Большинство живущих в мире людей ощущают себя счастливыми при условии успешной самореализации в социуме. Для достижения данного состояния человеку необходимо обладать определенными способностями, талантами, а также рядом личностных психологических характеристик, таких как: целеустремленность, уверенность в себе, самодисциплина, позитивный настрой и другие. К сожалению далеко не все люди обладают постоянным наличием вышеперечисленных качеств. Это обусловлено многими факторами, от неверного или недополученного воспитания в детстве до общего пессимистичного жизненного мировоззрения. Часто, при наличии таких условий, у людей начинает развиваться состояние, названное в психологии «беспомощность». В этом состоянии у человека блокируется активная деятельность влияния на ситуацию, он в переносном смысле «опускает руки», у него появляется чувство безысходности и как следствие, теряется возможность достигнуть успеха в той или иной области жизни и осуществить самореализацию в обществе.
Исследования проводимые Э.Лангер и Д. Роден, описанные в «Теории выученной беспомощности» Мартина Селигмана, доказывают даже факт влияния беспомощности на состояние здоровья человека и на его продолжительность жизни.[5]
Беспомощность, как психологический феномен, изучается специалистами различных научных направлений, таких как психология, социология, философия, медицина и другими.
История изучения психологической беспомощности берет своё начало с 30-х годов прошлого века. Советский академик, физиолог И.П. Павлов, в результате проводимых опытов с собаками, выявил зависимость между раздражением и торможением высшей нервной деятельности, а также описал процесс формирования экспериментальных неврозов у животных. [4, с.289-298]
Позднее выяснится, что эти открытия имеют отношение к психологии беспомощности.
Феномен беспомощности изучается в различных контекстах. Ниже рассмотрим некоторые из них.
Американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер выделили выученную беспомощность, как психологическую категорию, в результате проводимых исследований, в конце 60-х годов двадцатого века. Их исследования заключались в проведении экспериментов над собаками, которые подвергались ударам электрического тока. Животные были помещены в такие условия, при которых они не могли избежать направленных на них электро разрядов. Через время эксперимент повторили, но условия в которых находились животные были изменены, теперь у них появилась возможность избежать ударов током, но животные вопреки здравому смыслу, не использовали эту возможность. Они покорно сносили негативные воздействия не предпринимая никаких попыток спасти себя. Спустя годы, по аналогии с животными, ученые проводили экспериментальные исследования с людьми, только электроток был заменен на шумовые раздражители. При этом испытуемым было предложено решить ряд логических задач. Данный опыт выявил, что студенты, которые не могли избежать мешавшего им громкого шума, в меньшей степени успешно справлялись с поставленным заданием, в отличие от тех, кто мог этот шум прекратить (контролировать), а также от тех, кто шуму вообще не подвергался. Таким образом зафиксировали явление беспомощности. [10,11]
Изучение феномена выученной беспомощности проводили и другие зарубежные исследователи, это и В Миллер, и Д Хирото, и Дж. Гиргус, и Б. Овермайер, и П. Шульман, и З. Фрейд и другие. Суть термина беспомощности у вышеперечисленных авторов, в рамках когнитивного подхода, сводится к тому, что у индивидуума, пережившего неподконтрольную жизненную ситуацию, то есть не сумевшего повлиять собственными действиями на её положительный исход, формируется нарушение мотивационных, эмоциональных и когнитивных процессов.
Российский ученый, доктор психологических наук Н.А. Батурин выделяет два вида беспомощности: личностную беспомощность и ситуативную беспомощность. Их различия трактуются следующим образом: ситуативная беспомощность формируется у субъекта в результате воздействия негативной жизненной ситуации, то есть характеризуется, как временное состояние, тогда как личностная беспомощность – это постоянное состояние субъекта, которое не зависит от внешних событий, влияющих на субъекта. Ситуативная беспомощность может проявиться у субъекта, в результате происходящих с ним негативных событий, а по прошествии оных, состояние беспомощности через какое-то время проходит. Личностная же беспомощность формируется у индивидуума вследствие пессимистичного отношения его к себе и к миру в целом. [1, с.21-22]
Термин личностной беспомощности, введённый Н.А. Батуриным перекликается с определением «хронической беспомощности», упомянутым М. Селигманом в своей теории выученной беспомощности (Seligman, Maier, 1967; Maier, Seligman, Solomon, 1967).
Такие российские исследователи как Л.М. Шипицина, Б.Д. Карвасарский, Д.А. Циринг, В.В. Шиповская, Ев.В. Веденеева, Е.В. Забелина, С.А. Сальева, Е.С. Давыдова, А.О. Прохоров, Л.Ф. Бурлачук, А.Н. Дёмин, а также многие другие занимались изучением феномена психологической беспомощности и её структуры в контексте различных жизненных ситуаций, настигающих человека в обществе.
Интересную интерпретацию термина дает доктор психологических наук Е.В. Забелина: «беспомощность – устойчивое образование, определяющее предрасположенность человека реагировать определённым способом на жизненные трудности, проявляющееся в поведении как неспособность к активным действиям в ситуации фрустрации, стресса. В основе беспомощности лежат когнитивные особенности, восприятия и интерпретации информации (пессимистический ситуативный стиль), а также ряд связанных с ним эмоциональных мотивационных и поведенческих особенностей.» [2, с.58-62]
С точки зрения доктора психологических наук Д.А. Циринг «личностная беспомощность – это качество субъекта, которое включает в себя единство специфических личностных особенностей, формирующихся в процессе взаимодействия внутренних условий с внешними, обусловленное низкой способностью преобразования действительности, сопряженное со сложностью постановки цели и её достижением и управлением жизненными событиями, [7]
В своем диссертационном исследовании, Д.А. Циринг говорит о двух видах беспомощности:
- беспомощность – это такое состояние субъекта, которое возникает как последствие травмирующих событий, большой интенсивности, или в результате воздействия ряда неподконтрольных, травмирующих или неприятных эксцессов и характеризуется снижением мотивации, как следствие, уменьшением попыток вмешательства в ситуацию с целью улучшить негативное положение вещей, сложностями при научении в новых условиях а также подавленным настроением и снижением самооценки;
- беспомощность – это устойчивое личностное образование, которое развивается в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов.[6, с.19]
В результате дальнейших исследований и полученных данных Д.А. Циринг была сформирована такая концепция, что личностная беспомощность – это одно из возможных последствий, в результате травматизации личности, в ходе неподконтрольных событий (на примере изучения детей 8-12 лет).[8, с.90]
М.И. Еникеев в Психологическом энциклопедическом словаре дает такое определение беспомощности: «Выученная беспомощность – состояние деятельной пассивности в отдельных ситуациях, возникающее в результате систематических неудач, неустранимых помех; имеет тенденцию к генерализации – распространению на смежные виды деятельности». [3, с.560]
В Новейшем психологическом словаре дано такое определение: «Беспомощность выученная – состояние возникающее у человека после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать которого не удается. Людям предлагается серия не решаемых задач или же в их деятельность вводятся неустранимые помехи. У человека беспомощность выученная проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); возможно возникновение психосоматических расстройств. Основная характеристика беспомощности выученной – тенденция к генерализации: будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что индивидуум перестаёт пытаться решить даже разрешимые для него задачи. Степень генерализации зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта. Беспомощность выученная определяет собой все поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего:
- у лиц, считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей;
- у лиц, полагающих, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций – не только в настоящем, но и в будущем;
- у лиц, имеющих представление о себе как о неспособных справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне разрешимы. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию беспомощности выученной, а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас и к тому же не по своей вине, предотвращает её генерализацию». [9, с.47-48]
В современный век высоких технологий, а также стремительного развития цивилизации, в человеческом обществе наблюдается тенденция к увеличению количества стрессовых ситуаций и депрессивных состояний, а также проявлений психологической беспомощности у людей. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос изучения феномена психологической беспомощности, как фактора негативно влияющего на человека, испытывающего данное состояние, а также и на социум в целом. Изучив феномен психологической беспомощности детально и всесторонне, психологам и специалистам смежных профессий, будет легче сформировать грамотную психокоррекционную работу с людьми, которые подвержены этому состоянию и найти пути его преодоления.
Библиографический список
- Батурин Н.А. Ситуативная и личностная беспомощность // 52 научная конференция преподавателей: Материалы конференции преподавателей факультета психологии / Под ред. Н.А. Батурина-Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.-С. 21-22.
- Забелина Е.В. Взаимосвязь беспомощности и коммуникативной активности в подростковом возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №32 (70): Аспирантские тетради. Ч.П. – СПб., 2008. – С.58-62.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.; ТК Велби: Проспект, 2006 – 560 с.
- Павлов И.П. Отношения между раздражением и торможением, размежевание между раздражением и торможением и экспериментальные неврозы у собак // Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных: Сборник статей, докладов, лекций и речей, – М.: Наука, 1973.-С.289-298
- Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога, 3-4, 2000, с.218-235 [Электронный русурс]. - Режим доступа: http://romek.ru/sel_art.htm#.VjJs_pCNDnE
- Циринг Д.А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе// Дис. на соискан. уч.ст. канд. психол. наук.- Челябинск-2001-С.19.
- Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности Автореф. на соискан. уч. ст. д-ра психол. наук.- Томск, 2010 – [Электронный русурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-psihologiya-lichnostnoy-bespomoschnosti
- Циринг Д.А. Травмирующие события как фактор, детерминирующий формирование личностной беспомощности у детей //Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии Образования – 2008-№6 (54) – С. 85-91.
- Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь, под.общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд.4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с.47-48.
- Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation //Journal of Abnormal Psychology. – 1978. – 87. – P.49-74.
- Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development and death. –San Francisco: Freeman, 1975.