ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ CЮРРЕАЛИЗМА: ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Ильина Наталья Владимировна
Южный Федеральный Университет
кандидат философских наук, доцент кафедры технологии и профессионально-педагогического образования

Аннотация
В статье рассматриваются особенности формирования эстетического идеала Сюрреализма как художественного направления в искусстве XX века. Художественно-философский анализ произведений сюрреалистов раскрывает формальные и содержательные принципы реализации сюрреалистических образов.

Ключевые слова: сюрреализм


THE AESTHETIC IDEAL OF SURREALISM: ARTISTIC AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Ilina Natalia Vlsdimirovna
South Federal University
Ph.D., assistant professor of technology and vocational teacher education

Abstract
The article discusses the features of the formation of the aesthetic ideal of Surrealism as an art movement in the art of XX century. Artistic and philosophical analysis of the artworks of surrealist reveals the formal and substantive guidelines for implementing the surreal images.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ильина Н.В. Эстетический идеал Cюрреализма: художественно-философский анализ // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60560 (дата обращения: 13.03.2024).

Феномен эстетического идеала присутствовал на всех этапах развития искусства. В самых различных художественных стилях, направлениях и течениях всегда была идея о существовании некого устойчивого представления, определяющего специфические черты художественного творчества. Эстетический идеал – это «художественное представление о желаемом или должном, точнее изображение прекрасного как должного» [1;509].

Тема эстетического идеала, одна из исследуемых в современном искусстве. Поэтому для нас представляется важным и актуальным провести художественно-философский анализ этого понятия на примере сюрреализма.  Поскольку эстетический идеал сюрреализма недостаточно рассмотрен в его художественно-философском аспекте.

Культурным, историческим и философским анализом эстетического идеала занимались такие философы как, И. Кант, Г. Гегель и М. Хайдеггер. Они рассматривали эстетический идеал в качестве конститутивного фактора культуры. В российской литературе эта проблема изучалась в работах Столовича Л.Н. «Категория прекрасного и общественный идеал», Ястребовой Н.А. «Формирование эстетического идеала и искусство», Давидовича В.Е. «Теория идеала», Лармина О.В. «Эстетический идеал и современность». Среди современных авторов большого внимания заслуживает работа В.П. Бранского «Искусство и философия» (Калининград, 2000г.), в которой автор рассматривает эстетический идеал в контексте художественного творчества.

Началом сюрреалистического направления в искусстве стала с одной стороны  сюрреалистическая живопись Джорджо де Кирико, а с другой  – иррационалистическая философия Ф.Ницше, А. Шопенгауэра, экзистенциальная философия Ж.П.Сартра и теория психоанализа З. Фрейда.

Практически все работы де Кирико  пронизаны странной, загадочной и иррационалистической атмосферой.  Его композиции – это оригинальные сочетания различных предметов. Например, розовые хозяйственные перчатки, расположились рядом с гипсовой головой Аполлона в картине «Песнь любви» или, например, лицо Ленина, появляющееся над клавиатурой рояля («Шесть явлений Ленина на рояле»). Когда смотришь на эти картины, то безуспешно пытаешься найти рациональное объяснение такого объединения предметов и фона.  Однако чтобы понять содержание сюрреалистических произведений, необходимо понять, что по замыслу художника главное – это не изображение предметов, а их абсурдное и нелогичное сочетание, создающее ощущение мистики, некой недостижимой тайны, навеянной метафизикой Ф. Ницше, в частности его книги «Так говорил Заратустра».

Одним из ключевых понятий в философии Ницше является категория жизни. Философ рассматривает жизнь как психологическое переживание. Жизнь, согласно Ф. Ницше, – это инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, которая доминирует над эмоциями и мыслями человека. Поэтому философ понимает человека как бессознательную и иррациональную сущность.

Поскольку содержание жизни и самого человека иррациональны, то и художественные творения, должны быть бессмысленным комбинированием предметов, выражающих внутренние стихийные комплексы бессознательных эмоций. Сюрреалистов восхищало и вдохновляло все самое иррациональное, нелогичное и спонтанное.

Символом кризиса рационального мышления стала работа де Кирико «Сон Ариадны», в которой художник рисует загадочный иррациональный сюжет. В картине он изображает символы, возникшие в результате практически полного отрыва от реальности. В пустынном пейзаже города художник изобразил спящую богиню Ариадну в форме неподвижной древнегреческой статуи. Что бы понять смысл этой работы нужно обратиться к философской интерпретации мифа об этой греческой богине. Согласно мифу, Тесей  решил убить единоутробного брата Ариадны Минотавра, чтобы спасти юношей и  девушек, которых приносили в жертву чудовищу. Известно, что убить Минотавра Тесею помогла сама Ариадна, дав ему клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал монстр. Образ Ариадны может быть истолкован как символ рациональности, к которой с помощью логики (нити Ариадны), убивая невежество (Минотавра) и находя истину, движется человек (Тесей). Сон Ариадны в данном случае является своеобразной аллегории сна рациональности. И вся композиция работы полна иррациональности и абсурда: всё как будто «говорит» о безветрии, однако, флаги на здании и дым от паровоза показывают движение воздуха, часы на здании вокзала показывают полдень, а тени – сумерки. Сумерки рационализма – вот главная идея работы.

Итак, итальянский художник-сюрреалист Джорджо де Кирико абсурдом и иррациональностью в искусстве заложил основу для эстетического идеала сюрреализма. Поэтому главным понятием художественно-философской концепции сюрреализма является понятие иррационального пространства, которое не подчиняется никаким законам природы и логики, оно абсолютно свободно от любой рациональности, оно абсурдно.

Избавление от логичности и создание абсурдных вещей и феноменов потребовало от художников изменить прошлые творческие методы и прибегнуть к поискам новых художественных средств изображения сюрреальных (сверхреальных) образов.  Для воплощения эстетического идеала сюрреализма необходимо было придать всем объектам абсурдный, нелогичный и даже хаотичный характер.

Одним из способов реализации сюрреалистического идеала стала иррационализация реальности. Например, впечатление абсурда производит картина бельгийского сюрреалиста Рене Магритта «Личные ценности», где привычные предметы малого размера парадоксально увеличиваются, а большие, наоборот, значительно уменьшаются. Художнику наглядно удалось продемонстрировать иррационализацию размеров вещей. В его работе «Большая война» мы можем наблюдать таинственное нарушение закономерности: тяжелое яблоко зависло в воздухе, нарушая закон тяготения. В другой композиции Магритта «Неуловимый образ» мужская фигура отражается в зеркале, нарушая все законы оптики.

Изображение реальных вещей одновременно с фантастическими, также нередко можно увидеть в работах сюрреалистов. Яркой иллюстрацией такой композиции является картина «За секунду до пробуждения после облета шмеля вокруг плода граната» скандально известного художника С.Дали. На полотне в реалистической технике изображена жена самого Дали – Гала с гранатом и летящем шмелем, но сам сюжет картины напоминает некий фантастический и абсурдный сон.

С.Дали разработал, так называемый, параноидально-критический метод, суть которого состояла в том, что один объект мог восприниматься одновременно в двух образах. Например, в картине «Мэй Уэст» можно разглядеть портрет известной американской актрисы и в то же время можно увидеть интерьер комнаты с диваном, камином, часами и картинами.

Сюрреалистическая диалектика как один из приемов иррационализации   проявлялась в сочетании противоположностей: страшное и доброе, молодое и старое, высокое и низкое, большое и маленькое, сознательное и бессознательное, живое и мертвое и т.п. Например, в «Постоянстве памяти» С.Дали твердые часы превращаются в текучие. А в другой его работе «Шестилетний Дали, поднимающий кожу моря, чтобы увидеть под ней спящую собаку» мы наблюдаем обратный процесс: жидкое море становится похожим на твердый ковер. В данной работе также можно уловить связь с теорией психоанализа З.Фрейда, согласно его концепции в психическом аппарате человека есть бессознательное, в котором есть неосознанные воспоминания и они находятся в конфликтных отношениях с сознательными представлениями человека.  В вышеупомянутой работе образ моря и то, что под ним скрывается и есть та самая неосознанная часть детских воспоминаний С.Дали.

Также, З.Фрейд рассматривал сновидения как символическое проявление скрытых подсознательных желаний, и эта тема нашла свое выражение в картине «Метаморфозы Нарцисса» С.Дали. Художник, используя трагический миф о самовлюбленном юноше Нарциссе, показал, что художник подобно Нарциссу подсознательно занимается самолюбованием через постоянное желание к самовозвышению и самоутверждению в своем художественном творчестве.

Анализируя вышесказанное, можно сказать, что сюрреалисты определили новый эстетический идеал в искусстве, который воплощался с помощью определенных художественных приемов, направленных на  иррационализацию вещей или явлений. Хотя сами сюрреалисты отрицали понятие идеала и считали свое искусство психическим автоматизмом. Однако если даже художники-сюрреалисты не имели четких рациональных правил для реализации своего эстетического идеала, то очевидно, что они имели определенные неосознанные представлениями о том, как и какими средствами следует изобразить сюрреалистический художественный образ.

Сюрреалистический образ воплотил в себе новые представления об эстетике, и эти представления сложно понять, не зная специфический характер эстетического идеала сюрреалистов. Пожалуй, лучше всего новую концепцию эстетики выразил А. Бретон, назвав сюрреалистическую красоту «красотой содрогания».[2;238]


Библиографический список
  1. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., «Просвещение», 1974.
  2. Дали С. Суждения об искусстве// Дружба народов.1994.№


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Наталья Ильина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация