Согласно легенде, название города Арзамас образовано из имён двух мордовских братьев Арзая и Масая, которые встретили Ивана Грозного дарами, когда тот со своею ратью шел на Казань. Иван Грозный повелел мордве принять христианство (они были язычниками) и основал в новом граде первый православный мужской монастырь, на который и возложил великую миссию крещения мордвы.
Официально годом основания Арзамаса считается 1578 год. С XVII века Арзамас приобрел значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. Безусловно, это дало толчок развитию промышленности, мастерства и купечества. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями, а также выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская юфть высоко ценилась в Европе.
В XVII веке Арзамас был центром большого уезда и крупным торговым городом, а в начале XVIII века почти догнал Нижний Новгород по населению. Особого размаха достигло строительство храмов, к началу XIX столетия было возведено 36 церковных зданий. Венцом стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора. Благодаря строительству церквей развивались сопутствующие ремесла – иконопись, чеканка.
Арзамас является значимой частью культурного наследия России. В городе много музеев, а по богатству архитектурных памятников Арзамас превосходит многие малые города России. Архитектурные ценности Арзамаса, к счастью, регулярно реставрируются, и в результате все они, такие разные, из разных эпох – и соборы, и купеческие дома, и дворянские особняки – создают неповторимый облик города.
Воскресенский собор – жемчужина Арзамаса.
Как храм Спасителя в Москве,
Торжественный, велик, прекрасен
Возник в уездной стороне
Храм Воскресенский в Арзамасе.
Он – доминанта. Он – монарх.
К нему ведут людские тропы.
Собор Святейший Патриарх
Назвал «Жемчужиной Европы.
Все пути в Арзамасе ведут на центральную площадь, которая называется Соборная. Еще в 1781 году Екатерина II утвердила такой план радиально-лучевого расположения арзамасских улиц, которые ведут на Соборную площадь. На площади находится главный архитектурный и исторический памятник города – Воскресенский собор. Собор сам по себе велик и грандиозен, он имеет 48 колонн, внутри богато украшен фресками и росписью. Не зря Воскресенский собор строился в течение 28 лет (1814-1842), он действительно поражает!
Вообще основное средоточие религиозных сооружений Арзамаса находится на Соборной площади, недаром она так называется. Тут, кроме Воскресенского собора, и церковь Живоносного источника, и комплекс Никольского женского монастыря.
Из гражданских сооружений на площади сохранилось здание магистрата, построенное во второй половине XVIII века. Магистратом назывался орган местного самоуправления, который был учрежден еще Петром I.
В центре площади, у церкви Живоносного источника, есть небольшой парк. Несмотря на то, что в глубине притаился памятник дедушке Ленину, есть подозрение, что за парком ухаживает все-таки церковь. Парк прекрасно обихожен: цветники, лавочки, дорожки.
От Соборной площади вниз идет улица Гостиный ряд, которая примечательна тем, что это – сплошной ряд домов с единым фасадом. Попасть на нее можно, завернув за угол Никольского монастыря. Здесь-то и осталось воспоминание о старинном суетном торговом городе Арзамасе. Невдалеке шумит рынок, мелкие лавчонки буквально друг на друге спускаются ступенями вниз, снуют тут и там люди – того и гляди сунут тебе в руки того самого арзамасского гуся. Рядом, на соседней улице Урицкого, есть торговые ряды. В XIX веке здесь был центр торговли – лавки и конторы. Хочется затеряться в этом сплошном базарном круговороте, непременно что-то купить, не упустить красную цену и лучший товар.
Улица Урицкого выходит к городской автостанции, рядом с которой находятся два великолепных белокаменных собора и от которой уходит вверх на гору улица Коммунистов.
От площади Соборной можно прогуляться по пешеходной части города – улице Карла Маркса. Она начинается на противоположной от улицы Гостиный ряд стороне площади. Основной идеей этой улицы (несмотря на обманчивое название) является победа советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь есть даже маленький парк Победы. А в остальном – немного шире, чем обычная деревенская улица, с аккуратными домиками, подстриженными кустиками, и пройтись по ней очень даже приятно.
С прогулкой по пешеходной улице можно совместить посещение музеев А.Гайдара и М.Горького. Музей А.П. Гайдара находится на пересечении ул. Маркса и ул. Горького (ул. Горького, д. 18). Здесь же расположен памятник писателю. Рядом находится музей А.М. Горького (ул. Маркса, д. 17).
В самом конце улицы Карла Маркса стоит здание старой водонапорной башни (начало XX века). Еще дальше находится парк Аркадия Гайдара и памятник.
Погрузиться в атмосферу купеческого города можно не только на улицах, но и в музеях. Там вам расскажут все про старый Арзамас. Это музей «Мир старины» (ул. Ленина, д. 1) – частный музей семьи Баландиных, в нем собраны редкие экспонаты XVIII-XIX веков. Правда, работает он по непонятному расписанию. И историко-художественный музей (ул. Космонавтов, д. 39а), который находится в здании Ильинской церкви.
Рядом с Арзамасом находится село Выездное – вотчина князей Багратионов. В Выездном есть Смоленская церковь – памятник архитектуры XVIII века с уникальным иконостасом и картиной знаменитого испанского художника Бартоломео Эстебана Мурильо «Распятие». Картина была получена владельцем села Выездное графом Салтыковым в дар от дочери саксонского короля, принцессы Марии-Августы.
В Арзамасе есть Машиностроительный завод – это одно из крупнейших предприятий нижегородской автомобильной промышленности, вначале планировался как завод автомобильных запчастей, ему предстояло стать основным их поставщиком для Горьковского автозавода и многочисленных потребителей, эксплуатирующих автомобили с маркой «ГАЗа». 4 февраля 1969 года Совет Министров принимает постановление о строительстве в Арзамасе завода по производству запасных частей.
В 1969 году начинается строительство предприятия, а в в 1972 году завод приступает к выпуску гидравлических амортизаторов для грузовиков Горьковского автозавода. Впоследствии производственные мощности предприятия увеличивались, а диапазон выпускаемой продукции расширялся: было освоено изготовление коробок перемены передач для автомобилей Ереванского автозавода, карданных валов для автомобилей ГАЗ, гидронасосов, передней подвески для «Волги».
В 1980 году Арзамасский завод автозапчастей освоил выпуск новой для него продукции – бронетранспортеров. В 1983 году предприятие было переименовано в Арзамасский машиностроительный завод производственного объединения ГАЗ. Освоение новых разработок, будь то законченное транспортное средство, сборочный узел или деталь, велось при постоянной поддержке и консультациях специалистов головного предприятия – Горьковского автозавода. Эти творческие контакты и деловые отношения укреплялись и в дальнейшем, когда завод стал уже достаточно самостоятельным.
На рубеже 80-90-х годов совместными усилиями заводских конструкторов и конструкторов ГАЗа на базе бронетранспортера были разработаны и его гражданские модификации, а впоследствии завод приступил к изготовлению автомобилей на базе шасси ГАЗель.
ОАО «АМЗ» – завод машиностроительного профиля со специализацией по изготовлению деталей и узлов к автомобилям, выпускаемым на ОАО «ГАЗ».
На заводе ведется полная сборка, отделка и отработка (после сборки) серийно выпускаемых автомобилей на базе шасси ГАЗ-2705 и 33022, спецавтомобиля ГАЗ-5903 (БТР-80) и его модификаций.
На заводе имеется в полном объеме оборудования 1 854 единицы и специального оборудования 280 единиц. На предприятии также имеется: лаборатория дорожных испытаний, объекты для испытания машин, специальный бассейн, имеются лаборатории для проверки электро- и радиоаппаратуры, стенды испытания узлов и механизмов, линейных измерений, аттестация приборов. Имеются цех окраски, цех металлопокрытий, термический и другие.
С 2001 года завод производит ремонт ранее выпущенных БТР, БРДМ-2, БТР-70, БТР-80 и их модификаций.
Завод имеет профессионально подготовленных специалистов – в настоящее время 6 300 человек, обучение и повышение квалификации проводится в специально оборудованных классах со стендами и тренажерами.
Основной сферой деятельности Арзамасского машиностроительного завода является производство спецтехники и запасных частей.
ОАО «АМЗ» – завод машиностроительного профиля со специализацией по изготовлению деталей и узлов к автомобилям, выпускаемым на ОАО «ГАЗ», в том числе телескопических амортизаторов, лебедок, карданных валов, домкратов, глушителей, а также узлов к серийным машинам: карданных и торсионных валов, раздаточных коробок, колесных редукторов, гидроцилиндров и других деталей и узлов.
На заводе ведется полная сборка, отделка и отработка (после сборки) серийно выпускаемых автомобилей на базе шасси ГАЗ-2705 и 33022, спецавтомобиля ГАЗ-5903 (БТР-80) и его модификаций.
Библиографический список
- Нижний Новгород. Историческое и культурное наследие. Н.Новгород: РИ «Бегемот», 2013. 384 с.
- Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
- Нижний Новгород: историко-культурный портрет. Н. Новгород: Кварц, 2013. 224 с.
- Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225-229.
- Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
- Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
- Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.