Сложнейшая экономическая ситуация, сложившаяся в России на сегодня, схожа с той, что имела место быть в 1999 году: серьезная девальвация рубля, рост инфляции. Мягкая денежно-кредитная политика Банка России 1999 г. привела к существенному росту ВВП. Сегодня используются методы жесткой денежно-кредитной политики. Мягкость либо жесткость денежной политики определяется, прежде всего, динамикой денежной массы: рост денежной массы необходимыми темпами означает, что денежная политика является мягкой. Отсутствие роста или снижение денежной массы характеризует жесткую денежную политику [1].
Поддержание устойчивости рубля относится к базовым функциям Банка России. Непростая экономическая ситуация в 2014 году привела к девальвации национальной валюты на 70%. Это было вызвано резким падением цены на нефть, необходимостью погашения внешних долговых обязательств, наличием финансовых санкций. Необходимость обуздания темпов инфляции привела к повышению ключевой ставки до 17,00% в конце 2014 года, увеличению продажи валютной выручки экспортерами [4].
В 2015 ситуация ухудшилась, однако произошло замедление инфляции, обусловленное применением инструментов рефинансирования в иностранной валюте. В 2015 году активно проводились операции по покупке иностранной валюты в целях пополнения международных резервов. В соответствии с высокими рисками и непредсказуемостью дальнейшей ситуации на мировом рынке, разработаны три сценария на 2016-2018 годы. Базовый сценарий рассматривает цену за баррель нефти в размере 50 долларов США на весь трехлетний период. Усредненный сценарий предполагает постепенный рост до 70-80 долларов США за баррель в 2018 году. Стрессовый сценарий рассчитан на падение стоимости нефти за баррель ниже 40 долларов США [4]. Сценарии учитывают также динамику внешнего спроса, внешние инфляционные тенденции и финансовые условия, сохранение всех существующих внешних санкций в том же объеме. Рассматривается возможность роста процентных ставок на мировых финансовых рынках в связи с ужесточением денежно-кредитной политики большинства государств. Возможным является сохранение ограничений на ввоз импорта. Сохраняются неблагоприятные демографические тенденции и малая мобильность трудовых ресурсов.
К планируемым позитивным изменениям следует отнести восстановление роста кредитной активности в 2017-2018 гг., увеличение в общем объеме заимствований доли внутренних кредитов, повышение доверия к рублю, рост сбережений, снижение уровня долларизации активов и обязательств субъектов рынка.
Поддержание устойчивости рубля достигается путем обеспечения ценовой стабильности и сохранения покупательной способности. Обеспечение ценовой стабильности есть поддержание низких темпов инфляции, целевые ориентиры по инфляции определены на уровне 4% в 2017 году [4]. Воздействие будет осуществлено через ключевую ставку, влияющую на валютный курс, цены финансовых активов, цены на недвижимость. Сохранится действие режима плавающего валютного курса.
Будут продолжены мероприятия по развитию и модернизации платежной системы, укреплению банковской системы и финансового рынка, по обеспечению финансовой стабильности в целом, что напрямую связано с основными стратегическими направлениями прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г. [2]. Несомненна четкая взаимосвязь механизма денежно-кредитной политики с бюджетной, антимонопольной, внешнеэкономической, тарифной, структурной политикой государства. Необходимость координации действий существует также и на операционном уровне, с четким контролем существующих бюджетных потоков, систематизацией объектов, методов и способов осуществления данных операций в целях роста их эффективноcти [3]. поскольку операции Федерального казначейства по размещению бюджетных средств на банковские депозиты оказывают серьезное влияние на совокупную банковскую ликвидность.
Одним из критериев успешности либо неуспешности управления денежно-кредитной составляющей страны, является сравнение результативности осуществляемых мероприятий в данной сфере по государствам. Журнал Global Finance ежегодно публикует рейтинг эффективности деятельности глав 75 центральных банков, исходя из критериев стабильности курса национальной валюты, показателей роста национальной экономики, контроля за уровнем инфляции, эффективности управления процентной ставкой. Рейтинг формируется по шкале от “A” до “F”, “A” является наилучшим показателем, а “F” –наихудшим . Показатель «А» в данном году был присвоен главам центральных банков Чехии, Израиля ЕС, Индии, , Малайзии, Перу, Парагвая, Тайваня и Филиппин. Глава Банка России Эльвира Набиуллина имеет показатель “B” в рейтингах 2014 г. и 2015 г., что свидетельствует о высокой возможности формирования и функционирования эффективной денежно-кредитной системы РФ [5].
Библиографический список
- Блинов С. Хороший пример для ЦБ. Официальный сайт журнала «Эксперт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/2015/07/15/horoshij-primer-dlya-tsb/ (дата обращения 12.11.2015).
- Евдокимова Ю.В. Совершенствование функционирования финансового рынка в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 (26). С. 14
- Евдокимова Ю.В. Совершенствование государственного финансового контроля в РФ // Материалы III международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе» (г. Саратов, 27 сентября 2013 г.) Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. С. 38-41.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов.
- Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/670227/#ixzz3rNPIHRWG (дата обращения 12.11.2015).
- Global Finance назвал 12 лучших глав центробанков мира. Официальный портал ИА Клерк.Ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klerk.ru/bank/news/428087/ (дата обращения 12.11.2015).