В наши дни все предприятия живут в условиях конкуренции. Для того чтобы оставаться на плаву в данных условиях фирма должна развиваться, вводить новые технологии, товары, услуги и совершенствовать уже имеющиеся. Из этого можно заключить, что вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными.
Простым языком, инновация — это нововведение, повышающее эффективность работы предприятия. [1,c. 185]
Для того чтобы вводимая инновация принесла максимальный экономический эффект, необходимо грамотное управление на каждом этапе внедрения новшества.
Для качественного управления все инновации классифицируют по ряду признаков. [2,c. 54]
Схема 1 – Классификация инноваций.
Но наиболее удобной в применении можно считать классификацию по следующим признакам:
Схема 2 – Классификация инноваций.
Инновационный менеджмент включает в себя несколько этапов, которые можно представить в виде таблицы[3,c. 286]:
Таблица 1 – Этапы управления инновациями
Этап | Краткое описание |
Прогнозирование | Позволяет спрогнозировать изменения в применяемой технологии и продукции и как это скажется на конкурентоспособности фирмы. |
Планирование | В план включаются самые перспективные направления инноваций из прогноза. |
Анализ ситуации | Сбор данных о состоянии факторов воздействия внешней среды, а также о состоянии дел в фирме. |
Идентификация потребности в новшестве | Ее определение и правильное формулирование, а так же разработка мер, повышающие эффективность работы предприятия. |
Выявление критериев выбора альтернатив | По выбранным критериям сопоставляются альтернативы. |
Разработка альтернатив | На данном этапе менеджер должен выбирать наиболее подходящий вариант инновации.
|
Выбор наилучшей альтернативы | Сравнение плюсов и минусов каждой альтернативы и анализ вероятности их применения. |
Разработка и согласование управленческого решения | Сотрудничество инновационного отдела с другими отделами организации и управленческим персоналом. |
Управление реализацией управленческого решения | Определение комплекса работ, ресурсов, исполнителей и сроков. Далее разрабатывается программа реализации инновации. |
Контроль и оценка результатов | По мере необходимости оказывается помощь специалистов, при обнаружении ошибок вносятся поправки.
|
В заключение можно сказать, что инновации — своеобразный объект управления, требующий больших вложений, квалифицированного персонала, масштабных маркетинговых мероприятий. Следовательно, для управления инновациями необходим системный подход, определяющий связи и зависимость между различными отделами организации, характеризующий прямые и обратные связи в структуре управления.
Библиографический список
- Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 367 c.
- Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. – М.: Омега-Л, 2014. – 176 c.
- Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2013. – 448 c.