ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ СЕЛА ЮРЬЕВО

Кондакова Юлия Александровна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья освящена исследованию истории и культуры, традиций, достопримечательностей села Юрьево Нижегородской области.

Ключевые слова: история, культура, Нижегородский край, село, Юрьево


HISTORICAL AND CULTURAL PORTRAIT OF THE VILLAGE OF YURYEV

Kondakova Yulia Aleksandrovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is consecrated to research of history and culture, traditions, sights of the village of Yuryevo of the Nizhny Novgorod Region.

Keywords: culture, history, Nizhny Novgorod region, village, Yuryevo


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кондакова Ю.А. Историко-культурный портрет села Юрьево // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59401 (дата обращения: 11.09.2024).

Достоверных исторических документов о возникновении села Юрьева не сохранилось. До наших дней дошли лишь два предания, которые, расходясь в частностях, в целом дополняют друг друга. Одно из них Юрьевский крестьянин Маркел Авакумов Смыслов списал “слово в слово” со старой рукописной тетрадки, принадлежавшей в свое время одному заштатному дьячку Троицкого погоста. Другое же предание было найдено священником А.В. Вознесенским на погосте Сакма [1]. Оба предания связывают образование села Юрьева с татарским родом дворян Бахметевых. Остановимся подробнее на каждом из них.

Согласно первому преданию, в середине XVI столетия неподалеку от Троицкой горы располагалась татарская деревня Пара. В ней жил татарин по имени Бахметка, “весьма видный и красивый из себя” [2]. Царь И.В. Грозный, идя в 1552 году на Казань через эту местность и узнав о силе Бахметки, взял татарина в своё войско проводником и переводчиком. При взятии Казани Бахметка отличился своей храбростью, и И.В. Грозный полюбил его. Татарин крестился в православную веру: сам царь был его восприемником. Он назвал своего крестника Юрием, по отчеству, в честь себя, Ивановичем, а вместо татарского имени “Бахметка” повелел называться Бахметевым. За усердную службу (татарин служил при царе стольником) И. В. Грозный пожаловал Ю.И. Бахметеву земельные угодья близ р. Суры – село Знаменское с деревнями.

У Ю.И. Бахметева был сын, названный им тоже Юрием, который также служил при царе. За свою многолетнюю и добросовестную службу он был награжден саном боярина и землями по реке Пьяне в непосредственной близости от Свято-Троицкого мужского монастыря. Приехав на подаренные ему угодья, Ю.Ю. Бахметев “рассмотрел места, годные для поселения, и понравилось ему одно место близ Пьяны” [3]. Он стал заселять его крестьянами, и вскоре здесь образовалась деревня, которую боярин назвал в честь себя Юрьевом. Юрий Юрьевич участвовал во многих военных походах, затем, поселившись в Юрьеве, построил тут деревянный храм в честь Воскресения Христова с приделом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. После этого д. Юрьева стала называться селом Воскресенским Юрьево.

Второе предание происхождение с. Юрьева объясняет несколько пространнее. Кроме того, в нем гораздо шире повествуется о татарском роде Бахметевых. Приводим это предание полностью, безо всяких сокращений. “Близ р. Пьяны, в урочище “Совьи горы”, была татарская деревня Пара, где жил мурза Бахметка,  красивый собою и мужественный. Царь Иоанн Грозный, во время своей стоянки близ д. Мушек, в урочище Мушина гора, услышал о силе Бахметки, призвал его и взял в проводники и переводчики. Бахметка под Казанью отличился неустрашимостью, первый забрался на казанские стены, взял в плен царицу Узбеку, за что царь взыскал его милостью, облобызал, при крещении его был восприемником, назвал его Юрием Ивановичем Бахметевым и пожаловал ему множество земли близ реки Пьяны.

Сын Ю.И. Бахметева Юрий в 1612 году ходил с Пожарским и Мининым на поляков. Царь Михаил Феодорович, уважая его службу, пожаловал ему земли по левую сторону Пьяны, где Юрий основал свое поместье – село Юрьево. Сын Юрия Иван был стольником царя Алексея Михайловича, ходил в поход под Чигирин и на возвратном пути, вместе с прочими боярами, вез царя на таратайке, ибо лошади и волы все пали от заразы. По возвращении в с. Юрьево Иван Бахметев, награжденный за свою службу, построил здесь храм во имя Воскресения Христова. Сын его, Иван же, усердно служил Петру Великому, участвовал в Азовском походе и в Полтавской битве. Петр очень любил его, крестил у него детей и называл его куманьком. При Елизавете И.И. Бахметев был московским наместником, а дочь его сына Григория Наталья вышла замуж за князя Сергея Алексеевича Голицына, в род которого и перешло село Юрьево в конце XVIII столетия” [4].

А теперь обратимся к дошедшим до, нас историческим документам. В Арзамасских поместных актах (1578-1618 гг.) первое упоминание о д. Юрьевой датировано 3 июля 1579 года. В более позднем документе – за 15 октября 1586 года – упоминается Юрьевская пустошь. Это свидетельствует о том, что в начале царствования Феодора Иоанновича основанная еще стольником И.В. Грозного Ю.И. Бахметевым д. Юрьева прекратила своё существование и на её месте образовалась пустошь. По всей вероятности, Ю. Бахметев, по окончании Смутного времени возведенный Михаилом Феодоровичем в боярское достоинство и за усердную, безупречную службу царю и Отечеству пожалованный им многими землями по левую сторону р. Пьяны, основал на берегу последней, прямо напротив Пьянско-Грозненского монастыря, новое поселение, назвав его своим именем (или же именем своего отца). Судя по всему, первоначально д. Юрьева располагалась на месте современного с. Калинина, причем это место боярин выбрал совсем не случайно. Будучи православно-верующим человеком, он хотел, чтобы будущие жители его Юрьева всегда на востоке, где каждый день восходит солнце, имели перед глазами земное Небо – Свято-Троицкий монастырь.

Первый из владельцев с. Юрьева – Дмитрий Ефремович Бахметев – в 1687 году вместе с царевичем Петром ходил в Крымский поход, а затем, в звании полковника, участвовал в Северной войне 1700-1721 гг. Помимо юрьевского, он владел также поместьями в с. Шумове Моисеевка и в д. Усовой Перцово. Стольнику Анфилофею Никитичу Бахметеву, наряду с юрьевским, принадлежало ещё и поместье с крестьянами в с. Гагине. В 1697 году он вместе со своим братом Михаилом взял в наём на 6 лет у Давыда Семенова сына Племянникова часть его вотчинной земли близ с. Большого Ветошкина. Последний, получив с Бахметевых положенные деньги, неожиданно скрылся. В апреле 1698 года обманутые арендаторы вынуждены были подать челобитную в Арзамасскую приказную избу, поскольку Д. С. Племянников, прежде чем исчезнуть, никакой земли им так и не отмерил.

Третий владелец с. Воскресенского Юрьево – Иван Ефремович Бахметев – в царствование Петра I построил собственный дом в г. Санкг-Петербурге. В 1718 году он был назначен обер-комендантом г. Уфы. Помимо Юрьевского, стольник владел и другими поместьями в Арзамасской провинции, в том числе и в д. Усовой. В соседней с ней д. Курбатово, большинство крестьян которой в XVII – начале XVIII столетий принадлежало Пьянско-Грозненскому монастырю, у Ивана Ефремовича также был вотчинников двор, а в нем – его дворовые люди.

С кончиной Д. Е. и И. Е. Бахметевых всё их Юрьевское поместье перешло к наследникам: Ивану и Михаилу – сыновьям первого и Ивану – старшему сыну второго. После смерти А. Н. Бахметева его состояние наследовал сын Алексей, дослужившийся на армейской службе до звания полковника.

29 января 1743 года большая часть с. Воскресенского Юрьево вместе с окрестными деревнями и пустошами в Государственной Вотчинной Коллегии были отказаны за генерал-лейтенантом, кавалером и сенатором И. И. Бахметевым. Судя по отказным книгам, помимо пахотных земель в пустошах Кобелевой (126 четей) и Урепиной (40 четей), в его владение перешли также земельные угодья как при с. Воскресенском, так и при соседних с ним деревнях Епанчине (98 четей), Телешове (74), Скобееве (34), Усовой Перцово и Горяинове (9). Последняя называлась также д. Горяевкой и, судя по всему, располагалась в свое время на месте современного с. Юрьева. Новому юрьевскому помещику отошли и новорасчистные земли за р. Пьяной и по речке Норке вместе с близлежащим лесным урочищем (всего 50 четей). В общей сложности за сенатором было записано свыше 430 четей земельных угодий, находившихся вокруг его Юрьевского поместья.

Иван Иванович был старшим из сыновей петровского стольника И.Д. Бахметева, уволенного с армейской службы в звании полковника. Еще при жизни отца он стал владельцем родительского поместья в с. Шумове Моисеевка. Молодой офицер женился на дочери графа А.И. Толстого (потомками Андрея Ивановича были известные всему миру писатели Лев Николаевич и Алексей Константинович Толстые, а также художник Федор Петрович Толстой) Анне и в браке с ней имел трех детей.

На военном поприще И.И. Бахметеву удалось добиться немалых успехов. Так же, как и отец, он усердно служил Петру I: в составе лейб-гвардии Преображенского полка Иван Иванович участвовал как в Азовском походе царя, так и в Полтавской битве со шведами. Во всех военных сражениях гвардеец проявил себя смелым и отважным воином. Пётр I очень любил бесстрашного офицера, был крестным отцом его сыновей и ласково называл Ивана Ивановича куманьком. В последние годы жизни царя и при Екатерине I И. И. Бахметев состоял при Канцелярии розыскных дел, а в 1729 году он был назначен воеводой Алатырской провинции. В звании генерал-майора гвардеец участвовал в русско-турецкой войне 1735-1739 годов, где вновь отличился своим бесстрашием и отвагой. В 23-дневное регентство Э.И. Бирона Иван Иванович был произведен в генерал-поручики. С 1740 года, во время царствования Елизаветы Петровны, он состоял сенатором и обер-прокурором Сената, исполнял должность московского наместника. За усердную и безупречную службу императрица пожаловала И.И. Бахметева чином действительного тайного советника. В 1760 году 77-летний генерал скончался (его супруга отошла в мир иной раньше).

После смерти И.И. Бахметева владельцами большей части Юрьевского поместья стали два его сына – Григорий и Николай (кроме них, в семье И.И. и А.А. Бахметевых была еще дочь Наталья). Другая, меньшая, часть с. Воскресенского Юрьево с кончиной отставного полковника А.А. Бахметева перешла по наследству к его сыну Григорию и дочери Александре.

Полюбовный раздел богатейшего состояния И.И. Бахметева (у него были имения в разных городах и губерниях России) состоялся 17 февраля 1761 года. По этому разделу из 472-х душ мужского пола (по 3-ей ревизии) в селах Воскресенском Юрьево и Шумове Моисеевка, а также в деревнях Усовой и Курбатовой, 170 (вместе с их семьями, строением, имуществом и проч.) достались подполковнику Григорию Ивановичу Бахметеву. Ему же отошли и 300 четей отцовских земельных угодий, располагавшихся близ перечисленных выше селений.

26 июля 1815 года отставной гвардии поручик и кавалер князь А.С. Голицын при многочисленных свидетелях был официально введен во владение имением своей матери в селе Юрьеве и деревнях Усовой и Курбатовой.

О жизни юрьевских крестьян в XVI-XVIII веках сохранились довольно скупые и отрывистые сведения. Достоверно известно лишь то, что жители села принимали самое непосредственное участие в народных восстаниях под предводительством Степана Разина в 1670-1671-ом и Емельяна Пугачёва в 1773-1775-ом годах. Посланцы последнего появились в Юрьеве и окрестных селениях уже в октябре-ноябре 1773 года. Большинство местных крестьян сочувственно слушали их речи о свободе и воле, которые, по словам пугачёвцев, “скоро будут в народе”. Многие верили слухам о том, что предводитель восстания Е. Пугачёв – на самом деле воскресший император Петр III.

В июле 1774 года один из пугачёвских отрядов занял с. Воскресенское Юрьево, уже охваченное крестьянским восстанием. На борьбу с засильем помещиков Бахметевых поднялись и жители соседних деревень Усовой и Курбатовой. Многие из местных крепостных во главе с Егором Ивановым, вступив в повстанческий отряд, громили дворянские усадьбы в пределах Арзамасской провинции. В числе лично награжденных Е. Пугачёвым повстанцев значатся и юрьевские крестьяне Иван Смордов и Яков Белянин.

Пожары с. Юрьево посещали сравнительно нечасто (самым сильным из них оказался  пожар 1889 года, в огне которого сгорели 62 крестьянских дома), а вот в соседних с ним деревнях Курбатовой и Усовой они были нередким явлением. Так, в первой из них в июне 1838 года сгорели 8 крестьянских дворов, во второй в августе 1847 года – 7. Особенно памятным оказался пожар 1838 года, поскольку он повлек за собой трагические последствия.

На протяжении всего XIX столетия численность населения с. Воскресенского Юрьево, как и деревень Усовой и Курбатовой, неуклонно повышалась. Лишь в два десятилетия этого века естественный прирост оказался отрицательным. Особенно заметным снижение числа жителей этих селений было в 1890-е годы: к началу XX столетия численность юрьевцев сократилась более чем на 100 человек. В немалой степени на это повлияли неурожайные 1891-1892 годы.

Уже в 1891 году смертность на юрьевском приходе превысила рождаемость на 62 (!) человека (на 207 умерших родилось только 145 младенцев). Много маленьких детей умерло от кори. По причине разразившегося голода глава уездного земства С. Н. Званцев распорядился выдавать на каждого жителя уезда пособие в размере 20-30 граммов хлеба. В волостях были созданы специальные комиссии, члены которых ходили по домам и проверяли излишки хлеба. Один из крестьян д. Курбатовой решил спрятать остатки зерна в укромное место, однако и их у него украли.

Хлеб в селения Сергачского уезда привозили из Нижнего Новгорода и Лыскова. В с. Юрьеве в ноябре 1891 года сначала была открыта столовая в сельском училище (для учащихся), а затем народные столовые появились в каждом селении: в приходском селе – на 120 человек, в деревнях Усовой и Курбатовой – на 180 человек. Средства на их содержание и обслуживание выделял губернский Комитет помощи голодающим.

С наступлением голода участились случаи различных заболеваний. Местные фельдшерские участки не могли оказать врачебной помощи всем нуждающимся, поэтому весной в с. Гагино приезжал санитарный отряд, состоявший из одного доктора и 3-х фельдшеров. Тем не менее многие умирали, так и не получив необходимой медицинской помощи. Осенью 1930 года в с. Юрьеве образовался колхоз “Ударник”.

На данный момент село Юрьево, Усово, Курбатово, Мишуково, Паново-Леонтьево объединены в одно хозяйство СПК имени Карла-Маркса. Хозяйство передовое в районе. В селе функционируют д/сад, школа, медицинский пункт. Села развиваются и процветают.


Библиографический список
  1. Сидорова И.В., Наумова О.И. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города. Н.Новгород: Кварц, 2008. 240 с.
  2. Нижегородский топонимический словарь / Сост. Н.Ф.Морохин. Н.Новгород, 1977.
  3. Нижегородский край: хрестоматия. История в документах с древнейших времен до 1917г. / Сост. Н.Ф. Филатов. Арзамас, 2001.
  4. Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
  5. Кочнова К.А. К проблеме культурологической подготовки студентов нефилологических факультетов // Высокие технологии в педагогическом процессе. Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. С. 225-229.
  6. Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.
  7. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2015. 145 с.
  8. Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 416 с.
  9. Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.


Все статьи автора «Кондакова Юлия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: