НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Брагин Александр Михайлович
Уральский государственный университет путей сообщения
старший преподаватель кафедры «Станции, узлы и грузовая работа»

Аннотация
Работа посвящена проблемам взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Выявлены аспекты взаимодействия: правовой, технический, технологический, экономический и информационный. Основное внимание уделено правовому и техническому аспектам взаимодействия на современном этапе реформирования железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспорт необщего пользования, транспорт общего пользования


SOME ASPECTS OF INTERACTION OF RAILWAY TRANSPORT OF PUBLIC AND NON-PUBLIC

Bragin Alexander Mikhailovich
Ural state University of railway engineering
senior lecturer of the Department "Stations, junctions and freight work"

Abstract
The work is devoted to the problems of interaction of railway transport of public and non-public. Identified aspects of interaction: legal, technical, technological, economic and informational. Focuses on the legal and technical aspects of interaction at the present stage of reforming of railway transport.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Брагин А.М. Некоторые аспекты взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/60171 (дата обращения: 29.03.2024).

Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования.

При этом обе подсистемы могут быть представлены предприятиями федеральной (государственной), муниципальной или частной форм собственности.

Транспорт общего пользования в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, акционерным обществом, фирмой или частным лицом.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферу обращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления.

В отличие от транспорта общего пользования, транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции для конкретных организаций, предприятий и фирм, а также внутрипроизводственные и технологические перевозки.

Вместе с тем, транспорт необщего пользования сам является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем [1].

Специфика работы транспорта необщего пользования связана с тем, что с одной стороны, он – часть предприятия и должен надежно обеспечить перевозками производственные подразделения, с другой – продолжение сети железнодорожного транспорта общего пользования и должен на соответствующем уровне взаимодействовать с магистралью.

Технологическая особенность эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования заключается в тесной связи технологии работы промышленного предприятия и технологического процесса работы железнодорожной станции примыкания.

Значение железнодорожных путей необщего пользования определяется большим объемом их грузовой работы, общей протяженностью, сопоставимой с эксплуатационной длиной магистрального железнодорожного транспорта, наличием развитой собственной инфраструктуры и погрузочно-разгрузочных, маневровых и других средств, необходимых для организации начально-конечных операций [2].

Четкое взаимодействие железнодорожного транспорта общего и необщего пользования имеет прямое отношение к развитию железнодорожного транспорта в целом.

Вопросы совершенствования взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования поставлены в основополагающих документах российской транспортной отрасли: Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года и Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ на период до 2030 года.

Взаимодействие транспорта общего и необщего пользования многоаспектно по своей сути, и может рассматриваться в следующих аспектах: правовом, техническом, технологическом, экономическом и информационном.

Правовой аспект основывается на положениях и требованиях законодательных актов и нормативных документов.

Технический – предполагает стандартизацию, унификацию и согласованность технических средств, а также пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих систем.

Технологический аспект призван обеспечить единство технологии, взаимоувязанность графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов.

Основой экономического аспекта взаимодействия является единая система планирования, тарифная политика, учитывающая специфические особенности функционирования транспорта необщего пользования и взаимодействия его с транспортом общего пользования.

Информационный аспект обеспечивает совместимость информации по содержанию, форме представления и своевременность выдачи информации одним видом транспорта для принятия решений на другом.

В настоящее время участники перевозочного процесса, специалисты по эксплуатации железных дорог обсуждают вопросы совершенствования законодательной и нормативной базы в сфере железнодорожного транспорта, и сходятся во мнении, что существующая нормативно-правовая база на железнодорожном транспорте в определенной мере ограничивает системный рост транспорта необщего пользования.

Для четкого обозначения отношений между владельцами инфраструктур, перевозчиками и другими участниками рынка транспортных услуг необходимо совершенствование основных понятий в федеральных законах «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В законе нет четкого разграничения понятий «железнодорожный транспорт общего пользования» и «железнодорожный транспорт необщего пользования», они практически совпадают. Кроме того, в Устав необходимо ввести понятия «инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования» и «владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования», так как существующие понятия «железнодорожные пути необщего пользования» и «владелец железнодорожного пути необщего пользования» отражают только часть инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования – железнодорожный путь [3].

Необходимо развить ряд положений законодательства, посвященных взаимодействующим хозяйствующим субъектам, а также системе договорных отношений между ними. Актуальной задачей является и переработка всей системы отношений, охватывающих взаимодействие на стыке железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

Правительство РФ в 2013 году внесло в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в федеральный закон РФ «Устав железнодорожного транспорта РФ». В цикле статей обоснован ряд положений по совершенствованию системы отношений между организациями железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, связанных с технологическим взаимодействием на основе Единых технологических процессов станций примыкания и железнодорожных путей необщего пользования (ЕТП).

Технический аспект проблемы взаимодействия сводится к конструкционной и мощностной унификации всех элементов технического оснащения, участвующих в осуществлении перевозок грузов.

Прежде всего, это относится к состоянию железнодорожного пути.

Конструкция и состояние сооружений железнодорожных подъездных путей и путевых устройств должны соответствовать требованиям строительных норм и правил и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической  нагрузки, а также пропуск локомотивов для обслуживания железнодорожных подъездных путей.

Текущее содержание включает в себя мероприятия по плановому осмотру железнодорожного пути, занесение результатов осмотра в соответствующие документы по ведению путевого учета, составление актов при выявлении неисправностей и принятие необходимых мер по их устранению.

В настоящее время, когда большинство подъездных путей находятся в частном владении, их состояние редко удовлетворяет даже минимуму необходимых требований. Железнодорожные пути, технические средства и подвижной состав имеют по большей части значительный моральный и физический износ.

Часто к работам по ремонту пути привлекаются сторонние лицензированные организации, либо все задачи по обслуживанию, содержанию и ремонту путей предаются на аутсорсинг.

Несмотря на существующую систему контроля и регулярно проводящиеся проверки, не все замечания по содержанию путей выполняются в срок и в необходимом объеме. Кроме того, часто ремонтные работы ведутся с нарушением технологий, где имеет место и человеческий фактор, связанный с недостаточными техническими знаниями и навыками ремонтного персонала.

Внедрение новых технологий, технологически усовершенствованных средств для диагностики и предупреждения неполадок происходит крайне медленными темпами, капитальный ремонт путей проводится в исключительных случаях. Причина этому – высокий уровень финансовых затрат, являющийся в большинстве своем экономически невыгодным для многих предприятий.

Требует безотлагательного решения проблема нехватки подвижного состава и распределения вагонного парка.

Реформирование железнодорожного транспорта позволило передать практически все вагоны в собственность компаний-операторов, и таких владельцев на рынке железнодорожных услуг сегодня около двух тысяч.

С одной стороны, стал обновляться подвижной состав, с другой – возникла путаница в плане взаимодействия с владельцами вагонов [4].

Это обернулось нехваткой подвижного состава для предприятий, резким снижением производительности вагона и полным отсутствием сдвоенных операций с вагонами. В результате, промышленные предприятия несут огромные потери и вынуждены отказываться от подвижного состава или передавать грузы на другие виды транспорта.

Пути решения этой проблемы видятся в оптимизации тарифов, связанных с предоставлением вагонов, преодоление монополии на поставку вагонов отдельных компаний, пересмотре правил взаимодействия между владельцами вагонов и грузоотправителями [4].


Библиографический список
  1. Козлов П.А., Александров А.Э., Козлова В.П. Теоретическая модель транспортной системы//Транспорт Урала. – 2008. №3.
  2. Гарлицкий Е.И. Совершенствование технологии обслуживания железнодорожных путей необщего пользования//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. – М.: 2015
  3. Промжелдортранс – РЖД: перспективы эффективного взаимодействия//Евразия вести. – 2007. №2.
  4. Бусыгин Ю.В. Навстречу I съезду железнодорожников УрФО//Железнодорожное дело. – 2013. №1.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Брагин Александр Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация