Концепт является единицей концептосферы – целостного структурированного концептуального пространства. Термин «концептосфера» был впервые предложен академиком Д. С. Лихачевым и определен как совокупность концептов нации, образованная всеми потенциями концептов носителей языка [Лихачев, 1993, 5]. Богатство концептосферы обусловлено степенью развития национальной культуры [Там же].
Реальность концептосферы определяется наличием у человека невербального мышления, существование которого было подтверждено рядом научных экспериментов. Соответственно, концептосфера – ментальная, мыслительная, ненаблюдаемая, но объективная сущность [Попова, 2007, 26].
Понятие «концептосфера» в современной когнитивной лингвистике до сих пор не получило однозначного терминологического статуса. Ю.С. Степанов и В.П. Нерознак придерживаются мнения, согласно которому совокупность концептов образует «концептуальную область», а не концептосферу [Нерознак, 1998]. В качестве альтернативы термину «концептосфера» Р.Й. Павиленис использует термин «концептуальная система» [Павиленис, 1993]. Кроме того, наряду с понятием «концептосфера» существует понятие «семантическое пространство языка», которое некоторые ученые соотносят с понятием «языковая картина мира» [Шайкевич, 2005, 9]. Полагаем, что понятие «языковая картина мира» шире понятия «семантическая система», т.к. форма передачи информации может быть вербальной и невербальной, пресуппозитивной и подтекстовой. Что касается соотношения концептосферы и семантического пространства языка, то его можно представить в форме нескольких корреляций.
Во-первых, семантическое пространство языка, как и концептосфера, - однородные, ментальные, мыслительные сущности.
Во-вторых, единицей семантического пространства языка выступает языковое значение, прикрепленное к языковому знаку. Единица концептосферы – концепт, который может быть как вербализованным и выражаться многими языковыми знаками или их совокупностью, так и невербализованным и, соответственно, не иметь репрезентации в системе языка. Кроме того, концепт может объективироваться на основе альтернативных знаковых систем: с помощью жестов и мимики, музыки и живописи, скульптуры и танца и др. [Попова, 2007].
В-третьих, концептосфера – совокупность концептов, существующих в виде мыслительных картинок, схем, понятий, фреймов, сценариев, гештальтов, абстрактных сущностей, обобщающих разнообразные признаки внешнего мира [Попова 2007, 114-117]. Концептосфере принадлежат и когнитивные классификаторы, способствующие определенной, хотя и нежесткой её организации. Семантическое пространство языка - часть концептосферы, кодифицированная посредством языковых знаков: совокупность значений, передаваемых языковыми знаками данного языка.
В-четвертых, концептосфера народа репрезентирована в семантическом пространстве языка с помощью системы значений. Связь между концептами как ментальными единицами обнаруживается с помощью анализа их концептуальных признаков, которые, в свою очередь, кодифицированы через языковые значения как единицы, объективирующие концепты в языке. Данные связи маркированы в языке различными способами: общностью морфем, просодем, фонетических сегментов, фоносемантически и т.п. [Попова 2007, 114-117]. Кроме того, по отношению между значениями в семантическом пространстве языка можно судить об отношении концептов в национальной концептосфере.
В-пятых, анализ структуры и содержания семантического пространства разных языков позволяет определить не только общечеловеческие универсалии, но и выявить специфику когнитивной деятельности человека с точки зрения его национальной или этнической принадлежности.
Таким образом, концептосфера народа шире семантической сферы, представленной значениями слов языка [Лихачев 1993, 5]. Концептосфера представляет собой структурированное знание, информационную базу в форме мыслительных образов, единиц универсального предметного кода. Семантическое пространство языка – часть концептосферы, вербализованная и объективированная в системе языковых знаков: слов, фразеологических сочетаний, синтаксических структур - и образуемая значениями языковых единиц [Попова, 2007].
Концептосфера носит упорядоченный характер, подтверждающийся системными отношениями между концептами. Соответственно, концептосфера - это упорядоченная совокупность концептов народа, информационная база мышления [Попова, 2007, 26]. В рамках национальной концептосферы можно выделить не только индивидуальную, но и различные групповые (социальные) концептосферы (профессиональную, возрастную, гендерную и т. д.). Сопоставление различных национальных концептосфер между собой позволяет определить национальную специфику концептуализации сходных явлений сознанием разных народов, выявить безэквивалентные концепты и концептуальные лакуны (отсутствие концепта) [Там же].
Вслед за В.В. Красных мы соотносим понятие концептосферы с понятием когнитивного пространства, рассматривая данные термины как синонимы. Ученый разграничивает индивидуальное когнитивное пространство - определенным образом структурированную совокупность знаний и представлений, которыми обладает любая (языковая) личность, каждый говорящий - и коллективное когнитивное пространство - определенным образом структурированную совокупность знаний и представлений, которыми необходимо обладают все личности, входящие в тот или иной социум [Красных, 2003, 61]. Можно утверждать, что индивидуальное сознание является частью коллективного, а коллективное сознание, в свою очередь, становится базой для формирования и развития индивидуального сознания. В.В. Красных было предложено понятие когнитивной базы как структурированной совокупности необходимо обязательных знаний и национально-детерминированных и минимизированных представлений того или иного национально-лингвокультурного сообщества, которыми обладают все носители того или иного национально-культурного менталитета [Красных, 2003, 61]. С данным понятием коррелирует идея Ю.Е. Прохорова, согласно которой принадлежность к определенной культуре определяется наличием базового стереотипного ядра знаний, повторяющегося в процессах социализации индивидуумов в данном обществе, и достаточно стереотипного (на уровне этнической культуры) выбора элементов периферии [Прохоров, 1996, 14]. Как отмечают З.Д. Попова и И.А. Стернин, базовое стереотипное ядро знаний (когнитивная база народа) – не что иное, как общая часть индивидуальных концептосфер, детерминирующая принадлежность индивидов к одному и тому же социуму [Попова, 2007, 26-27]. Полагаем, что данный тезис правомочен и для этнического языкового сознания: когнитивная база поморского субэтноса – совокупность этнически-детерминированных представлений об окружающей действительности, кодифицированных в форме отдельных когнитивных пространств (концептосфер) как фрагментов языковой картины мира в рамках языкового субэтнического сознания.
На теоретическом уровне: когнитивно-дискурсивное поле концептосферы представляет собой единство компонентов смыслового и формального уровней. Семантический уровень концептосферы конституируется последовательной совокупностью когнитивных образований: понятие – значение – смысл – концепт – концептосфера. Формальный уровень концептосферы представлен совокупностью статичных и динамичных когнитивных структур (концептов), вербализуемых посредством смыслового наполнения транслируемых языковых единиц [Олешков, 2009, 68-85].
Библиографический список
- Красных В .В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? [Текст] / В. В. Красных. – М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. – 375 с.
- Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачев // Известия РАН. Сер. лит. и яз. – 1993. – Т. 52. – № 1. – С. 3-9.
- Нерознак В. П. От концепта к слову : к проблеме филологического концептуализма [Текст] / В. П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. – Омск, 1998. – С. 80-85.
- Олешков М. Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) [Текст] / М. Ю. Олешков // Дискурс, концепт, жанр : коллективная монография / отв. ред. М. Ю. Олешков.– Нижний Тагил, 2009. – С. 68-85.
- Павиленис Р. И. Проблема смысла: Современный логико-функциональный анализ языка [Текст] / Р. И. Павиленис. – М., 1983. – 286 с.
- Попова З.Д. Когнитивная лингвистика : монография [Текст] / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – М. : АСТ, Восток-Запад, 2007. – 320 с.
- Прохоров, Юрий Евгеньевич. В поисках концепта [Текст] : научное издание / Ю.Е. Прохоров. – Москва : Флинта : Наука, 2008. – 176
- Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. Учебное пособие. — М.: «Academia», 2005. — 394 с.