Разговорная речь – это особая функциональная разновидность литературного языка, употребляемая при неформальном общении. Если язык художественной литературы и функциональные стили зафиксированы во все различных словарях и грамматике, в соответствии с нормами и правилами, которые должны соблюдаться при создании текстов, то разговорная речь противопоставляется им. Нормы и правила разговорного общения ничем не закреплены [1].
Разговорный стиль реализуется в форме диалога, который чаще всего встречается в устной беседе. В ней отсутствует отбор языкового материала,а преобладают мимика, жесты, обстановка, окружающая собеседников.
Для реализации разговорной речи, необходимы три условия. Важнейшим из которых будет являться спонтанность, импровизирование. Для написания письма или какой-либо научной работы, необходимо подбирать каждое высказывание, каждое слово, обдумывать его, а спонтанно написанный текст, не требует применениявышеперечисленных действий. Характерной чертой подлинной разговорной речи являются переспросы, перебивы, неполнота, вставки типа: „Ты… это самое… физикой будешь заниматься?”, заполняющие паузы в разговоре, и позволяющие подобрать необходимое слово. Все это – следствие неподготовленности разговорной речи, что в ней вполне уместно. С неподготовленностью речи связана и большая роль в ней мимики, жестов, интонации и ситуации общения. Они восполняют то, что не выражено в кратких репликах диалога, но ясно из ситуации, знакомой обоим говорящим.
Вторым отличительным признаком разговорной речи является отсутствие официальных отношений между сторонами, участвующими в общении. Разговор с приятелем – это одно, совсем другое дело – разговор с начальником или с незнакомым человеком.
Официальные отношения между говорящими кардинально меняют манеру общения, лексику, содержащуюся в обращении, строй предложений. По этой причине, существование подлинно разговорной речивозможно в том случае, если между говорящимиприсутствуют неофициальные отношения.
И третьим условием осуществления разговорной речи будет являться непосредственность общения говорящих. Говорящий непосредственно и напрямую обращается к собеседнику. Посредники между ними отсутствуют. Каждый непринужденно реагирует на реплики другого. И именно непосредственность является отличительной чертой в разговорной речи.
Она очевидна в рамках диалога, а так же при таком виде общения, когда основная масса информацииисходит от одного из собеседников, другой собеседник только соглашаетсяили не соглашается со сказанным в форме реплик, прерывая тем самым разговор. Приведем примеры форм таких реплик: Да, Нет, Конечно, Ну это, или междометия типа Угу.
Особую роль в разговорном общении играют условия общения, которые включают в себя определенныекоммуникации, влияющие на языковую структуру. При коммуникации между непосредственными участниками, разговорное неофициальное общение обычно реализуетсяв определенной ситуации, в случае, когда оба участника хорошо знакомы друг с другом. Это позволяет имвладетьконкретным общим запасом знаний. Эти знания носят название фоновые. Именно они позволяют строить краткие высказывания в разговорном общении, которые вне этих знаний будутвовсе непонятны. Простейший пример: в кругу вашей семьи знают, что вы пошли сдавать экзамен, вернувшись после него домой, достаточно сказать одно слово: «Отлично» – и всем все станет максимально ясно.
Разговорная речь имеет свои нормы, которые не оцениваются как ненормативные. Под нормой в разговорной речи понимается то, что не воспринимается при её восприятии как ошибка и постоянно употребляется носителями литературного языка. Важной особенностью данных норм является то, что на месте разговорной речи возможно применение общелитературных норм, что позволяет не нарушать разговорную модальность текста [3].
Разговорная речь определяется как неофициальная в условиях общения и как следствие неподготовленная, диалогическая. Она характеризуется специфической сферой применения, многообразием языковых особенностей. Распознается как спонтанная литературная речь, которая реализуется в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих [5].
Разговорная речь резко выделяется среди функциональных стилей русского языка. Фактически по всем своим признакам, она противопоставлена другим стилям. И эта противопоставленность перспективна для их взаимодействия, а значит, и для развития русского литературного языка в целом.
Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей ЛЯ и не воспринимается при спонтанном восприятии как ошибка – «не режет слуха».
Нормы разговорной речи имеют одну важную особенность. Они не являются строго обязательными в том плане, что на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма, и это не нарушит разговорный статус текста. Существует, однако, большое количество слов, форм, оборотов, которые в разговорной речи не терпимы. Каждый почувствует противоестественность для разговорной ситуации употребление такого высказывания.
Библиографический список
- Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г. Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007. 1136 с.
- Чанчина А.В. Слова с уникальными корнями в синхронии и диахронии // Русское слово: синхронический и диахронический аспекты. Орехово-Зуево: ОЗГПИ, 2003. С. 285-288.
- Кочнова К.А. Речевая коммуникация: Учебное пособие. Н.Новгород, 2015. 194 с.
- Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка: Очерк изменений в русском языке конца ХХ века. Воронеж–Пермь, 1998
- Кочнова К.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. Н.Новгород, 2013. 202 с.