Феномен эстетического идеала присутствовал на всех этапах развития искусства. В самых различных художественных стилях, направлениях и течениях всегда была идея о существовании некого устойчивого представления, определяющего специфические черты художественного творчества. Эстетический идеал – это «художественное представление о желаемом или должном, точнее изображение прекрасного как должного» [1;509].
Тема эстетического идеала, одна из исследуемых в современном искусстве. Поэтому для нас представляется важным и актуальным провести художественно-философский анализ этого понятия на примере сюрреализма. Поскольку эстетический идеал сюрреализма недостаточно рассмотрен в его художественно-философском аспекте.
Культурным, историческим и философским анализом эстетического идеала занимались такие философы как, И. Кант, Г. Гегель и М. Хайдеггер. Они рассматривали эстетический идеал в качестве конститутивного фактора культуры. В российской литературе эта проблема изучалась в работах Столовича Л.Н. «Категория прекрасного и общественный идеал», Ястребовой Н.А. «Формирование эстетического идеала и искусство», Давидовича В.Е. «Теория идеала», Лармина О.В. «Эстетический идеал и современность». Среди современных авторов большого внимания заслуживает работа В.П. Бранского «Искусство и философия» (Калининград, 2000г.), в которой автор рассматривает эстетический идеал в контексте художественного творчества.
Началом сюрреалистического направления в искусстве стала с одной стороны сюрреалистическая живопись Джорджо де Кирико, а с другой – иррационалистическая философия Ф.Ницше, А. Шопенгауэра, экзистенциальная философия Ж.П.Сартра и теория психоанализа З. Фрейда.
Практически все работы де Кирико пронизаны странной, загадочной и иррационалистической атмосферой. Его композиции – это оригинальные сочетания различных предметов. Например, розовые хозяйственные перчатки, расположились рядом с гипсовой головой Аполлона в картине «Песнь любви» или, например, лицо Ленина, появляющееся над клавиатурой рояля («Шесть явлений Ленина на рояле»). Когда смотришь на эти картины, то безуспешно пытаешься найти рациональное объяснение такого объединения предметов и фона. Однако чтобы понять содержание сюрреалистических произведений, необходимо понять, что по замыслу художника главное – это не изображение предметов, а их абсурдное и нелогичное сочетание, создающее ощущение мистики, некой недостижимой тайны, навеянной метафизикой Ф. Ницше, в частности его книги «Так говорил Заратустра».
Одним из ключевых понятий в философии Ницше является категория жизни. Философ рассматривает жизнь как психологическое переживание. Жизнь, согласно Ф. Ницше, – это инстинктивная бессознательная и иррациональная сила, которая доминирует над эмоциями и мыслями человека. Поэтому философ понимает человека как бессознательную и иррациональную сущность.
Поскольку содержание жизни и самого человека иррациональны, то и художественные творения, должны быть бессмысленным комбинированием предметов, выражающих внутренние стихийные комплексы бессознательных эмоций. Сюрреалистов восхищало и вдохновляло все самое иррациональное, нелогичное и спонтанное.
Символом кризиса рационального мышления стала работа де Кирико «Сон Ариадны», в которой художник рисует загадочный иррациональный сюжет. В картине он изображает символы, возникшие в результате практически полного отрыва от реальности. В пустынном пейзаже города художник изобразил спящую богиню Ариадну в форме неподвижной древнегреческой статуи. Что бы понять смысл этой работы нужно обратиться к философской интерпретации мифа об этой греческой богине. Согласно мифу, Тесей решил убить единоутробного брата Ариадны Минотавра, чтобы спасти юношей и девушек, которых приносили в жертву чудовищу. Известно, что убить Минотавра Тесею помогла сама Ариадна, дав ему клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал монстр. Образ Ариадны может быть истолкован как символ рациональности, к которой с помощью логики (нити Ариадны), убивая невежество (Минотавра) и находя истину, движется человек (Тесей). Сон Ариадны в данном случае является своеобразной аллегории сна рациональности. И вся композиция работы полна иррациональности и абсурда: всё как будто «говорит» о безветрии, однако, флаги на здании и дым от паровоза показывают движение воздуха, часы на здании вокзала показывают полдень, а тени – сумерки. Сумерки рационализма – вот главная идея работы.
Итак, итальянский художник-сюрреалист Джорджо де Кирико абсурдом и иррациональностью в искусстве заложил основу для эстетического идеала сюрреализма. Поэтому главным понятием художественно-философской концепции сюрреализма является понятие иррационального пространства, которое не подчиняется никаким законам природы и логики, оно абсолютно свободно от любой рациональности, оно абсурдно.
Избавление от логичности и создание абсурдных вещей и феноменов потребовало от художников изменить прошлые творческие методы и прибегнуть к поискам новых художественных средств изображения сюрреальных (сверхреальных) образов. Для воплощения эстетического идеала сюрреализма необходимо было придать всем объектам абсурдный, нелогичный и даже хаотичный характер.
Одним из способов реализации сюрреалистического идеала стала иррационализация реальности. Например, впечатление абсурда производит картина бельгийского сюрреалиста Рене Магритта «Личные ценности», где привычные предметы малого размера парадоксально увеличиваются, а большие, наоборот, значительно уменьшаются. Художнику наглядно удалось продемонстрировать иррационализацию размеров вещей. В его работе «Большая война» мы можем наблюдать таинственное нарушение закономерности: тяжелое яблоко зависло в воздухе, нарушая закон тяготения. В другой композиции Магритта «Неуловимый образ» мужская фигура отражается в зеркале, нарушая все законы оптики.
Изображение реальных вещей одновременно с фантастическими, также нередко можно увидеть в работах сюрреалистов. Яркой иллюстрацией такой композиции является картина «За секунду до пробуждения после облета шмеля вокруг плода граната» скандально известного художника С.Дали. На полотне в реалистической технике изображена жена самого Дали – Гала с гранатом и летящем шмелем, но сам сюжет картины напоминает некий фантастический и абсурдный сон.
С.Дали разработал, так называемый, параноидально-критический метод, суть которого состояла в том, что один объект мог восприниматься одновременно в двух образах. Например, в картине «Мэй Уэст» можно разглядеть портрет известной американской актрисы и в то же время можно увидеть интерьер комнаты с диваном, камином, часами и картинами.
Сюрреалистическая диалектика как один из приемов иррационализации проявлялась в сочетании противоположностей: страшное и доброе, молодое и старое, высокое и низкое, большое и маленькое, сознательное и бессознательное, живое и мертвое и т.п. Например, в «Постоянстве памяти» С.Дали твердые часы превращаются в текучие. А в другой его работе «Шестилетний Дали, поднимающий кожу моря, чтобы увидеть под ней спящую собаку» мы наблюдаем обратный процесс: жидкое море становится похожим на твердый ковер. В данной работе также можно уловить связь с теорией психоанализа З.Фрейда, согласно его концепции в психическом аппарате человека есть бессознательное, в котором есть неосознанные воспоминания и они находятся в конфликтных отношениях с сознательными представлениями человека. В вышеупомянутой работе образ моря и то, что под ним скрывается и есть та самая неосознанная часть детских воспоминаний С.Дали.
Также, З.Фрейд рассматривал сновидения как символическое проявление скрытых подсознательных желаний, и эта тема нашла свое выражение в картине «Метаморфозы Нарцисса» С.Дали. Художник, используя трагический миф о самовлюбленном юноше Нарциссе, показал, что художник подобно Нарциссу подсознательно занимается самолюбованием через постоянное желание к самовозвышению и самоутверждению в своем художественном творчестве.
Анализируя вышесказанное, можно сказать, что сюрреалисты определили новый эстетический идеал в искусстве, который воплощался с помощью определенных художественных приемов, направленных на иррационализацию вещей или явлений. Хотя сами сюрреалисты отрицали понятие идеала и считали свое искусство психическим автоматизмом. Однако если даже художники-сюрреалисты не имели четких рациональных правил для реализации своего эстетического идеала, то очевидно, что они имели определенные неосознанные представлениями о том, как и какими средствами следует изобразить сюрреалистический художественный образ.
Сюрреалистический образ воплотил в себе новые представления об эстетике, и эти представления сложно понять, не зная специфический характер эстетического идеала сюрреалистов. Пожалуй, лучше всего новую концепцию эстетики выразил А. Бретон, назвав сюрреалистическую красоту «красотой содрогания».[2;238]
Библиографический список
- Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., «Просвещение», 1974.
- Дали С. Суждения об искусстве// Дружба народов.1994.№
Количество просмотров публикации: Please wait