АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОФИСНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ.

Богданов Сергей Леонидович1, Елфимов Даниил Борисович1
1Санкт-Петербургский электротехнический университет, бакалавр кафедры биотехнических систем, факультет ИБС

Аннотация
В данной статье произведено описание работы системы планирования офисных рабочих мест с учётом психофизиологических особенностей сотрудников, и дано описание структурной схема системы и алгоритм её работы. Также представлен прототип интерфейса системы.

Ключевые слова: алгоритм, рабочие места, система планирования


AUTOMATED PLANING SYSTEM OF OFFICE WORK PLACES TAKING INTO ACCOUNT PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE EMPLOYEES.

Bogdanov Sergey Leonidovich1, Elfimov Daniil Borisovich1
1Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI", bachelor of the Department of biotechnical systems, Department of coronary artery disease

Abstract
In this article the description of the operation of the system planning office jobs with the psychophysiological characteristics of employees, and describes the system block diagram and the algorithm of its work. Also presents a prototype system interface.

Keywords: algorithm, system planning, workplaces


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богданов С.Л., Елфимов Д.Б. Автоматизированная система планирования офисных рабочих мест с учетом психофизиологических особенностей сотрудников. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59432 (дата обращения: 19.04.2024).

Здоровье, производительность и безошибочность работы человека в офисе складывается из обустройства рабочего места и рационального планирования офисного пространства в целом. В связи с тем, что в большинстве случаев при планировании офисных рабочих мест не учитываются психофизиологические особенности сотрудников, обособляется проблема разработки автоматизированных систем планирования офисных рабочих с учетом психофизиологических особенностей сотрудников. Под определением офисного работника понимается человек, чей рабочий день обычно составляет 8 часов и большую часть этого времени он находится за компьютером на своем рабочем месте [2]. Под рабочим местом представляется зона (в помещении), в которой находится сотрудник и его средства труда, а под компьютером в свою очередь понимается, что это одно из средств его труда. В данную категорию мы относим менеджеров, экономистов, секретарей, бухгалтеров и т.д.

Многие под «опасной работой» подразумевают такую работу как: шахтер, спасатель, водитель, строитель и т.д. Однако, как оказалось, офисные работники тоже подвержены профессиональным заболеваниям такие как (топ-5 по мнению ученых) геморрой, остеохондроз, синдром сухого глаза(ССГ), синдром хронической усталости, синдром запястного канала (туннельный синдром) [3]. Согласно врачебной статистике офисные работники часто страдают глазными заболеваниями, остеохондрозом позвоночника, заболеваниями суставов и другими серьезными недугами [1]. По подсчетам, количество людей в России работающих в офисе и обратившихся к врачам с самыми различными жалобами, составляет около 470 тысяч человек [1]. По данным на 2012 год количество офисных сотрудников составляет 30-35 миллионов человек и это только сотрудники, которые сосредоточены в крупных городах России [4].

Описание работы системы


Рис. 1. Схема обращения.

Шеф компании обращается к экспертам для планировки или перепланировки офиса своей компании. После обращения система должна оценить следующие факторы:

  1. Оценка площади офиса компании;
  2. Оценка количества человек и их должностей;
  3. Специфика деятельности компании;
  4. Специфика работы сотрудников компании.

Планирование офисного рабочего места определяется численностью офисного штата компании, как показывает мировая практика[2]. Исходя из проанализированной литературы и советов с экспертами следует, что можно выделить 3 критерия для разделения офисного штата компании:

  1. 1-30 человек;
  2. 30-100 человек;
  3. более 100 человек.

При 1-ом критерии каждый сотрудник компании является ключевым звеном. Таким образом, при 1-ом критерии рекомендуется кабинетный вариант планирования офисных рабочих мест для штата компании.

При 2-ом критерии, 30% сотрудников является ключевыми сотрудниками. Рекомендуется комбинированный вариант + кабинетный вариант. При этом кабинеты будут занимать 30%, т.к. 30% сотрудников являются ключевыми.

При 3 критерии, менее 10% сотрудников является ключевыми. Рекомендуемый вариант планирования Open Space + комбинированный + кабинеты. При этом кабинеты буду занимать менее 10%, т.к. 10% сотрудников являются ключевыми.[4]

Наша система может как заново планировать офисные рабочие места, так и работать при приеме на работу новых сотрудников. При приеме на работу новых сотрудников сначала проводится собеседование/опрос в отделе кадров на тему того, в каком типе офисе ему будет удобнее работать. В результате собеседования/опроса эксперт определяет к какому офисному в каком типе офиса сотруднику будет удобнее работать. После эксперт вносит результат в систему. Все результаты этого собеседования/опроса сохраняются в базе данных.


Рис. 2. Определение сотрудника в один из типов офисов.

После проведения опроса определяют в каком из трех типов офисов может работать сотрудник:

  1. работа в кабинете;
  2. работа в кабинке;
  3. Open Space.

И результаты заносятся в базу данных учета предпочтений сотрудников по расположения офисного рабочего места. Если сотрудника определили в кабинет, то больше никаких опросов не будет. Но если сотрудника определили в кабинку или офис типа Open Space, тогда будет проводиться опрос на учет психофизиологических особенностей на предпочтение по расположению офисных рабочих мест. В результате этого опроса будет получена информация, которая сохранится в базе данных для дальнейшей обработки экспертом и планировании обработки мест.[2]

Структурная схема работы системы.

Проанализировав результаты первой и второй главы была построена структурная схема работы системы (Рис. 3).

Рис.3 Структурная схема работы системы.

ЛПР (лицо, принимающее решение) обращается к эксперту для планирования или перепланировки офиса. Сначала эксперт узнает от ЛПР заказчика площадь помещения и количество сотрудников компании. На коллектив действуют постоянные и временные факторы. Далее эксперта обращается к коллективу сотрудника для выявления их психофизиологических особенностей путем прохождения опроса. В системе ввода данных (СВД) у нас происходит выбор типа офиса, ввод площади и количества сотрудников, а также прохождение опроса, составленного экспертом. Также эксперт должен иметь доступ к СВД для редактирования ошибок. Из СВД информация поступает в систему обработки данных (СОД) там происходит расчет количества минимальной площади на одного человека, обработка результатов опроса, формирование рекомендаций и сохранение результатов. Из СОД информация отправляется в базу данных (БД). В БД происходит накопление данных. БД взаимодействует с системой вывода информации (СВИ). В СВИ содержатся результаты и вывод рекомендаций. СВИ взаимодействует как с ЛПР заказчика, так и с экспертом, СВИ показывает им рекомендации и на основе этих рекомендаций происходит планирование или перепланирование офисного помещения

Алгоритм работы системы.


Рис. 4. Алгоритм часть 1

Рис. .5 Алгоритм часть 2.

Прототипирование системы

Макет системы был разработан в программной среде MATLAB.

При запуске системы, она предлагает нам выбрать 3 действия :

  1. прием на работу;
  2. планирование рабочих мест;
  3. прием и планирование рабочих мест.

Сотрудник проходит собеседование и по результатам собеседования его определяют в какой-либо из 3 типов офиса, к которому он больше всего подходит.

При планировании офиса, эксперту необходима ввести площадь офиса и количество сотрудников (Рис. 6). Здесь происходит расчет количества минимальной площади на одного человека. По законодательству РФ на одного человека в офисе должно быть не менее 6 м2.

Рис.6. Ввод площади и количества сотрудников.

Далее, для каждого сотрудника открывается окно, в котором появляется опрос . В каждом вопросе сотрудник должен выбрать только один ответ и нажать кнопку закончить.

После прохождения опроса и всех предыдущих действий, появляются рекомендации по планированию офисного помещения (Рис 7.).

Вывод :

В данной статье было произведено описание работы Автоматизированной системы планирования офисных рабочих мест с учетом психофизиологических особенностей сотрудников и представлена структурная схема . Показан прототип интерфейса разработанного в программной среде MATLAB. На основе рекомендаций можно сделать выводы о схемах планирования офисов и понижение процента заболеваний приобретённых в некачественных рабочих условий.


Библиографический список
  1. Болезни офисных работников [Электронный ресурс] URL: http://excimerclinic.ru/press/office-illnes/ (дата обращения 26.04.2014)
  2. Данилов А.Б, Курганова Ю.М. Офисный синдром [Электронный ресурс] URL: http://www.rmj.ru/articles_8033.htm/ «Офисный синдром», Данилов А.Б., Курганова Ю.М.; (дата обращения 27.04.2014)
  3. Какие болезни любят офисных сотрудников [Электронный ресурс] URL: http://www.medikforum.ru/news/medicine_news/29162-kakie-bolezni-lyubyat-ofisnyh-rabotnikov.html (дата обращения 28.04.2014)
  4. России грозит эпидемия “офисного синдрома” [Электронный ресурс] URL:


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Богданов Сергей Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация