При осуществлении профессиональной деятельности любая личность руководствуется определенным набором ценностных ориентаций, которые выступают также средством оценки ее результата. Профессиональные ценности регулируют, мотивируют и направляют поведение человека, формируя, таким образом, личность человека как профессионала. Именно поэтому при изучении деятельности педагога в целом и вузовского преподавателя в частности в аспекте социальной структуры особенно важен аксиологический подход к анализу его профессиональной деятельности.
Ценности, являясь одной из основ общественной жизни, передаются от одного поколения к другому в процессе развития общества и социализации. В этой связи, ценностная адаптация, являясь неотъемлемым элементом социализации, может быть интерпретирована как некоторая процедура сопоставления интериоризованных индивидом ценностей с ценностями других (чуждых) групп и последующего их консервирования либо изменения в качестве индивидуального атрибута. Одновременно с этим ценностная адаптация заключается в преобразовании усвоенных ценностей в индивидуальную систему поведенческой ориентации, определяющую характер социальной активности [1].
Ценности группы вузовских педагогов – это динамическая система, факторы ее формирования разнообразны – от личной профессиональной культуры и мировоззрения педагога до форм учебно-воспитательного процесса, политических, экономических и социальных отношений в обществе.
Именно в рамках педагогической профессии мы можем оценить двусторонность процесса воздействия ценностей в жизни общества. С одной стороны, они являются субъективными образованиями (внутренним стержнем человека), контролирующими и регулирующими поведение личности, а с другой стороны, ценности являются объективными (внешними, по отношению к человеку) образованиями, которые выступают в качестве общепринятых целей, идеалов и тем самым оказывают ориентирующее воздействие на человека [2]. Именно педагог руководствуясь в своей деятельности как общечеловеческими, так и профессиональными ценностями транслирует ценностную структуру молодому поколению.
Необходимо отметить, что элементы социальной культуры не наследуются генетически (в отличие от биологических свойств и потребностей человека), а усваиваются индивидом только методом научения в ходе его социализации, культурлизации и личностной идентификации, когда происходит его приобщение к социокультурным ценностям общества и вырабатывается его собственная система ценностей [2].
И. С. Кон в своих работах следующим образом описывает главный вывод современной теории социализации и социологии воспитания: «формирующаяся личность — не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект саморазвития» [3, с. 31]. То есть, нельзя не учитывать критического отношения личности к внешнему воздействию, несомненное творческое преломление ею прямого социального воздействия. Личность формируется в результате ее взаимодействия со средой, условиями жизни, посредством направленного и ненаправленного воспитания и самовоспитания [4].
Таким образом, при изучении процесса социализации необходимо учитывать, что социализация это «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях)- процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду» [5, с.334.].
Представленное определение Г. М. Андреевой широко распространено в научной литературе. Она особо подчеркивает две стороны процесса социализации.
- усвоение социального опыта как воздействие человека на среду;
- воздействие человека на среду с помощью деятельности, т.е. человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации» [6, с 276-277].
Именно благодаря усвоению социального опыта человек включается в общественную деятельность. В соотношении двух сторон социализации воздействие человека на среду является ведущей, выражающей сущность всего этого процесса, его динамизм. Именно в этом моменте проявляется собственно творчество, – выражается сущность человеческой субъективности [7].
Не менее важным оказывается процесс субъективизации ценностей самим педагогом. В.А. Сластелин отмечал особую важность процесса субъективизации системы педагогических ценностей конкретным педагогом, поскольку ее уровень является показателем личностно-профессионального развития педагога [8].
Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности педагог выступает как субъектом освоения ценностных ориентаций, а также активным транслятором ценностной структуры общества своим ученикам. Именно в этом процессе проявляется дуалистическая природа ценностей.
Библиографический список
- Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации: Дисс… докт. соц. н. Саратов.2000
- Шемякина Н. В. Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур: Дисс… канд. соц. Н. Улан-Удэ. 2001
- Кон И.С. Ребенок и общество. М.:Наука, 1988.
- Селиванова З.К. Ценностные ориентации городской молодежи старшего подросткового возраста :На материалах Республики Башкортостан: Дисс… канд. соц. н. Уфа. 2000
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.:Изд-во МГУ, 1988
- Андреева Г.М. Социальная психология. М: Наука, 1994
- Ильинова Н. А. Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях :На материалах Республики Адыгея : Дисс… канд соц. Н.Майкоп. 2003
- Горовая В. И. Конструктивная педагогическая аксиология//http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_ readme.php?subaction=showfull&id=ll94957899&archive=1195596857&start_from=&ucat=&.- 2007