Направления и тенденции развития как национальной, так и региональной экономик в современных условиях определяют закономерности глобальных процессов, которые обусловливают не только конкурентноспособность государства, региона и отдельного предприятия, но и формирование новой структуры мирохозяйственных связей. Соответственно, в качестве одной из основных составляющих глобализации выступает межрегиональная экономическая интеграция, включая приграничные территории отдельных национальных хозяйств.
Интенсивное развитие мировой экономики, постепенное «стирание границ» между странами и регионами, активизация интеграционных процессов между ними способствует всестороннему развитию их трансграничного сотрудничества. Российская Федерация на современном этапе своего развития является активным участником процессов, происходящих в мировом геоэкономическом пространстве: участие в международных организациях, интеграционных группировках, содействие приграничному сотрудничеству с сопредельными государствами. Среди стран-соседей Российской Федерации на фоне других государств заметно выделяется Китай, сотрудничество с которым является для России одним из наиболее приоритетных, их стратегическое партнерство укрепляется из года в год.
Зарождение межгосударственного сотрудничества РФ и КНР произошло еще в XVII веке. Однако, началом активных российско-китайских отношений можно назвать эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. К политической целесообразности дружественных отношений между двумя великими государствами добавляется экономическая составляющая, основывающаяся на объективно существующей взаимодополняемости национальных экономик [1; с.187]. Причём, экономическая заинтересованность носит обоюдный характер.
Активно отношения между КНР и РФ начали развиваться еще в 80-х годах ХХ века. Сотрудничество Китая и России, тогда еще являющейся частью СССР, имело стабильный, плавный и поступательный характер, так как регулировалось централизованными органами власти. Доля приграничных регионов в совокупном объеме товарооборота двух государств составляла не более 5%. После распада СССР и по сегодняшний день наблюдается активное развитие и укрепление торговых и экономических связей как между государствами в целом, так и между их сопредельными регионами, что подтверждается подписанием ряда значимых для обеих сторон документов.
Первым шагом навстречу друг другу стало подписание в 2001 году «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Данный документ освещает наиболее важные сферы взаимодействия, среди которых присутствует и торгово-экономическое сотрудничество. Помимо этого договора, имеют место более 100 договоренностей, заявлений и соглашений о двустороннем сотрудничестве в сферах торговли, инвестиций, строительства, банковских услуг, создания совместных предприятий и СЭЗ, многие из которых были подписаны в 2014 и 2015 годах (46 и 30 документов соответственно).
Немаловажными для укрепления экономической «дружбы» двух государств являются торгово-экономические связи их сопредельных регионов. Российско-китайская граница, протяженность которой составляет 4 209,3 км (второе место по протяженности после российско-казахстанской границы) включает, в общей сложности, 10 субъектов: 6 – с российской стороны (Дальний Восток и Восточная Сибирь) и 4 – со стороны КНР (северо-восточные китайские провинции и автономные субъекты). Основными направлениями экономического трансграничного сотрудничества России и Китая являются:
- торговля;
- инвестиции;
- ЗПЭС (зоны приграничного экономического сотрудничества);
- логистика и развитие транспортной инфраструктуры в приграничье.
По данным таможенной статистики России и Китая на конец 2014 года, два соседствующих государства, несмотря на неоднозначность нынешнего состояния мировой экономики в целом, а также замедление темпов экономического роста, как в РФ, так и в КНР, сумели сохранить стабильность и устойчивость взаимного товарооборота. С 2000 года вплоть до начала 2015 года наблюдалось поступательное увеличение объемов двусторонней торговли. Небольшое сокращение объемов взаимной торговли произошло в 2009 году в связи с наступившим мировым финансовым кризисом 2008г., однако уже в 2010 году внешнеторговые показатели превысили докризисный уровень. С 2011 по 2014 год объемы российско-китайской торговли можно назвать достаточно стабильными, показатели за этот период колеблются в рамках 83-88 млрд. долл. США. (рис.1). При этом Китайская Народная Республика среди наиболее значимых внешнеторговых партнеров Российской Федерации занимает первое место, в то время как среди 20 лидирующих стран в товарообороте с Китаем Россия лишь 9 место. В связи с чем, можно говорить о возможности и необходимости усиления роли России в торговле с Китаем. Россия как крупнейшая евразийская держава и крупный стратегический партнёр Китая в перспективе должна войти и в тройку основных торговых партнёров Китая.
Рисунок 1. Объемы двусторонней торговли России и Китая, 2000-2014 гг., млрд. долл. США
Источник: составлено автором по материалам [2; 3; 4]
Что касается взаимной китайско-российской торговли в разрезе экспорта и импорта, то здесь наблюдается ярко-выраженное перманентное превалирование российского импорта над экспортом (см. табл.1), что сказывается на сальдо внешней торговли России (оно стабильно отрицательное и колеблется в пределах минус 13-18 млрд. долл. США). Наибольшую долю в экспорте из России в Китай (около 95%) занимают: минеральное топливо, древесина, черные и цветные металлы, химические товары, удобрения, морепродукты, машины и оборудование, целлюлоза. Из всей продукции, которую импортирует из Китая в Россию, около 85% приходится на продукцию машиностроения, меха, изделия из кожи, изделия из текстиля и трикотажа, обувь, химические товары, игрушки и спортивный инвентарь, продовольствие, мебель и керамические изделия. Российский экспорт, как и в большинстве случаев, в торговле с Китаем носит сырьевой характер, в то время как импортируется из Китая в основном готовая продукция. Таким образом, увеличение объемов российского экспорта в Китай напрямую зависит от развития обрабатывающей промышленности, которая является более доходной, нежели добывающая. Ко всему прочему, добывающая промышленность подвержена ограниченности природных ресурсов в долгосрочной перспективе.
Таблица 1 – Экспорт-импорт России в торговле с Китаем, 2008-2014 гг., млрд. долл. США
показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Экспорт |
21,1 |
16,7 |
20,3 |
35,2 |
35,7 |
35,6 |
37,5 |
Импорт |
34,8 |
22,8 |
39 |
48,3 |
51,8 |
53,2 |
50,9 |
Сальдо |
-13,7 |
-6,1 |
-18,7 |
-13,1 |
-16,1 |
-17,6 |
-13,4 |
Источник: составлено автором по материалам [2; 4]
Сальдо внешнеторгового оборота 6 российских приграничных регионов является отражением сальдо внешнеторгового оборота страны в целом – оно стабильно отрицательное, находится в пределах минус 3-7 млрд. долл. США (см. табл. 2). Что касается китайских субъектов, то здесь ситуация несколько иная – если в 2010 году сальдо совокупной торговли этих регионов было положительным, в 2011 году наблюдается его снижение, то уже в 2012-2014 гг. сальдо отрицательное. Интересен тот факт, что как раз в этот период во внешнеторговом обороте субъектов России также наблюдаются изменения – темпы роста импорта замедляются, а в 2014 году показатели уже даже ниже соответствующих показателей предыдущего года, в то время как темпы роста экспорта, наоборот, усиливаются, что, в свою очередь, сказывается на сальдо (от -7 млрд. долл. США в 2012 году до -3,4 млрд. долл. США в 2014 году).
Таблица 2 – Объемы экспорта и импорта китайско-российских сопредельных регионов, 2010-2014 гг., млрд. долл. США
показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Экспорт российских регионов |
3,0 |
4,0 |
2,2 |
5,6 |
6,1 |
Импорт российских регионов |
6,7 |
8,1 |
9,2 |
10,6 |
9,5 |
САЛЬДО |
-3,7 |
-4,1 |
-7,0 |
-5,0 |
-3,4 |
Экспорт китайских регионов |
4,5 |
3,6 |
4,5 |
4,3 |
4,9 |
Импорт китайских регионов |
2,3 |
3,0 |
5,1 |
5,5 |
5,5 |
САЛЬДО |
+2,2 |
+0,6 |
-0,6 |
-1,2 |
-0,6 |
Источник: составлено автором по материалам [2; 3]
Как уже отмечалось, из 85 субъектов Российской Федерации 6 граничат с Китаем; в свою очередь, 4 китайских региона из 28 являются граничащими с РФ. Естественно, что доля российских регионов в совокупном китайско-российском внешнеторговом обороте будет больше, чем регионов соседней страны (см. рис. 2). Сопредельные регионы в общей сложности составляют около 25-30% всей двусторонней российско-китайской торговли, что является довольно значимым показателем и свидетельствует о том, что приграничье играет немаловажную роль в двусторонних отношениях рассматриваемых государств.
Рисунок 2. Отношение внешнеторгового оборота российских и китайских приграничных регионов к совокупному российско-китайскому внешнеторговому обороту, 2010-2014 гг., %
Источник: составлено автором по материалам [2; 3; 4]
Инвестиционное взаимодействие является узким местом в общем комплексе направлений китайско-российского сотрудничества, в том числе и трансграничного из-за ряда проблем, имеющих место, как с российской, так и с китайской стороны, которые делают достаточно размытой и недостоверной инвестиционную статистику. К ним можно отнести:
- несовершенство законодательной базы, отсутствие существенных льгот для инвесторов;
- высокая стоимость рабочей силы и себестоимость жизни (Россия);
- слабо развиты информационно-консалтинговые услуги.
Правительство Китая поставило перед собой задачу – увеличить объём китайских прямых инвестиции в российскую экономику к 2020 г. до 12 млрд. долл. США. Так уже в 2013 году наблюдалось существенное увеличение притока китайских прямых инвестиций в российскую экономику по сравнению с предыдущими годами. По итогам 2013 г. они составили 4 080 млн. долл. США. против 660 млн. долл. США. В 2012 г. (+518,2%). Общий объем накопленных прямых инвестиций достиг 7 066 млн. долл. (+113,9%).
Российские прямые инвестиции в Китае традиционно характеризуются весьма скромными показателями, с явной тенденцией к снижению. Так, в 2013г. они составили 22,08 млн. долл. США. против 29,92 млн. долл. США. в 2012г. (-26,2%). (см. таб.3).
Таблица 3. Прямые инвестиции КНР и России в 2006-2013 гг., млн. долл.США
показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инвестиции КНР в РФ |
470 |
438 |
240 |
410 |
594 |
303 |
660 |
4 080 |
Инвестиции РФ в КНР |
67 |
52 |
60 |
32 |
35 |
31 |
29,9 |
22,08 |
Источник: составлено автором по материалам [5]
Несмотря на то, что российская сторона реализует в Китае целый ряд инвестиционных проектов к началу 2014г. суммарный объем российских прямых инвестиций в Китай достиг всего лишь 869,79 млн. долл. США.
Необходимо отметить, что наиболее перспективными областями взаимного инвестирования в настоящее время являются энергетика, добыча минерального сырья и рациональное использование природных ресурсов, строительство, машиностроительная и научно-техническая сферы, транспортно-логистические проекты российско-китайского приграничья и ЗПЭС.
Одной из распространённых практик трансграничного сотрудничества Китая с сопредельными странами являются ЗПЭС – зоны приграничного экономического сотрудничества. Из 15 ныне действующих зон приграничного экономического сотрудничества в КНР 4 ориентированы на бизнес с Россией: Маньчжурия (Забайкальск), Суйфэньхэ (Пограничный), Хунчунь (Зарубино), Хэйхэ (Благовещенск). Все ЗПЭС с Россией были созданы еще в 1992 году и действуют до сих пор, постоянно развиваясь и расширяя сферы взаимного сотрудничества.
В ЗПЭС Маньчжурия сформированы 5 промышленных кластеров, которые специализируются на деревообработке, химической промышленности, строительстве, транспортной логистике, торговле и услугах. Здесь больше 10 лет действует промышленный парк по переработке импортного сырья.
В Суйфэньхэ функционируют всего 3 специальные зоны: комплексная беспошлинная зона, зона приграничного технико-экономического сотрудничества и зона приграничного экономического сотрудничества. Одним из центров сотрудничества является торгово-промышленный комплекс «Суйфэньхэ-Пограничный», который частично размещён в РФ (3 кв. км) и в КНР (1,53 кв. км). В ЗПЭС размещены более 400 торговых предприятий, крупные торговые рынки, функционируют автомобильный и железнодорожный приграничные терминалы. Основа экономики ЗПЭС – приграничная торговля, производство одежды, деревообработка.
В ЗПЭС Хунчунь входят открытый приграничный город Хуньчунь, экспортно-производственная зона Хуньчунь, хуньчуньско-российский промышленный парк по производству полупроводников, зона переработки текстиля, зона переработки леса, и с 2008 года ежегодно анонсируется создание беспошлинной зоны. Зона сотрудничества ориентирована на торговлю с Россией, Южной Кореей, Японией.
Зона сотрудничества Хэйхэ ориентирована на освоение региона в бассейне Амура, прежде всего, лесных богатств. В состав ЗПЭС входят комплексы по переработке древесины, логистический парк, комплекс нефтехимии [6].
Необходимо также отметить, что в 2000 году была создана российско-китайская зона трансграничной торговли Дуннин-Полтавка, где существует безвизовый режим граждан двух стран и ограниченный беспошлинный торговый режим.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что российско-китайское трансграничное сотрудничество, как и развитие российско-китайских отношений в целом, происходит поступательно и сохраняет положительную динамику. Этому способствует создание новых проектов, максимизация инвестиционных потоков, увеличение объемов взаимной торговли, укрепление двусторонних связей в рамках ЗПЭС, являющихся наиболее важными звеньями в трансграничном экономическом сотрудничестве двух государств. Положительная динамика в отношениях между странами, несмотря на кризисные и стагнационные явления в мировой экономике, свидетельствует о высоком потенциале сотрудничества, который в полной мере ещё не реализован.
Библиографический список
- Побирченко В.В., Киричкова Е.В. Факторы российско-китайского экономического сотрудничества. //Инновационная наука. 2015. № 9 (9). – С. 187-189.
- Государственный комитет статистики Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
- Национальное бюро статистики Китая [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/english/
- Федеральная таможенная служба России [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.customs.ru/
- Единый портал внешнеэкономической информации [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/
- Костюнина Г.М., Баронов В.И. Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая) // Вестник МГИМО Университета. – 2011. – № 2. – С.169-178.