В современном динамично развивающемся мире рыночный успех компаний во многом зависит от правильно сформулированных стратегий деятельности. В мире, где одним из главных вопросов, встающих перед компаниями, является вопрос о том, что продавать в условиях динамично меняющихся рыночных реалий, ведение обоснованной товарной политики становится все более актуальной задачей. Сегодня одним из наиболее значимых понятий становится конкурентоспособность, так как с каждым годом конкурентная борьба все ужесточается. Компаний становится все больше, а потребительский спрос постоянно изменяется. В борьбе за потребителя товарная политика должна адекватно отвечать этому спросу, что, несомненно, влияет на конкурентоспособность и прибыльность предприятия. Таким образом, перед компаниями становятся сложные задачи по формированию своего товарного ассортимента, его оптимизации и соответствии потребительским предпочтениям, так как такая работа требует анализа большого количества информации, исследований рынка, а также постоянного контроля своего ассортимента и оценки его эффективности.
Целью данной работы является определение оптимальных методов оценки и управления ассортиментом промышленной компании, выявление слабых товаров в ассортименте коммерческого предприятия и разработка практических рекомендаций по улучшению ассортиментной политики компании.
Отечественные и зарубежные авторы по-разному подходят к понятию «товарный ассортимент». Работы многих авторов посвящены этой теме. Систематизация теоретических подходов представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Теоретические подходы к определению товарного ассортимента (составлено автором с использованием следующих источников: [1,2,3,4,5,6,8,9])
Автор |
Трактовка понятия |
Ф. Котлер | Товарный ассортимент – группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и то же типы торговых заведенный, или в рамках одного и того же диапазона цен. |
Г. Ассель | Товарный ассортимент – это группа товаров одной товарной категории, выпускаемых под одной маркой. Ассортимент товаров может состоять и из различных марок. |
Е. Дихтль, Х. Хершген | Ассортимент продукции, предлагаемый потребителю – это определенная совокупность продукции, объединенная в группы по какому-либо признаку. Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и (или) наименования продукции в общем наборе. |
Л. Балабанова | Товарный ассортимент (как товар-mіх) – это совокупность товаров предприятия, связанных между собой функциональным назначением. |
О.В. Болотная | Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку (производственному, сырьевому или потребительскому). |
Ж.Ж. Ламбен | Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большой мере определяется требованиями технической однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.п., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимодополняемостью товаров. |
В. И. Беляев | Товарный ассортимент – совокупность изделий, которые выпускаются предприятием и предлагаются на рынке с целью реализации и получения дохода (прибыли). |
Г. Л. Багиев | Ассортимент товаров – совокупность их видов и разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам. |
Представленные трактовки раскрывают понятие ассортимента как совокупность товаров, связанных между собой каким-либо признаком. При анализе данных понятий можно расширить область применения и предложить следующее определение ассортимента: товарный ассортимент – это вся совокупность товаров предприятия, которая объединена определенным признаком (или группой признаков), наиболее отвечает ожиданиям потребителей и удовлетворяет их потребности, а также приносит основную часть дохода компании.
Исследуем методологические подходы к оценке товарного ассортимента современной компании. Как известно, выделяются количественные и качественные методы оценки, состоящие из определенных этапов. Проведем ассортиментный анализ на примере коммерческого предприятия, работающего в Ростовской области. Компания работает на рынке с 2005 года, основным видом деятельности является производство и реализация готовых текстильных изделий. Основной бренд компании – «Легкие сны», под которым представлен широкий ассортимент подушек и одеял с различными наполнителями: овечья, верблюжья шерсть, лебединый пух и т.д.[12].
Итак, на первом этапе проведения ассортиментного анализа произведем учет и классификацию издержек с помощью двух количественных методов: полной калькуляции и величины покрытия. Для того, чтобы воспользоваться этими методами, распределим продукцию компании по группам [11]:
- Группа А – подушки с различными наполнителями;
- Группа Б – одеяла с различными наполнителями;
- Группа В – наматрасники из различных материалов;
- Группа Г – постельное белье из различных тканей;
- Группа Д – пледы и покрывала.
На основании финансовой отчетности компании рассчитаем издержки методом общей калькуляции. Данный метод позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и сбытом каждого вида продукции (таблица 2).
Таблица 2 – Оценка товарного ассортимента коммерческого предприятия: общая калькуляция (составлено автором с использованием источников: [11])
Показатель |
Группы товаров |
Итого по предприятию | ||||
А | Б | В | Г | Д | ||
Выручка | 903267 | 1471230 | 113740 | 548956 | 736450 | 3773643 |
Переменные издержки | 214730 | 345223 | 16982 | 132596 | 177382 | 886913 |
Постоянные издержки | 306978 | 541650 | 78513 | 226509 | 381240 | 1534890 |
Итого издержки | 521708 | 886873 | 95495 | 359105 | 558622 | 2421803 |
Прибыль (убыток) | 381559 | 584357 | 18245 | 189851 | 177828 | 1351840 |
Как показывают результаты исследования, представленные в таблице, наибольшую прибыль компании приносит группа товаров Б, наименьшую – группа В. Однако следует отметить, этот метод не учитывает тот факт, что себестоимость единицы продукции также зависит и от объема продаж, поэтому эти данные нельзя использовать в отрыве от других элементов анализа. Представляется необходимым произвести расчеты методом калькуляции величины покрытия. Данный метод предполагает расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия. Представим результаты исследования в таблице (см. табл. 3).
Таблица 3 – Оценка товарного ассортимента коммерческого предприятия: калькуляция величины покрытия (составлено автором с использованием источников: [11])
Показатели
|
Группы товаров |
Итого по предприятию |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|||
Количество продукция, шт. |
289 |
226 |
75 |
56 |
99 |
745 |
|
Цена единицы продукции (Ц) |
3130 |
6500 |
1520 |
9820 |
7430 |
5680 (средняя цена) |
|
Выручка от реализации (В) |
903267 |
1471230 |
113740 |
548956 |
736450 |
3773643 |
|
Переменные издержки (ПерЗ) |
214730 |
345223 |
16982 |
132596 |
177382 |
886913 |
|
Постоянные издержки (ПЗ) | 306978 | 541650 | 78513 | 226509 | 381240 | 1534890 | |
Валовая маржа | = В – ПерЗ | 688537 | 1126007 | 96758 | 416360 | 559068 | 2886730 |
Прибыль (убыток) (П) | 381559 | 584357 | 18245 | 189851 | 177828 | 1351840 | |
К. покрытия (Кп) | = ВМ/В | 0,76 | 0,77 | 0,85 | 0,76 | 0,76 | 0,76 |
Пороговая выручка (Пр) | = ПЗ/Кп | 403918 | 703442 | 92368 | 298038 | 501632 | 2019592 |
Пороговый объем реализации (По) | = Пр/Ц | 129 | 108 | 61 | 30 | 68 | 356 |
Запас финансовой прочности, д.ед. | = В – Пр | 499349 | 767788 | 21372 | 250918 | 234818 | 1754051 |
ЗФП, % | =(В-Пр)/В *100% | 55 | 52 | 19 | 46 | 32 | 47 |
Эффект операционного рычага | = ВМ/П | 1,8 | 1,9 | 5,3 | 2,2 | 3,14 | 2,14 |
Поясним используемые в расчетах показатели.
- Валовая маржа – показатель, показывающий, сколько зарабатывает предприятие при реализации произведенной продукции, чтобы покрыть постоянные издержки и получить прибыль. По таблице мы видим, что самый высокий показатель у группы Б, самый низкий – у группы В.
- Коэффициент покрытия – используется для сравнения прибыльности товаров между собой и характеризует долю в объеме продаж, которая может быть использована для покрытия постоянных издержек предприятия. В данной ситуации видно, что прибыльность у всех товаров находится практически на одном уровне. У группы товаров В показатель выше, но прибыль от них в целом небольшая.
- Пороговая выручка – практически, точка безубыточности, т.е. такая величина выручки, которая позволяет предприятию окупить свои издержки, но при этом прибыли еще нет.
- Пороговый объем реализации – количество продукции, которое нужно реализовать, чтобы предприятие могло «выйти в ноль».
- Запас финансовой прочности показывает величину суммы денежных средств, на которую предприятие может снизить выручку, не выходя из зоны прибыльности.
- Эффект производственного рычага состоит в том, что любое изменение выручки приведет к изменению прибыли, или на сколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Здесь мы видим, что самый высокий эффект у групп товаров В и Д, поэтому особенно следует обратить внимание на группу Д, как самую перспективную для продвижения и увеличения производства.
Следует отметить, что данный метод более полно отражает картину, поэтому рекомендуется его использовать для периодического отслеживания эффективности товарных групп ассортимента предприятия.
Вторым этапом используется АВС- анализ. Это количественный метод структурированного анализа, который основан на ранжировании объектов исследования по выбранным показателям. Метод использует в своей основе известное правило Парето «20/80», т.е. 20% товаров, как правило, приносят 80% прибыли и наоборот. Для проведения этого анализа заполним следующую таблицу:
Таблица 3 – Оценка товарного ассортимента коммерческого предприятия: АВС-анализ (составлено автором с использованием источников: [11])
Товар | Величина прибыли за год, руб | Доля прибыли, % | Доля прибыли накопленным методом | Суммарная доля прибыли, % | Группа товаров |
Б | 584357 | 43,2 | 43,2 | 71,3 | А |
А | 381559 | 28,1 | 71,3 | ||
Г | 189851 | 14,1 | 85,4 | 27,3 | В |
Д | 177828 | 13,2 | 98,6 | ||
В | 18245 | 1,4 | 100 | 1,4 | С |
Как показывают результаты исследования, у компании есть все 3 вида товаров. Самым слабым является товар В (наматрасники). На следующем этапе руководством компании принимается решение, исключить слабый товар из ассортимента или оставить его. Но здесь необходимо помнить, что исключая товар из группы С, компания не защитит себя от товаров с маленькой прибылью, потому что рано или поздно товары снова перераспределятся по АВС. Такой ассортиментный анализ можно обозначить экспресс-диагностикой. Методы просты в использовании и позволяют компании быстро оценить положение дел в своей ассортиментной политике. Конечно, для полного анализа требуется более обширный объем информации, комплексное исследование рынка, конкурентов, сбор первичной и вторичной информации, оценка ассортимента и другими методами.
Таким образом, алгоритм проведения такого небольшого ассортиментного анализа можно представить схематично следующим образом (рис. 1).
Рис. 1 – Алгоритм проведения ассортиментного анализа (предложено автором)
Проведя такой анализ на примере компании можно вывести следующие рекомендации по улучшению товарного ассортимента для них.
- Наибольшую прибыль компании приносят товары группы Б – «одеяла с различными наполнителями». Следует всячески поддерживать эту группу, но насчет увеличения производства данной продукции следует провести более детальное исследование, так как и постоянные издержки этой группы также самые высокие, а эффект от увеличения выручки на 1% небольшой.
- Следует обратить внимание на товары группы Д – «пледы и покрывала», так как здесь самый высокий эффект от увеличения объемов продаж, а издержки не слишком высоки.
- Самым слабым товаром оказалась группа В – «наматрасники». Компании нужно направить дополнительные инвестиции в эту группу, так как совсем избавляться от нее, на наш взгляд, не нужно.
Итак, в результате проведенного исследования поставленная цель достигнута. Так, определены оптимальные методы для экспресс- диагностики состояния ассортимента промышленной компании, исследован ассортимент, выработаны рекомендации по улучшению товарной политики компании. Сформулируем основные выводы.
- Товарный ассортимент представляет собой всю совокупность товаров предприятия, которая объединена определенным признаком (или группой признаков), наиболее отвечает ожиданиям потребителей и удовлетворяет их потребности, а также приносит основную часть дохода компании.
- Среди оптимальных методов оперативной оценки ассортимента компании, следует назвать методы полной калькуляции, метод калькуляции величины покрытия и АВС – анализ.
- Алгоритм проведения анализа заключается в следующих этапах: решение о необходимости проведения анализа ассортимента; сбор необходимой для исследования информации; расчет издержек методами полной калькуляции и величины покрытия; АВС – анализ; принятие решения о необходимости изменений в ассортименте компании.
Библиографический список
- Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. – М.: ИНФРА – М, 2001. 804 с.
- Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – СПб.: Питер. – 2012. – 557 с.
- Балабанова, Л.В. Маркетинг / Л.В. Балабанова – Донецк. – 2002. – 562 с.
- Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики / В. И. Беляев. – М.: КноРус. – 2007. – 672 с.
- Болотная, О.В. Теория и практика маркетинга / О.В. Болотная. – Харьков. – 2002. – 179с.
- Дихтль, Э. Практический маркетинг / Э. Дихтль, Х. Хершген – М.: Высшая школа, 2005 г. – 369 с.;
- Кетова, Н.П., Жук, Е.С. Стратегический маркетинг / Н.П. Кетова, Е.С. Жук. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ. – 2011.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – Пер. с англ. – М.: Ростинтэр. – 1996. – 704 с.
- Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. Европейская перспектива. СПб.: Наука. – 1996. – 589 с.
- Мажара А.В., Батова Т.Н. Классификация основных показателей товарного ассортимента предприятия // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. С. 7.
- Официальный сайт компании «Агро – Дон» / [Электронный ресурс] URL: http://www.agro-don.ru Дата обращения: 01.11.2015.
- Региональные бизнес-справочники / [Электронный ресурс] URL: http://rostov-na-donu7m.ru Дата обращения: 01.11.2015.