ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В ВУЗ

Назарова Ольга Борисовна1, Вахрушев Владислав Игоревич2, Гусева Татьяна Федоровна3
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», доцент кафедры прикладная информатика Института энергетики и автоматизированных систем
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент группы ФИПИб-13 института Энергетики и Автоматизированных Систем
3ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка группы ФИПИб-13 института Энергетики и Автоматизированных Систем

Аннотация
В статье рассмотрены способы предварительного отбора абитуриентов, а также разрабатываемый информационный ресурс, способствующий увеличению числа абитуриентов по направлению Прикладная Информатика.

Ключевые слова: абитуриенты, информационный ресурс, стартап


THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF ATTRACTING STUDENTS TO THE UNIVERSITY

Nazarova Olga Borisovna1, Vakhrushev Vladislav Igorevich2, Guseva Tatyana Fedorovna3
1Nosov Magnitogosk State Technical University, associate Professor of the Department of applied Informatics of the Institute of energy and automated systems
2Nosov Magnitogosk State Technical University, student of FIPIB-13 group of institute of Power and the Automated Systems
3Nosov Magnitogosk State Technical University, student of FIPIB-13 group of institute of Power and the Automated Systems

Abstract
In the article the methods of preliminary selection of applicants, and develop an information resource to increase the number of students in the direction of Applied Informatics.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Назарова О.Б., Вахрушев В.И., Гусева Т.Ф. Использование информационных технологий для повышения эффективности процесса привлечения абитуриентов в вуз // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60209 (дата обращения: 14.03.2024).

Основными направлениями деятельности вуза в области маркетинга для эффективного привлечения абитуриентов и последующего формирования полноценного контингента студентов являются: грамотное использование средств рекламы по продвижению образовательных услуг вуза, оптимизация и активизация работы с брендом; поиск новых решений, в том числе ИТ-решений по привлечению абитуриентов и активизация ресурсов образовательной организации для их  реализации.

Работа с потенциальными абитуриентами через адресное общение и открытый диалог, с одной стороны, а также формирование соответствующей базы данных, с другой, повысит эффективность вступительной кампании в целом. При этом следует отметить, что  такие мероприятия нужно проводить заблаговременно, а не в момент подачи документов в приемную комиссию вуза. Задача ориентации абитуриентов в отношении конкретного направления подготовки становится приоритетной для выпускающих кафедр, которые вместе с приемной комиссией вуза должны планировать очные и заочные мероприятия, использовать информационные ресурсы для привлечения абитуриентов и проводить постоянный мониторинг результатов такой  работы. Предварительная оценка теоретических и практических знаний будущих студентов, их интересов и предпочтений будет способствовать оптимальной организации образовательного процесса после зачисления в вуз.

Выпускающие кафедры отвечают за организацию приёма абитуриентов на свои образовательные программы, а работа кафедры в течение учебного года напрямую зависит от того, как была проведена вступительная кампания. Полагаем, что следует всё более активно использовать средства автоматизации и различные информационные ресурсы в процессе привлечения и предварительного отбора будущих студентов.

В рамках дисциплины «Проектный практикум» студенты направления подготовки «Прикладная информатика» по заданию выпускающей кафедры должны найти интересные способы предварительного отбора абитуриентов и продемонстрировать прототип реализации в виде ИТ-решения. Наше предложение сводится к созданию Интернет-сервиса, а именно сайта, назначение которого заключается в помощи кафедре и будущим студентам найти друг друга. На данном ресурсе будет формироваться база заинтересованных абитуриентов, которые представляют свои достижения (портфолио) и успеваемость в течение нескольких лет в школе, что позволит кафедрам познакомиться и выбрать наиболее подходящих кандидатов на свои образовательные программы.

Очень часто идеи глохнут на начальной стадии, поскольку временные затраты на поиски инвесторов, презентацию проекта и его раскрутку слишком велики. К тому моменту, когда фактически есть что показать, сама идея теряет свою актуальность. Поэтому существует необходимость быстрой, компактной и успешной реализации проекта. Одним из решений этой проблемы  является стартап.

Наиболее часто упоминается сокращённая классификация стадий развития стартапов, согласно которой они проходят в своём развитии 5 стадий: посевную стадию (seedstage), стадию запуска (startupstage), стадию роста (growthstage), стадию расширения (expansionstage) и стадию «выхода» (exitstage).

На сегодняшний день проект находится на «посевной» стадии, в рамках которой выполнена постановка задачи и построена стратегическая карта (рис. 1).

Стратегическая карта представлена в виде диаграммы, которая описывает главные стратегические цели организации и их взаимодействие с другими элементами.

Разработанная стратегическая карта состоит из нескольких факторов, обеспечивающих успешную реализацию стратегии (проекта): «Цель», «Финансы», «Абитуриенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение и развитие».

Цель проекта: разработать информационный ресурс, способствующий увеличению числа абитуриентов. Для её достижения необходимо финансирование. Уровень «Финансы» можно разделить на две составляющие: привлечение спонсоров и получение дополнительных средств через гранты. Это необходимо для инициации проекта, а увеличение студентов, обучающихся на контрактной основе, и повышение стипендий будет являться обратной связью для извлечения прибыли.

Существуют традиционные методы  привлечения  абитуриентов: СМИ, дни открытых дверей, очные и заочные консультации, выездные мероприятия, профессорские часы,  олимпиады и пр. Мы же предлагаем дополнить этот перечень интернет-ресурсом, который основан на принципе социальной сети. Учащиеся выпускных классов будут сами заполнять свои личные страницы,  указывая учебные достижения и интересы, в то время как сотрудники кафедры – просматривать информацию и формировать свою базу из возможных кандидатов, отправляя им соответствующие приглашения для прохождения тестирования.

Для поддержания стабильного притока новых абитуриентов должна быть организована большая сеть внутренних бизнес-процессов,  к которым относятся:  постоянное повышение качества образовательных услуг,  обновление технической инфраструктуры, создание бренда студента, обеспечение гарантии трудоустройства и др. К ним же добавятся: подача заявок, сбор информации о кандидатах и, самое главное, – центр тестирования с организаторами в лице сотрудников кафедры.

Все вышеперечисленное невозможно без продуманной траектории развития образовательной программы и постоянного повышения квалификации преподавательского состава.

Стратегическая карта

Рисунок 1. Стратегическая карта

Повышение эффективности привлечения абитуриентов в вуз через проведение маркетинговых мероприятий, в том числе с использованием разнообразных ИТ-решений, будет способствовать грамотной организации вступительной кампании и формированию полноценного контингента студентов первого курса.

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что реализация данного проекта обеспечит приток соответствующих конкретному направлению подготовки абитуриентов, снизит количество затрачиваемых кафедрой ресурсов на их привлечение, и как следствие улучшит качество работы кафедры в целом.


Библиографический список
  1. Вязова Н.В., Назарова О.Б. Использование информационных технологий для повышения эффективности процесса формирования контингента студентов первого курса вуза / Н.В. Вязова, О.Б. Назарова // Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 538-542.
  2. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З. Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика» и межпредметная координация как фактор повышения эффективности образовательного процесса / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева.- Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 145-148.
  3. Масленникова, О.Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения [Текст]/О.Е. Масленникова // Вестник компьютерных и информационных технологий. -М., 2010. -№ 8. -С. 47-51.
  4. Масленникова О.Е.. Анализ современного состояния исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2014. № 10. С. 639-650.
  5. Назарова О.Б. Разработка региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров для реализации стадий создания автоматизированных систем как научная проблема//Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2014. № 10. С. 651-663.
  6. Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б. Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специальностов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач//Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2011. № 7. С. 133-140.
  7. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В.Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. -Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302.
  8. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» (методические рекомендации) /Назарова О.Б., Масленникова О.Е.,Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Давлеткиреева Л.З., Попова И.В., Новикова Т.Б., Удотов А.С.//Международный журнал экспериментального образования, 2010. -№ 3. С. 13-14.
  9. Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Румянцев Е.П., Новикова Т.Б. Описание моделей по созданию собственного бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59171 (дата обращения: 18.11.2015).
  10. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=59425 (дата обращения: 18.11.2015).
  11. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения  / Т.Б. Глущенко. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
  12. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
  13. Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
  14. Наношкин А.Г., Назарова О.Б., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е. Моделирование бизнес-процесса «Работа букмекерской конторы в сети Интернет» /А.Г. Наношкин, О.Б. Назарова, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова. - Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-1 (51). С. 101-109.
  15. Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская, Т.Б. Новикова. – Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 39-40.
  16. Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 9. С. 49-53.
  17. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
  18. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Hamster.bk@yandex.ru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация