В настоящее время электронные дневники внедряются практически во всех общеобразовательных учреждениях страны, а с 1 января 2014 г. они должны быть введены в обязательном порядке. Опыт использования дневников показывает, что данное нововведение является удачным и во многом помогает как учителям, так и ученикам. Но все же, существуют проблемы, из-за которых использование данной системы является затруднительным.
Что же представляется собой данная система? Электронный дневник – это сервис, дающий возможность участникам учебного процесса получать информацию онлайн о расписаниях, домашних заданиях и текущих оценках.
Для анализа был выбран сервис «Дневник.ру». Дневник.ру – представляет собой интернет-портал, объединяющий возможности электронного документооборота в сфере образования с инструментами сетевого взаимодействия между основными участниками образовательного процесса [1].
Сервис является бесплатным, поэтому многие школы могут свободно им пользоваться. Он предлагает множество функций, которые доступны всем участникам образовательного процесса.
Пользование этим сервисом дает учителю возможность работать со следующими разделами:
– страница школы
– расписание и уроки
– электронный журнал
– управление домашними заданиями
Применяя их в своей работе, учитель может получить любую информацию, которая ему необходима: выложить домашнее задание, проставить оценки каждому ученику, оставить сообщение для родителей, сформировать статистику успеваемости по классу в целом и, самое главное, автоматически сформировать необходимые отчеты. Основным же достоинством системы является использование web-интерфейса, что позволяет работать с данными удаленно.
Учащимся предоставлен доступ к таким разделам как:
– дневник
– образовательные ресурсы
– портфолио
– общение
– конкурсы
– центр образовательных приложений.
Ученики смогут видеть изменения в расписании занятий, узнать, что задали на домашнее задание от учителя и видеть результаты своей успеваемости.
Для родителей на сайте есть вся необходимая информация для контроля за успеваемостью ребенка:
– дневник ученика
– домашние задания
– уведомления об учёбе
– общение
– центр полезных приложений
– почта.
Родители спокойно могут узнать, как учиться их ребенок, какие уроки пропустил и что задали в качестве домашнего задания. Так же у них есть возможность связаться с учителем по возникшим вопросам. Одним словом, электронный дневник для родителей – отличный способ контроля успеваемости ученика.
Сегодня все школы страны фактически переведены на электронный журнал, но система не лишена недостатков. Присутствует ряд проблем, которые не позволяют в полном объеме использовать все преимущества систем. Основными причинами является: отсутствие материальных средств и отсутсвие интернета в школах. Особенно остро стоит проблема в сельских школах. Кроме того, не все родители имеют достаточный высокий уровень владением компьютером.
На сегодняшний день, существует множество систем, позволяющих выполнять функции электронного дневника. Есть коммерческие системы, такие как: «Дневник.ру», «ЭлЖур», «Smiles.Школьная карта», «СМС Школа». Анализ данных систем и представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика систем
Дневник.ру | ЭлЖур | SmileS.Школьная карта | СМС Школа | |
Домашнее задание | + | + | + | + |
Расписание | + | + | + | + |
Оценки | + | + | + | + |
Общение | + | - | + | + |
Доступность | + | + | + | - |
Бесплатное использование | + | + | - | - |
Страница школы | + | - | - | + |
Отчеты | + | + | + | + |
Мобильный сервис | + | + | + | - |
Уведомления об учебе | + | + | + | + |
Форум | - | - | - | + |
Общение с преподавателями | + | + | + | + |
Информационная безопасность | + | + | + | + |
Портфолио | + | - | - | - |
Конкурсы | + | - | + | + |
Техническая поддержка | + | + | + | + |
Оплата услуг | - | - | + | - |
Библиотека | - | + | + | - |
Демо версия | - | - | + | - |
Электронный дневник — это простой, удобный способ обмена информации об успеваемости учащегося с его родителями. Он помогает осуществить контроль за успеваемостью, и на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Общие вопросы использования информационных систем в образовании рассматривали И.Н.Мовчан [4-6], А.М. Агдавлетова [2, 15, 16], И.Ю. Ефимова [7] и др. Частные методики обучения и проектирования уроков в различных предметах выделялись Ю.С. Лактионовой [8], И.Д. Белоусовой [10-12] и другими [3, 9, 13]. Различные аспекты применения теории и методики обучения в педагогической практике преподавания освещались Т.Б. Новиковой [14], М.В. Махмутовой [17, 18],
Одним из перспективных направлений использования электронных дневников является дистанционное образование. Организация обучения в рассмотренных системах позволяет всем участникам учебного процесса эффективно взаимодействовать между собой. Сервисы удобны тем, что учащийся может в любое время зайти на портал и выполнить задание пропущенного занятия. При необходимости, можно на прямую узнать ответы у преподавателя, на возникшие вопросы. Использование сервиса электронных дневников и журналов для организации дистанционного обучения – это удачная форма сотрудничества с детьми.
Библиографический список
- Сайт компании Дневник.ру . URL: https://dnevnik.ru (дата обращения: 8.11.2015)
- Агдавлетова А.М., Инашвили С.Я. Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки школьников в области информатики и ИКТ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6-1 (46). С. 75-78.
- Саранцева Д.А. Особенности разработки электронного учебно-методического комплекса / Д.А. Саранцева, И.Д. Белоусова // В сборнике: Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Томск, 2015. С. 761-763.
- Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // В сборнике: Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
- Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании//В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111
- Мовчан И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза / И.Н. Мовчан // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2008. -№ 1. -С. 183-187.
- Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю.Ефимова, О.О.Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 53-56
- Лактионова Ю.С. Реализация в образовательном процессе учебно-дидактических комплексов развивающего обучения информатике//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2. С. 163-165.
- Гузаева М.Ю. Развитие творческих способностей учащихся старших классов посредством элективного курса «Легоконструироввание»: учебно-методическое пособие / М.Ю. Гузаева, И.Д. Белоусова, Т.Е.Климова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008.- 80 с.
- Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики/ И.Д. Белоусова, А.С. Брылева //Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 74-77.
- Белоусова И.Д. Реализация профессиональных образовательных программ с использованием технологий электронного обучения // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 599-601
- Белоусова И.Д. Особенности применения технологий в рамках подготовки будущих ИТ-специалистов в сфере информационного менеджмента // Новые информационные технологии в образовании сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 28-31.
- Егоркина Т.А. SEO оптимизация сайта медиа-группы «ЗНАК» / Т.А. Егоркина, И.Д. Белоусова, Л.З. Давлеткиреева / Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 3.
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
- Агдавлетова А.М. О методике преподавания дисциплины «Информационные системы и технологии» /А.М. Агдавлетова // Гуманитарные научные исследования. -2015. -№ 3 (45) – С. 67-69.
- Агдавлетова А.М. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов / П.Н. Кандина, А.А. Дубовских, А.М. Агдавлетова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 682-684.
- Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете//Электротехнические системы и комплексы. -2015. -№ 1 (26). -С. 43-47.
- Махмутов Г.Р., Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе»//Вестник компьютерных и информационных технологий. М.: Издательский дом «Спектр». 2010. № 8. С. 52-56.