Окружающая природная среда в России характеризуется неоднородностью по регионам: от условно не нарушенных природных систем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью человека, до территорий, где экологическая обстановка не соответствует нормативам определяющим уровень экологической безопасности людей. Поэтому в настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание усовершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды.
В 2015 году внесены поправки в основной нормативный документ системы природоохранного законодательства Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ). Данный закон является основным нормативным актом, положениям которого должны соответствовать все иные нормативные акты, регулирующие отношения в природоохранной области. Поэтому принятые поправки к Федеральному закону № 7 неизбежно привели к изменению в Федеральном законе №96 – «Об охране атмосферного воздуха» [1].
За время действия закона (принят Государственной Думой 2 апреля 1999 г., одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 г., вступил в силу с 4 мая 1999 г.) были внесены изменения в 71 статью: исключены 6 абзацев, 8 статей были дополнены, 14 пунктов были изложены в новой редакции и 43 пункта были изменены.
Подвергся преобразованиям понятийный аппарат закона, например, говоря об исследовании окружающей среды, из понятия «окружающая природная среда» исключили термин «природная», таким образом, законодательством теперь регулируются не только природные условия территорий, но и совокупность природных условий территории и её экологического состояния. В статье 28.1 появилось совершенно новое понятие, ранее не встречающиеся в экологическом законодательстве «Наилучшие доступные технологии» (НДТ) [2]. В целом в той или иной степени редакции подверглись 22 статьи и преамбула, в редакции от 30.12.2008. Изменениям подверглись: 2, 3, 5, 8, 11, 15 и 17 абзацы статьи 1, в статье 3 и 12 изменись 4 абзацы, и 7 абзац в статье 3, изменилась 13, 26, 32 статья, пункты 1, 3, 4, 5, 7, 8 – в 15 статье, в 16 – 8 пункт, пункты 5.2 и 7.3 статьи 27, пункт 2 в 29 статье.
В связи с изменением подхода к законодательству в области охраны атмосферного воздуха в ФЗ №96 произошло изменение в области надзора и контроля за состоянием окружающей среды, так в редакции от 25.06.2012 в статьях 6 и 25, «контроль за охраной атмосферного воздуха» меняется на «надзор в области охраны атмосферного воздуха». Понятия контроль и надзор близки: проводятся определенным субъектом, осуществляются при помощи проверок, имеют заранее спланированную цель, подразумевают некие управленческие решения, следующие за проведенными проверками. В то же время, по М. Нетесовой [3], имеются и различия. Функции контроля гораздо шире функций надзора, следовательно, функции надзора не предусматривают прямого вмешательства в деятельность проверки. Стоит так же отметить тот факт, что надзор и контроль имеет разную продолжительность по времени. Надзор не предполагает оценивание рациональности и эффективности, он только выявляет нарушения. Таким образом, в ходе вышеизложенных изменений можно сделать вывод о том, что изменение статей 6 и 25 приводит к упрощению процедуры оценки вреда для атмосферного воздуха.
Изменения в состоянии окружающей среды можно отследить с помощью мониторинговых исследований, так в законе «Об охране атмосферного воздуха» в главе 5 произошли изменения, подчеркнувшие необходимость комплексного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех ее компонентов, процессов и явлений, происходящих в окружающей среде.
Рост числа индивидуальных предпринимателей, хозяйственная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, показал необходимость включения таких граждан в статьи 25, 22, 19, где прописывается их ответственность, за загрязнение атмосферного воздуха [4].
Часть функций, возложенных на Правительство Российской Федерации, была отдана уполномоченным Правительством Российской Федерации органам исполнительной власти. Так в их компетенции теперь: выдача сертификатов подтверждающие соответствие загрязняющих веществ, характеристик установок и оборудования, проверка на соответствие выбросов заявленных и полученных, проведение государственного мониторинга атмосферного воздуха.
Библиографический список
- Моншуш С.А., Шанина Е.В. Анализ изменений в экологическом законодательстве в области атмосферного воздуха//Современные тенденции развития науки и технологий №3-6, 2015. С 134-135.
- Шанина Е.В., Шанина Е.В. Внедрение наилучших доступных технологий на предприятиях теплоэнергетики.// Эпоха науки: Международный научно-исследовательский журнал. – Ачинск: КрасГАУ, № 2 (март), 2015. http://eraofscience.com/Statii/2/Shanina-2-.pdf (дата обращения 10.07.2015).
- Нетесова М.С. О разграничении функции контроля и надзора в государственном управлении // Власть. 2007. №2. С. 99.
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха». http://base.consultant.ru/ (дата обращения 10.09.2015).