Проблема формирования ценностных ориентаций личности всегда имела ведущее значение в исследованиях разных научных направлений. Изучением ценностной сферы личности в отечественной психологии занимались К.А. Абульханова-Славская, С.Ф. Анисимов, Б.С. Братусь, Б.И. Додонов, Н.А. Журавлева, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, М.С. Яницкий и многие другие.
Однако, несмотря на активный и неутихающий интерес ученых к ценностной сфере личности, однозначного представления относительно данной категории до сих пор не сложилось. Данный факт во многом обусловлен сложностью анализа и интерпретации ценностной системы личности. Кроме того, следует отметить постоянную динамику ценностной сферы человека в связи с изменением социально-экономических условий жизнедеятельности. Развитие общества на современном этапе предъявляет к каждому члену общества определенные требования не только к процессу его личностной самореализации, но и в большей степени к профессиональной сфере. Таким образом, наиболее актуально начинает звучать вопрос о формировании системы профессионально-ценностных ориентаций, способствующей самоутверждению личности в профессиональной сфере.
О неразрывности профессионального и личностного развития неоднократно отмечалось у таких ученых, как Э.Ф. Зеера, Е.А. Климов, Ю.П. Поваренкова, А.Р. Фонарева. Авторы констатируют, что именно профессиональная сфера деятельности позволяет полноценно реализовываться личности и достигать профессионализма в своей профессии. Ценностная основа детерминирует не только личностное развитие и продуктивность профессиональной деятельности, но и значительно влияет на целостную мотивацию жизнедеятельности и рефлексию жизненного пути.
Все вышесказанное позволяет актуализировать необходимость разработки методологического подхода, определяющего факторы, условия, методы развития и диагностику профессионально-ценностных ориентаций. В настоящее время интерес к категории профессионально-ценностных ориентаций становится все более глубоким.
В подтверждение этого следует обратить внимание на защищенные в последние годы по данной тематике диссертации (А.С. Андрюнина, Е.А. Бобер, Т.В. Васильева, Л.А. Воденникова, И.Е. Емельянова, И.Ю. Менщикова, Е.В. Немолот, Е.С. Красилова, Е.Г. Слободнюк). Однако, в данных исследованиях для обоснования результатов работы использованы методики, диагностирующие ценностно-смысловую сферу респондентов. В то время как профессионально-ценностные ориентации представляют собой самостоятельный личностный конструкт, сформированный на основе ценностной сферы человека.
Обзор методик исследования профессионально-ценностных ориентаций наглядно демонстрирует, что в настоящий момент, как в западной, так и в отечественной психологии, методики, диагностирующие данный психологический конструкт, разработаны достаточно слабо, а анализ данных исследований осуществляется чаще всего с помощью методик, изучающих ценностно-смысловую сферу респондентов.
Возможности применения психодиагностических методик для анализа ценностно-смысловой сферы личности детально представлено в работе М.С. Яницкого и А.В. Серого [1]. Дифференцируя существующие методики диагностики ценностно-смысловой сферы на шесть основных групп, авторы, замечают, что лишь в некоторых из них заложены шкалы, позволяющие выявить элементы системы ценностей в профессиональной деятельности. Так, в опроснике эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова, шкала «праксические эмоции» определяет переживания, детерминированные динамикой деятельности, ее успешностью или неуспешностью и проблемами реализации и завершения деятельности. Данные эмоциональные переживания обусловлены «осознанием того, что совершаешь нечто нужное и полезное, с удовлетворением того, что работа выполнена хорошо», что доказывает значимость и важность для человека деятельность [там же с. 85].
Наиболее популярным инструментом диагностики ценностной сферы личности традиционно считается тест М. Рокича [2]. В состав группы терминальных ценностей автор включает ценности профессиональной самореализации, в которую входит интересная работа. В категории инструментальных ценностей в подгруппу этических ценностей психологом включены ценности профессиональной самореализации, выраженные в отвественности, продуктивности в делах, самоконтроле и исполнительности. Таким образом, методика М. Рокича ориентирована на комплексную диагностику ценностно-смысловой сферы личности и не может применяться для изучения профессионально-ценностных ориентаций.
Кроме того, для диагностики ценностно-смысловой сферы личности по методике М.Рокича респонденты должны проранжировать предложенные им ценности, что вызывает некоторые сложности у респондентов. Поэтому область применения данной методики представляется достаточно ограниченной.
Другой методикой, исследующей некоторые аспекты профессионально-ценностных ориентаций, является опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина [3]. В данном опроснике автор предлагает оценить выраженность восьми терминальных стремлений и жизненных ориентаций. В ходе диагностики возможно определить преобладание терминальных ценностей, значимость сфер жизнедеятельности для индивида и степень реализации каждой из ряда представленных ценностей. Среди сфер жизни, предложенных автором, особое место занимает область профессиональной жизни, что демонстрирует значимость профессии для человека. Однако, целостного представления об уровне профессионально-ценностных ориентаций данная методика не дает.
Одной из часто применяемых в психологических исследованиях является методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой [4]. В ходе обследования респондент должен попарно оценить ценности друг с другом и выявить в них рассогласование. Такой поход позволяет автору определить наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере. Среди предлагаемых ценностей психолог называет «интересную работу», что не может в полной мере выступать показателем значимости профессиональной деятельности в жизни человека.
Наиболее распространенный за рубежом опросник ценностей профессии разработан Д.Сьюпером [5] считающим, что значимость профессиональной деятельности заключается в ожиданиях человека от реализуемой профессии. Исходя из данного постулата, ценности профессии дифференцируются на внешние и внутренние. Внутренние ценности отражают содержание, процесс и результат труда; внешние ценности обеспечивают успешность профессиональной деятельности (заработная плата, престиж профессии и условия труда).
В исследовании Е.В. Немолот, В.А. Вавилова предложен модифицированный вариант методики Д.Сьюпера [6]. Опросник состоит из 45 утверждений, разделенных на 15 шкал: креативность, управление, достижение, окружение, контролирующие отношения, образ жизни, безопасность, коллеги, эстетические ценности, престижность, независимость, разнообразие, экономическая отдача, альтруизм, интеллектуальное поощрение. При обработке полученных результатов суммируются баллы по каждой шкале, и выявляется наиболее лидирующая профессиональная ценность или группа ценностей человека.
Адаптированный вариант методики Д.Сьюпера мы так же использовали в исследовании профессионально-ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов [7].Несмотря на то, что на данный момент это, пожалуй, единственная методика, позволяющая целостно определить иерархию профессиональных ценностей человека, она не лишена недостатков. Методика сложна в обработке, вследствие чего затруднена интерпретация полученных результатов. Так же в качестве слабой стороны методики следует отметить отсутствие данных о валидности.
Подводя итог обзору существующих на сегодня методов диагностики профессионально-ценностных ориентаций личности, следует подчеркнуть, что ни одна из описанных методик по отдельности не позволяет дать целостную характеристику данной психологической категории. В большинстве случаев в рассмотренных методиках отсутствуют интегральные критерии профессионально-ценностных ориентаций.
Вероятность применения комплекса («батареи») методик для диагностики профессионально-ценностных ориентаций в ходе обследования даже небольшой по размеру группы респондентов является достаточно сложной задачей. Таким образом, сказанное выше определяет необходимость разработки специального диагностического инструмента для оценки уровня профессионально-ценностных ориентаций исходя из целостного представления о данной психологической категории. Методика позволит выявлять значимые для респондентов профессионально-ценностные ориентации, отражающие способность к успешной профессиональной самореализации личности. Комплексный подход к изучению профессионально-ценностных ориентаций позволит своевременно диагностировать рассогласование содержательной стороны и является необходимым условием понимания механизма формирования профессионально-ценностных ориентаций личности.
Библиографический список
- Яницкий М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М.С. Яницкий, А.В. Серый // Вестник КемГУКИ. 2012. №19.
- Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. – San Francisco: Josey-Bass Co, 1972.
- Сенин И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей» // Психология и практика. Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т. 4, вып. 1.
- Фанталова Е. Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» // Журнал практического психолога. 1996. № 2.
- Super D.E. Vocational development: A framework of research. N.Y., 1957.
- Немолот Е.В. Изучение ценностей профессиональной деятельности педагогов-психологов: поиск методики / Е.В. Немолот, В.А. Вавилов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 4 (119).
- Самойлик Н.А. Психологическое исследование профессионально-ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов // Вестник Санкт-петербургского университета МВД России. СПб.: 2015. 2(66).