ФАКТОР РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Никишин Александр Федорович1, Панкина Татьяна Викторовна1, Шипилова Светлана Степановна1
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, к.э.н, доцент

Аннотация
В настоящее время классическая теория определяет критерии расположения торговых организаций в зависимости от географической близости к покупателям. Тем не менее, в современных условиях является важным именно фактор транспортной доступности. В статье рассматриваются магазины, расположенные на городских транспортно-пересадочных узлах, в пригородном и дальнем сообщении. Особое внимание уделяется расположению пунктов самовывоза электронной торговли.

Ключевые слова: выбор месторасположения, доступность магазина, магазин шаговой доступности, пункт самовывоза, розничная торговля, торговля, торговый центр, транспортно-пересадочный узел


FACTOR OF PLACEMENT OF TRADE ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS

Nikishin Alexander Fedorovich1, Pankina Tatiana Viktorovna1, Shipilova Svetlana Stepanovna1
1Plekhanov Russian University of Economics, PhD, associate Professor

Abstract
Now the classical theory defines criteria of an arrangement of trade organizations depending on geographical proximity to buyers. Nevertheless, in modern conditions the factor of transport availability is important. In article the shops located on city transport and transfer knots in the suburban and distant message are considered. The special attention is paid to an arrangement of points of shipment at own expense of electronic trading.

Keywords: availability of shop, point of shipment at own expense, retail trade, shop of step availability, shopping center, site choice, trade, transport and transfer knot


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Шипилова С.С. Фактор размещения торговых организаций в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59188 (дата обращения: 18.04.2024).

Классическим принципом классификации торговых организаций в зависимости от их расположения является их доступность для покупателя[1]. В этой связи традиционно выделяют магазины шаговой доступности и магазины общегородского типа. В качестве критерия такой доступности используется географическая близость различных объектов, характеризуемая радиусом зоны охвата.

В современных условиях крупных населенных пунктов
огромную роль играет транспортная доступность различных торговых объектов. В этой связи время,  затрачиваемое покупателем в пути, зависит от типа транспорта и его расписания, при этом фактор географической удаленности играет намного меньшую роль.

Влияние фактора транспортной доступности различно в зависимости от ассортимента, реализуемого торговой организацией[2,3]. Покупатели, приобретающие товары премиум-класса, с большей вероятностью используют личный автотранспорт, в то время как эконом-класса — общественный. Таким образом, для покупателей товаров премиум-класса определяющее значение имеет состояние дорог, их загруженность, наличие и удобство парковки, в то время как для покупателей  товаров эконом-класса основное значение влияние оказывает сеть маршрутов общественного транспорта.

Взаимодействие развития торговли и общественного транспорта несет взаимные выгоды для каждой из сторон. Крупные торговые центры привлекают посетителей на достаточно длительное время, в связи с чем время, проводимое покупателем в пути, составляет лишь небольшую долю временных затрат покупателя. После посещения торгового центра посетители стремятся как можно быстрее добраться до дома, в том числе используя маршруты коммерческого транспорта.

Расположение торговой организации за пределами крупных населенных центров, но в пределах легкой транспортной доступности обладает рядом преимуществ. Главным таким преимуществом является снижение затрат на аренду земельных участков, что оказывает положительное влияние на ценообразование[4]. Возможность же снижения уровня цен оказывает положительное влияние как на эффективность хозяйственной деятельности торговой организации[5], так и на реализацию социальной функции торговли[6].

Экономия затрат на размещение торговой организации позволяет выделить дополнительные средства на стимулирование продаж, обеспечивая тем самым дополнительный поток покупателей.

Расположение торговых организаций с легкой степенью доступности оказывает также положительное влияние на логистику. Доставка товаров при таком расположении является намного более простой задачей, что позволяет торговым организаций уменьшить товарные запасы, более оперативно реагировать на спрос.

Стратегия развития транспорта города Москвы предполагает создание крупных транспортно-пересадочных узлов. Такие узлы предполагают тесную интеграцию различных видов транспорта, как внутригородского,  так и пригородного. Важной особенностью транспортно-пересадочного узла является высокая интенсивность пассажиропотока, что ведет к увеличению потока покупателей. С другой стороны, стоимость площадей в транспортно-пересадочных узлах, расположенных в крупных городах,  высока, что определяет требования к ценовой категории реализуемых товаров.

Большим потенциалом обладает реализация в транспортно-пересадочных узлах товаров импульсного спроса. Время, затрачиваемое покупателем в транспортно-пересадочным узле, определяется, в первую очередь расписанием движения транспорта. Таким образом, покупатель проводит в магазине достаточно большой промежуток времени, при этом он имеет возможность более тщательного осмотра ассортимента предлагаемых товаров.

Традиционно транспортно-пересадочными узлами является пересадка с пригородных видов железнодорожного транспорта на местный автомобильный. Современные условия характеризуются достаточно точным соблюдением расписания, что позволяет покупателям более точно планировать свое время. В этом заключается преимущество магазинов в местах пересадки перед магазинами шаговой доступности. Если в магазинах шаговой доступности важным достоинством является экономия времени покупателя на дорогу до магазина, то при расположении в местах пересадки личное время покупателя вообще не тратится – оно уже потеряно для него. С другой стороны посещение магазина шаговой доступности носит, как правило, запланированный, целевой характер, покупатели таких магазинов имеют определенные заранее потребности, которые и становятся причиной посещения магазина. Чаще всего такие магазины ориентированы на определенный сегмент покупателей, который определяет ассортиментную и ценовую политику магазина, методы привлечения покупателей и общую стратегию функционирования торгового предприятия.  Посещение же магазинов, расположенных в транспортно-пересадочных узлах, может быть спонтанным, что требует особого подхода к формированию ассортимента, его размещению на торговых площадях и методам стимулирования продаж.

В настоящее время в Российской Федерации большое развитие получает движение широко востребованных пассажирами скоростных и ускоренных поездов. Такие поезда курсируют по ряду направлений, формируя систему глобальных ускоренных транспортных путей. В случае, если маршрут пассажира большей частью проходит в зоне расположения ускоренных магистралей, использование системы пересадок обладает массой достоинств – это и более удобный, обычно дневной график движения, и большая скорость передвижения, и больший комфорт современных поездов. Обслуживание же населенных пунктов, расположенных на некотором расстоянии от транспортных путей, может осуществляться при помощи рельсовых автобусов или же с использованием автомобильного транспорта. Все это способствует развитию хабовой архитектуры в дальнем железнодорожном сообщении.

Пересадочный хаб может обеспечивать пассажиру достаточно большой уровень комфорта — на пересадочном хабе покупатель может приобрести различные товары. Среди пассажиров скоростных поездов много покупателей со средним и высоким уровнем дохода, что определяет покупательскую способность. К сожалению, движение ускоренных поездов создает достаточные длительные стоянки поездов эконом-класса, что создает определенные неудобства пассажирам, но с другой стороны формирует для организаций торговли необходимый поток покупателей. Особым потенциалом развития при этом обладают предприятия питания[7].

В настоящее время многие Интернет-магазины оказывают покупателям услугу самовывоза. Регулируя место расположения точки самовывоза, Интернет-магазины могут регулировать особенности предоставления услуги — как с точки зрения снижения издержек, так и точки зрения создания удобств для покупателей. Расположение точки самовывоза в пределах транспортно-пересадочного узла является достаточно удобным для покупателей, в во многих случаях является более перспективным, чем услуга доставки товара.


Библиографический список
  1. Иванов Г.Г., Холин Е.С. Коммерческая деятельность. М.: Форум, 2012. 382 с.
  2. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. Управление ассортиментом торговой организации//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 6 (73). С. 13.
  3. Феоктистова Е.М. Управление формированием ассортимента в розничных сетях: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2008.
  4. Методические рекомендации по определению уровня розничных цен на отдельные виды товаров и услуг/Л.А. Ефимовская, М.В. Хайруллина и др. -Новосибирск: Координационный совет по торговле и потребительскому рынку МАСС; СибУПК, 2011. -49 c.
  5. Майорова Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-4. – С. 718.
  6. Ефимовская Л.А. Методика оценки эффективности коммерческих сделок // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 11. — с. 1595-1606.
  7. Каращук О.С. Возможности развития общественного питания в условиях кризиса финансового рынка // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2009. – № 1. – С. 103-106.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «ktdn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация