Здоровье, производительность и безошибочность работы человека в офисе складывается из обустройства рабочего места и рационального планирования офисного пространства в целом. В связи с тем, что в большинстве случаев при планировании офисных рабочих мест не учитываются психофизиологические особенности сотрудников, обособляется проблема разработки автоматизированных систем планирования офисных рабочих с учетом психофизиологических особенностей сотрудников. Под определением офисного работника понимается человек, чей рабочий день обычно составляет 8 часов и большую часть этого времени он находится за компьютером на своем рабочем месте [2]. Под рабочим местом представляется зона (в помещении), в которой находится сотрудник и его средства труда, а под компьютером в свою очередь понимается, что это одно из средств его труда. В данную категорию мы относим менеджеров, экономистов, секретарей, бухгалтеров и т.д.
Многие под «опасной работой» подразумевают такую работу как: шахтер, спасатель, водитель, строитель и т.д. Однако, как оказалось, офисные работники тоже подвержены профессиональным заболеваниям такие как (топ-5 по мнению ученых) геморрой, остеохондроз, синдром сухого глаза(ССГ), синдром хронической усталости, синдром запястного канала (туннельный синдром) [3]. Согласно врачебной статистике офисные работники часто страдают глазными заболеваниями, остеохондрозом позвоночника, заболеваниями суставов и другими серьезными недугами [1]. По подсчетам, количество людей в России работающих в офисе и обратившихся к врачам с самыми различными жалобами, составляет около 470 тысяч человек [1]. По данным на 2012 год количество офисных сотрудников составляет 30-35 миллионов человек и это только сотрудники, которые сосредоточены в крупных городах России [4].
Описание работы системы
Рис. 1. Схема обращения.
Шеф компании обращается к экспертам для планировки или перепланировки офиса своей компании. После обращения система должна оценить следующие факторы:
-
Оценка площади офиса компании;
-
Оценка количества человек и их должностей;
-
Специфика деятельности компании;
-
Специфика работы сотрудников компании.
Планирование офисного рабочего места определяется численностью офисного штата компании, как показывает мировая практика[2]. Исходя из проанализированной литературы и советов с экспертами следует, что можно выделить 3 критерия для разделения офисного штата компании:
-
1-30 человек;
-
30-100 человек;
-
более 100 человек.
При 1-ом критерии каждый сотрудник компании является ключевым звеном. Таким образом, при 1-ом критерии рекомендуется кабинетный вариант планирования офисных рабочих мест для штата компании.
При 2-ом критерии, 30% сотрудников является ключевыми сотрудниками. Рекомендуется комбинированный вариант + кабинетный вариант. При этом кабинеты будут занимать 30%, т.к. 30% сотрудников являются ключевыми.
При 3 критерии, менее 10% сотрудников является ключевыми. Рекомендуемый вариант планирования Open Space + комбинированный + кабинеты. При этом кабинеты буду занимать менее 10%, т.к. 10% сотрудников являются ключевыми.[4]
Наша система может как заново планировать офисные рабочие места, так и работать при приеме на работу новых сотрудников. При приеме на работу новых сотрудников сначала проводится собеседование/опрос в отделе кадров на тему того, в каком типе офисе ему будет удобнее работать. В результате собеседования/опроса эксперт определяет к какому офисному в каком типе офиса сотруднику будет удобнее работать. После эксперт вносит результат в систему. Все результаты этого собеседования/опроса сохраняются в базе данных.
Рис. 2. Определение сотрудника в один из типов офисов.
После проведения опроса определяют в каком из трех типов офисов может работать сотрудник:
-
работа в кабинете;
-
работа в кабинке;
-
Open Space.
И результаты заносятся в базу данных учета предпочтений сотрудников по расположения офисного рабочего места. Если сотрудника определили в кабинет, то больше никаких опросов не будет. Но если сотрудника определили в кабинку или офис типа Open Space, тогда будет проводиться опрос на учет психофизиологических особенностей на предпочтение по расположению офисных рабочих мест. В результате этого опроса будет получена информация, которая сохранится в базе данных для дальнейшей обработки экспертом и планировании обработки мест.[2]
Структурная схема работы системы.
Проанализировав результаты первой и второй главы была построена структурная схема работы системы (Рис. 3).
Рис.3 Структурная схема работы системы.
ЛПР (лицо, принимающее решение) обращается к эксперту для планирования или перепланировки офиса. Сначала эксперт узнает от ЛПР заказчика площадь помещения и количество сотрудников компании. На коллектив действуют постоянные и временные факторы. Далее эксперта обращается к коллективу сотрудника для выявления их психофизиологических особенностей путем прохождения опроса. В системе ввода данных (СВД) у нас происходит выбор типа офиса, ввод площади и количества сотрудников, а также прохождение опроса, составленного экспертом. Также эксперт должен иметь доступ к СВД для редактирования ошибок. Из СВД информация поступает в систему обработки данных (СОД) там происходит расчет количества минимальной площади на одного человека, обработка результатов опроса, формирование рекомендаций и сохранение результатов. Из СОД информация отправляется в базу данных (БД). В БД происходит накопление данных. БД взаимодействует с системой вывода информации (СВИ). В СВИ содержатся результаты и вывод рекомендаций. СВИ взаимодействует как с ЛПР заказчика, так и с экспертом, СВИ показывает им рекомендации и на основе этих рекомендаций происходит планирование или перепланирование офисного помещения
Алгоритм работы системы.
Рис. 4. Алгоритм часть 1
Рис. .5 Алгоритм часть 2.
Прототипирование системы
Макет системы был разработан в программной среде MATLAB.
При запуске системы, она предлагает нам выбрать 3 действия :
-
прием на работу;
-
планирование рабочих мест;
-
прием и планирование рабочих мест.
Сотрудник проходит собеседование и по результатам собеседования его определяют в какой-либо из 3 типов офиса, к которому он больше всего подходит.
При планировании офиса, эксперту необходима ввести площадь офиса и количество сотрудников (Рис. 6). Здесь происходит расчет количества минимальной площади на одного человека. По законодательству РФ на одного человека в офисе должно быть не менее 6 м2.
Рис.6. Ввод площади и количества сотрудников.
Далее, для каждого сотрудника открывается окно, в котором появляется опрос . В каждом вопросе сотрудник должен выбрать только один ответ и нажать кнопку закончить.
После прохождения опроса и всех предыдущих действий, появляются рекомендации по планированию офисного помещения (Рис 7.).
Вывод :
В данной статье было произведено описание работы Автоматизированной системы планирования офисных рабочих мест с учетом психофизиологических особенностей сотрудников и представлена структурная схема . Показан прототип интерфейса разработанного в программной среде MATLAB. На основе рекомендаций можно сделать выводы о схемах планирования офисов и понижение процента заболеваний приобретённых в некачественных рабочих условий.
Библиографический список
- Болезни офисных работников [Электронный ресурс] URL: http://excimerclinic.ru/press/office-illnes/ (дата обращения 26.04.2014)
- Данилов А.Б, Курганова Ю.М. Офисный синдром [Электронный ресурс] URL: http://www.rmj.ru/articles_8033.htm/ «Офисный синдром», Данилов А.Б., Курганова Ю.М.; (дата обращения 27.04.2014)
- Какие болезни любят офисных сотрудников [Электронный ресурс] URL: http://www.medikforum.ru/news/medicine_news/29162-kakie-bolezni-lyubyat-ofisnyh-rabotnikov.html (дата обращения 28.04.2014)
- России грозит эпидемия “офисного синдрома” [Электронный ресурс] URL:
Количество просмотров публикации: Please wait