанией агрессора, были сделаны выводы, что руководитель компании-цели всегда очень вежлив и тактичен со своими исполняющими работниками. Однако со слов обслуживающего персонала он позволяет себе кричать и использовать ненормативную лексику в присутствии финансового директора. В результате этих сведений был сделан вывод,что руководитель компании-цели не был доволен работой финансового директора. На деле же финансовый директор был близким другом главного руководителя еще со школы и только при нем он может бурно проявлять свои эмоции. Урон от использования неверных данных для команды агрессора может быть весьма ощутим [1]. Учитывая данный пример можно сделать вывод о необходимости использования других достоверных источников информации и только после проверки и подтверждения этих данных можно делать конкретные выводы. Таким образом, использование личностного фактора в ходе корпоративной борьбы требует осторожности, достоверности и такта. Поэтому не существует каких либо универсальных способов выявления их структуры, потому что каждый человек уникален и требует особого подхода.

Следовательно, использование личностного фактора может оказать большое влияние на ход сделки слияния или поглощения. Но это совсем не означает, что в процессе необходимо опираться только на него. Нельзя рассчитывать только на него при захвате компании. Однако грамотное использование существующей ситуации может стать серьёзным подспорьем в ходе успешного завершения сделки слияния или поглощения. Межличностные аспекты особенно значительны при построении корпоративных отношений и в особых случаях могут сыграть ключевую роль. Сложность их изучения заключается в индивидуальном поведении и характере каждого человека. В характере российского бизнес-поведения довольно сложно выделить характерные черты в отличии, к примеру, от японского. Но можно точно сказать о том, что одной из ярких черт отечественной бизнес-модели является влияние личностного фактора на деловые процессы.


Библиографический список
  1. Молотников А.Е. Слияния и поглощения- российский опыт. М.: ООО «Вершина», 2006 г.c. 229-247
  2. Рид Стэнли Фостер, Лажу Александра Рид. “Искусство слияний и поглощений ”Пер. с англ. – М., 2004. ISBN 5-9614-0015-8, Издательство “Альпина Бизнес Букс”c.180
  3. Рейтинговое агентство «AK&M» [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.akm.ru
  4. Аналитический портал M&A Agency [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.mergers.ru
  5. Сайт компании PricewaterhouseCoopers (отраслевые, рейтинговые обзоры) [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pwc.com


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Маркова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация