Главной задачей модернизации системы образования является информатизация образовательного процесса и создание единой информационно-образовательной среды (ИОС), содержащей ресурсы и инструменты обеспечения оптимизации процесса обучения, воспитания, развития личностного потенциала обучающихся и педагогов, изменяя содержание образования, методы, и организационные формы обучения [18]
В психолого-педагогической литературе наряду с понятием среды широко используется понятие «пространство».
Источник |
Среда |
Пространство |
Советский энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия |
«Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности»;
«…оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием личности она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются и сами люди» |
«Множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т.д.» |
Толковый словарь С.И. Ожегова | 1.Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-нибудь. 2.Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. 3.Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий |
I. Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами |
Толковый словарь русского языка (под редакцией Д.Н.Ушакова) | «Вещество,заполняющее пространство, и окружающие тела или явления»;
«социально-бытовая обстановка, в которой живет, окружающие условия, совокупность людей, обстановки |
«Состояние материи, характеризующееся наличием протяженности и объема» |
Педагогическая энциклопедия | «…широкая социальная действительность, общество, государство в целом»; «…это среда непосредственно окружающая ребенка, и так или иначе влияющая на его формирование и развитие» [20] |
- |
Философский энциклопедический словарь | «…окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности» | «…форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах» |
Краткий толковый словарь русского языка | «…природные, социальные и бытовые условия, в которых живет, находится кто-, что-нибудь; совокупность людей, живущих в этих условиях» | «…место, на котором может поместиться что-нибудь» |
Отдельные ученые[18]определяют пространство«базовой категорией бытия, связанной с осмыслением человеком окружающего мира», в то время как среда объединяет социально-бытовые и духовные условия, в которых живет, находится человек.
«Современное понимание пространства и оперирование этим понятием в рассмотренных теоретических концепциях сделало возможным появление концепции электронного обучения, действующего как на больших физических пространствах в виде открытого (дистанционного) обучения, так и в информационно-культурномпространстве образовательного учреждения в виде электронных образовательных ресурсов и сред» [7: 63-64].
В современной педагогике наряду с терминами «пространство» и «среда» можно встретить понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда».
С точки зрения некоторых ученных [1], [18], [13]образовательная среда – это система воздействий, условий и возможностей на развитие и формирование личности, влияние на развитие обучающегося. При этом образовательная среда, являясь подсистемой социокультурной среды, направленна на изучение наиболее общих закономерностей и направлений деятельности.
В то время как образовательное пространство – это:
- набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека и может существовать независимо от обучающегося [1:19-20];
- пространство, в котором формируется образ человека, его внутренняя форма – образование является сферой, где существующие представления закрепляются в организационных формах, определяющих затем мышление и образ человека [18: с.19];
- пространство осуществления личностны изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)[13];
- совокупность материальных и информационных объектов (образовательных объектов) и субъектов образования во взаимодействии с которыми происходит образование и развитие личности, путем присвоения(обретения) индивидом в процессе этого взаимодействия (общения, диалога) личностных смыслов. [7:51]
Повышенный интерес к образовательной среде является результатом изменений, произошедших в системе образования. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения (ФГОС), каждая образовательная организация в соответствии должна создавать собственную образовательную среду, ее информационную проекцию, ИОС, как внутренний образ общей образовательной среды. [5: 27]. Следовательно, образовательная среда и ФГОС взаимосвязаны.
Реализация требований ФГОС привели к появлению терминов «информационно-образовательная среда» и «информационно-образовательное пространство». Анализируя работы, в которых исследуются эти понятия, мы выделили следующие.
ИОС – это:
- область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным – информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным [15: 30];
- результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства, являющаяся системно организованной совокупностью информационного, технического, учебно-методического обеспечения и неразрывно связанна с человеком как субъектом образования [6];
- эффективная образовательная система, основанная на использовании компьютерной техники и программно-телекоммуникационной среды, элементы которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-методической и учебно-исследовательской деятельности, деятельности по измерению, контролю и оценке результатов обучения, а также деятельности по управлению образовательным учреждением[14: 11];
- система или системно организованная совокупность средств, ресурсов и условий, направленных на обеспечение образовательного процесса, деятельность, передачу данных и взаимодействие, между субъектами, существующая благодаря использованию аппаратных, программных и телекоммуникационных возможностей, в том числе с использованием сети Интернет и «является подмножеством образовательного пространства [7].
Таким образом основной целью и задачей создания ИОС является обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу, аккумулирование, упорядочение, предоставление всей необходимой социокультурной, научно-популярной, познавательной информации, систем поиска, коммуникации. [15:56].
Основными компонентами ИОС[6:147-148], [18:104] являются ценностно-целевой компонент, содержательно-методический, коммуникационно-психологический, организационно-административный, пространственно-технологический, информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.
Помимо вышеперечисленных компонентов необходимо наличие инвариантных, обеспечивающих информатизацию основных видов деятельности: образовательной (реализация учебно-воспитательного процесса); управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами; обеспечение коммуникации и взаимодействия между субъектами образовательного процесса [18:36].
Функции ИОС многообразны:
- реализация конституционного права на образование;
- доступность качественного образования, соответствующего потребностям и возможностям личности ребенка, интересам семьи и социальному заказу;
- использование новых информационных технологий;
- сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала образовательного учреждения [18:36].
В соответствии с реализуемыми программами ИОС условно можно разделить на следующие группы:
- ИОС различных дошкольных образовательных организаций(ИОС ДОО)
- ИОС школ, лицеев, гимназий(ИОС школы)
- ИОС учреждений дополнительного образования детей(ИОС УДОД)
- ИОС учреждений среднего профессионального образования (ИОС СПО)
- ИОС учреждений высшего профессионального образования (ИОС ВУЗА)[1:66].
На наш взгляд сюда следует добавить ИОС ДПО (ПК) – информационно-образовательная среда учреждений дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации).
ИОС ДОО
Современные тенденции информатизации всех сфер человеческой деятельности и образования ориентирует дошкольных работников на использование новых информационных технологий для осуществления образовательной деятельности.
Основными задачами создания ИОС ДОО является:
- совершенствование системы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ, обеспечивающих качественно новый уровень предоставления образовательных услуг;
- автоматизация отчетности, учёта очередности и процесса комплектования.
Таким образом, создание ИОС ДОО - это современный способ информатизации дошкольного образования в соответствии с требованиями федеральных законов и современным развитием информационно-коммуникационных технологий в области образования.
Информатизация ДОО открывает педагогам новые возможности для внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей.
Но главной вопросом, на наш взгляд, все еще остается проблема оснащения компьютерной техникой и подключение к сети Интернет ДОО. Несомненно, данный аспект деятельности очень важен. Но необходимо также обеспечение ДОО методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических задач и использование их в деятельности ДОО в целях построения единого информационного образовательного пространства.
Мы полагаем, что создание единого информационного пространства ДОО обеспечит повышение эффективности, доступности и качества дошкольного образования на основе широкого и активного использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
ИОС школы
Современная школа как система становится все сложнее: выросло многообразие внешних связей, происходит усложнение структуры самой школы, растет и динамично меняется многообразие задач, стоящих перед ней.В связи с этим все большее внимание уделяется развитию единой ИОС школы и построению системы информационного обеспечения и управления образовательной деятельностью в процессе ее информатизации [18:37].
Некоторые авторы [15:58-59] разделяют понятия общеобразовательной ИОС и школьной ИОС. Общеобразовательная ИОС, по их мнению, абстрактная система, системно-информационная модель. В то время как ИОС школы конкретна, создается и функционирует для конкретных людей.
ИОС школы – это по сути локальная, внутренне замкнутая, сеть, где все компьютеры могут быть физически и технологически связаны между собой в целях оптимизации информационного обмена субъектами этой среды [15:123].
Единую ИОС школы можно отобразить в виде схемы:
ИОС школы включает в себя систему современных педагогических технологий, комплекс ЭОР, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы [21].
Из этого следует, что ИОС школы не только системное объединение субъектов и объектов с однородными целями и предназначением, а сфера, порождаемая единомыслием, общностью идей и идеалов, познавательных интересов и информационных потребностей, совместной деятельностью, общностью культуры всех вовлеченных в нее субъектов, совместно ставящих цели и определяющих пути их достижения» [15:64].
Рассматривая структуру ИОС ряд ученных [15], [18] выделяют следующие компоненты и уровни развития ИОС школы: ценностно-целевой компонент, организационно-административный компонент, информационно-технологический компонент, содержательно-методический компонент, коммуникационный компонент, субъективный компонент.
Некоторые авторы выделяют следующие функции ИОС школы [15: 71-72]:
- обучающая: деятельностная реализация предметного, организационного и межличностного аспектов;
- развивающая: влияние на личностные отношения, саму личность ученика;
- управляющая:выражение обучающих аспектов на уровне информационно-педагогического воздействия.
Чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни [28].
Эффективность ИОС нельзя оценить чисто количественными показателями. Одна и та же ИОС может быть оптимальной для развития обучающихся на одном возрастном этапе или при одних индивидуальных особенностях детей и препятствовать эффективному развитию в другом возрасте или при других индивидуально-личностных особенностях учеников.
Таким образом, ИОС школы позволяет всем участникам образовательного процесса использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивное обучение, участвовать в он-лайн-конференциях, конкурсах, олимпиадах, используя возможности ИКТ, новые техники и методики.
ИОС УДОД
Система дополнительного образования детей в современных условиях рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, организация которого обеспечивает поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, расширяя пространство самореализации личности, развивая ее познавательный интерес в различных областях и формируя тем самым гуманистические ценностные ориентации.
Информатизация образовательно-воспитательного пространства УДОД позволит обеспечить новое состояние образовательной системы, поскольку поднимает на качественно иной уровень результаты обучения и воспитания.
Основные направления создания ИОС УДОД:
- повышение квалификации и методическая поддержка педагоговв области использования ИКТ;
- организация образовательного процесса с использованием ИКТ;
- развитие сетевого взаимодействия взаимодействия с другими образовательными организациями;
- автоматизация информационно-управленческой системы;
- использование ИКТ для эффективной организации внеурочной деятельности: участие в дистанционных конкусах, олимпиадах, создание и наполнение сайта, выпуск газеты.
Таким образом, использование информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей позволяет расширить ресурсные возможности по работе с педагогами, обучающимися, их родителями.
Образовательная среда УДОД призвана помочь взрослеющему человеку найти себя, реализовать свои способности в различных областях, самоопределиться [10].
Таким образом, ИОС УДОД выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования и является самостоятельным и самоценным.
ИОС вуза
Современная ИОС вуза, представляющая собой совокупность распределенных информационных ресурсов, разнородных программных и аппаратных средств, сетей и сетевых структур, организационно-методических компонентов системы образования, обеспечивает новое качество образовательного процесса.
Анализируя структуру ИОС вуза, выделяется составляющие компоненты, характеризующие участников информационных взаимодействий [19:12]:
־ ценностно-целевой;
־ ресурсно-технологический;
־ содержательный;
־ психолого-педагогический;
־ административно-организационного управления.
Согласимся с мнением авторов [19], [20] рассматривающих ИОС вуза как взаимосвязь учебного процесса, научных исследований, системы ЭОР, автоматизации организационно-управленческой деятельности, информационной профессиональной культуры, гуманистических, профессиональных и духовно-нравственных ценностей в построении информационного образовательного пространства и способствует дальнейшему развитию новых форм образовательной деятельности, таких как дистанционное образование.
ИОС вуза – открытое образовательное пространство, объединяющее информационно – коммуникационные технологии и ЭОР, соответствующие современному уровню развития системы высшего образования, и обеспечивающие информационное взаимодействие в процессе образования и самообразования.
ИОС ДПО
Сегодня одной ключевых задач государственной образовательной политики является модернизация системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).Рассмотрим ИОС Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования (институт). Все учебные аудитории оснащены компьютерной техникой: компьютер, проектор, экран. Педагогические работники института располагают автоматизированные рабочие места (компьютер, принтер, сканер, устройства воспроизведения звука, выход в Интернет). Имеются 2 компьютерных класса, оборудованные 15 компьютерами, проектором и интерактивной доской Smart и Interwrite. Один мобильный компьютерный класс, состоящий из мобильной тележки, 30 ноутбуков, точки доступа WiFi.Кроме того в каждом компьютерном классе находится вспомогательная техника – принтер, сканер. Особенно важно, на наш взгляд, что все компьютеры составляют единую сеть (с выходом в Интернет), обеспечивая доступ слушателей к файловому серверу, где хранятся все собранные за все годыматериалы.
Такое техническое оснащение в системе повышения квалификации позволяет эффективно планировать и проводить теоретические, самостоятельные и практические занятия при обучении по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также формировать ИКТ-компетентность педагога.
Не менее важным является автоматизация работы:
־ автоматизированный сбор и обработка сведений обо всех педагогических работниках системы образования республики;
־ внедрение портала дистанционного обучения;
־ создание и наполнение сайта института.
Для того чтобы наилучшим образом подготовить педагогов разных категорий к выполнению функциональных обязанностей в условиях ИОС, необходимо использовать такие методы и средства обучения, которые бы смогли имитировать деятельность педагогов в реальной среде [12].
Педагогическая наука в стремлении освоить новые средства и методы образования, предоставляемые современными компьютерными и коммуникационными технологиями, выработала много моделей и концепций информационно-образовательной среды, которые отражают различные стороны внедрения новых информационных технологий в образование [7:91].
ИОС имеет большой потенциал для повышения качества обучения и развития профессиональной компетенции педагога.
Библиографический список
- Абаев А.М. Средовый подход к образованию. Анализ опыта изучения и формированию образовательной среды различных типов образовательных учреждений. [Книга]. – Владикавказ: СОГУ, 2011.
- Андреев, А.А., Каплан,С.Л., Краснова,Г.А., Лобачев,С.Л., Лупанов,К.Ю., Поляков,А.А., Скамницкий,А.А., Солдаткин, В.И. Основы открытого образования [Книга] / ред. В.И.Солдаткин. – Москва: НИИЦ РАО, 2002. – Российский государственный институт открытого образования: Т. Т.1.
- Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза [Книга]. – Москва: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 2009.
- Большая Советская Энциклопедия, книга1, том 24 [Книга]. – Москва: Советская энциклопедия, 1976.
- Вахрушев, А.А., Данилов, Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС [Журнал] // Начальная школа плюс до и после. – 5, 2011 г.- Т. 5. – стр. 10.
- Ганичева Е.М. Формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения [Конференция]// Сборник статей III Межрегиональной научно-практической конференции (7-9 декабря 2011 г.). – Вологда: Издательский центр Вологодского института развития образования, 2012. – стр. 147-148. – ISBN 978-5-87590-377-9.
- Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. [Книга]. – Ростов Н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.
- Данилова О.В. Современные тенденции в науке и образовании [Конференция] // Использование студентами педвуза MS Excel как среды разработки электронных образовательных ресурсов. – Москва: 2014. – Т. 3. – стр. 139-141.
- Дегтярева М.Н. Развитие инфокоммуникационной компетентности учителя иностранных языков на основе кредитно-модульной системы повышения квалификации [Книга]. – Ставрополь: 2013.
- Зимарева Н.А. Образовательная среда учреждений дополнительного образования детей как фактор из профессионального самоопределения. [Статья]. – 2008 г.. – N 28(63), ч.2: (Педагогика психология, теория и методика обучения). – стр. 88-92.
- Информационная образовательная среда: исторический аспект [Журнал] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Выпуск № 82-2 2008 г.. – стр. 104.
- Камелина Е.В. Система повышения квалификации педагогов в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды [Книга]. – Москва: Автореферат кандидата пед наук, 2012.
- Козлов, О.А., Гулабуддин, Я. Информационно-образовательная среда и образовательное пространство: аналитический обзор [Журнал]// Электронное периодическое издание “Информационная среда образования и науки”, №13-2013. http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2013/num_13_2013/(Дата обращения 19.07.2014г., Дата обращения 19.07.2014г.)
- Комелина Е.В. Система повышения квалификации педагогов в области информатики с использованием модели информационной образовательной среды [Книга]. – Москва : Автореферат канд пед наук, 2012.
- Коротенков Ю.Г. Учебное пособие. Информационно-образовательнаясреда основной школы. [Книга]. – [б.м.] : Академия Ай-ти.
- Краткий толковый словарь русского языка (Под редакцией В.В.Розановой) [Книга]. – Москва : Русский язык, 1987.
- Лебедев, М.В., Шилова, О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать [Журнал] // Информатика и образование. – Март 2004 г.. – стр. 96-100.
- Малиатаки В.В. Формирование готовности будущего учителя информатики к развитию информационной образовательной среды современной школы [Книга]. – Ставрополь: 2014.
- НовиковаВ.А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущегоспециалиста [Книга]. – Рязань: Автореферат кандидата пед наук, 2009.
- Педагогическая энциклопедия [Книга]. – Москва: Советская энциклопедия, 1968 .
- Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования. [Статья] // Информатика и образование. – 9 2012 г. – стр. 19-23.
- Советский энциклопедический словарь [Книга]. – Москва: Советская энциклопедия, 1989. – стр. 1082, 1274.
- Толковый словарь русского языка (под редакцией Д.Н. Ушакова) [Книга]. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940.
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [Книга]. М.: Азбуковник, 1997.
- ФГОС ООО [Книга].
- Философский энциклопедический словарь [Книга]. – Москва: Советская энциклопедия, 1983.
- Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде. //Авторферат, д.п.н, [Книга]. – Москва: 2012.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. [Книга]. – Москва: 1996.