АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ»

Яцухина Инна Михайловна
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты Ростовской области
магистрант, кафедра психологии и педагогики

Аннотация
В статье рассматривается история изучения и становление понятия феномена психологической беспомощности, её виды. Проводится анализ понятия беспомощности, разрабатываемый различными авторами, как отечественными, так и зарубежными. Обосновывается важность изучения данного аспекта, для максимально верного и корректного его преодоления.

Ключевые слова: беспомощность, выученная беспомощность, личностная беспомощность, ситуативная беспомощность, терминология беспомощности


THE ANALYSIS OF THE CONCEPT OF «PSYCHOLOGICAL HELPLESSNESS»

Yatsuhina Inna Mikhaylovna
Department of psychology and pedagogy, The Institute of service sector and entrepreneurship (branch) Don state technical University in Shakhty Rostov region
undergraduate student

Abstract
The article discusses the history of studying and development of concepts of the phenomenon of psychological helplessness. The analysis of the concept of helplessness, developed by various authors, both domestic and foreign. The importance of studying this aspect for the most accurate and correct overcome it.

Keywords: helplessness, helplessness terminology, learned helplessness, situational helplessness and personal helplessness


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Яцухина И.М. Анализ понятия «Психологическая беспомощность» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59043 (дата обращения: 23.09.2024).

Большинство живущих в мире людей ощущают себя счастливыми при условии успешной самореализации в социуме. Для достижения данного состояния человеку необходимо обладать определенными способностями, талантами, а также рядом личностных психологических характеристик, таких как: целеустремленность, уверенность в себе, самодисциплина, позитивный настрой и другие. К сожалению далеко не все люди обладают постоянным наличием вышеперечисленных качеств. Это обусловлено многими факторами, от неверного или недополученного воспитания в детстве до общего пессимистичного жизненного мировоззрения. Часто, при наличии таких условий, у людей начинает развиваться состояние, названное в психологии «беспомощность». В этом состоянии у человека блокируется активная деятельность влияния на ситуацию, он в переносном смысле «опускает руки», у него появляется чувство безысходности и как следствие, теряется возможность достигнуть успеха в той или иной области жизни и осуществить самореализацию в обществе.

Исследования проводимые Э.Лангер и Д. Роден, описанные в «Теории выученной беспомощности» Мартина Селигмана, доказывают даже факт влияния беспомощности на состояние здоровья человека и на его продолжительность жизни.[5]

Беспомощность, как психологический феномен, изучается специалистами различных научных направлений, таких как психология, социология, философия, медицина и другими.

История изучения психологической беспомощности берет своё начало с 30-х годов прошлого века. Советский академик, физиолог И.П. Павлов, в результате проводимых опытов с собаками, выявил зависимость между раздражением и торможением высшей нервной деятельности, а также описал процесс формирования экспериментальных неврозов у животных. [4, с.289-298]

Позднее выяснится, что эти открытия имеют отношение к психологии беспомощности.

Феномен беспомощности изучается в различных контекстах. Ниже рассмотрим некоторые из них.

Американские психологи Мартин Селигман и Стивен Майер выделили выученную беспомощность, как психологическую категорию, в результате проводимых исследований, в конце 60-х годов двадцатого века. Их исследования заключались в проведении экспериментов над собаками, которые подвергались ударам электрического тока. Животные были помещены в такие условия, при которых они не могли избежать направленных на них электро разрядов. Через время эксперимент повторили, но условия в которых находились животные были изменены, теперь у них появилась возможность избежать ударов током, но животные вопреки здравому смыслу, не использовали эту возможность. Они покорно сносили негативные воздействия не предпринимая никаких попыток спасти себя. Спустя годы, по аналогии с животными, ученые проводили экспериментальные исследования с людьми, только электроток был заменен на шумовые раздражители. При этом испытуемым было предложено решить ряд логических задач. Данный опыт выявил, что студенты, которые не могли избежать мешавшего им громкого шума, в меньшей степени успешно справлялись с поставленным заданием, в отличие от тех, кто мог этот шум прекратить (контролировать), а также от тех, кто шуму вообще не подвергался. Таким образом зафиксировали явление беспомощности. [10,11]

Изучение феномена выученной беспомощности проводили и другие зарубежные исследователи, это и В Миллер, и Д Хирото, и Дж. Гиргус, и Б. Овермайер, и П. Шульман, и З. Фрейд и другие. Суть термина беспомощности у вышеперечисленных авторов, в рамках когнитивного подхода, сводится к тому, что у индивидуума, пережившего неподконтрольную жизненную ситуацию, то есть не сумевшего повлиять собственными действиями на её положительный исход, формируется нарушение мотивационных, эмоциональных и когнитивных процессов.

Российский ученый, доктор психологических наук Н.А. Батурин выделяет два вида беспомощности: личностную беспомощность и ситуативную беспомощность. Их различия трактуются следующим образом: ситуативная беспомощность формируется у субъекта в результате воздействия негативной жизненной ситуации, то есть характеризуется, как временное состояние, тогда как личностная беспомощность – это постоянное состояние субъекта, которое не зависит от внешних событий, влияющих на субъекта. Ситуативная беспомощность может проявиться у субъекта, в результате происходящих с ним негативных событий, а по прошествии оных, состояние беспомощности через какое-то время проходит. Личностная же беспомощность формируется у индивидуума вследствие пессимистичного отношения его к себе и к миру в целом. [1, с.21-22]

Термин личностной беспомощности, введённый Н.А. Батуриным перекликается с определением «хронической беспомощности», упомянутым М. Селигманом в своей теории выученной беспомощности (Seligman, Maier, 1967; Maier, Seligman, Solomon, 1967).

Такие российские исследователи как Л.М. Шипицина, Б.Д. Карвасарский, Д.А. Циринг, В.В. Шиповская, Ев.В. Веденеева, Е.В. Забелина, С.А. Сальева, Е.С. Давыдова, А.О. Прохоров, Л.Ф. Бурлачук, А.Н. Дёмин, а также многие другие занимались изучением феномена психологической беспомощности и её структуры в контексте различных жизненных ситуаций, настигающих человека в обществе.

Интересную интерпретацию термина дает доктор психологических наук Е.В. Забелина: «беспомощность – устойчивое образование, определяющее предрасположенность человека реагировать определённым способом на жизненные трудности, проявляющееся в поведении как неспособность к активным действиям в ситуации фрустрации, стресса. В основе беспомощности лежат когнитивные особенности, восприятия и интерпретации информации (пессимистический ситуативный стиль), а также ряд связанных с ним эмоциональных мотивационных и поведенческих особенностей.» [2, с.58-62]

С точки зрения доктора психологических наук Д.А. Циринг «личностная беспомощность – это качество субъекта, которое включает в себя единство специфических личностных особенностей, формирующихся в процессе взаимодействия внутренних условий с внешними, обусловленное низкой способностью преобразования действительности, сопряженное со сложностью постановки цели и её достижением и управлением жизненными событиями, [7]

В своем диссертационном исследовании, Д.А. Циринг говорит о двух видах беспомощности:

  • беспомощность – это такое состояние субъекта, которое возникает как последствие травмирующих событий, большой интенсивности, или в результате воздействия ряда неподконтрольных, травмирующих или неприятных эксцессов и характеризуется снижением мотивации, как следствие, уменьшением попыток вмешательства в ситуацию с целью улучшить негативное положение вещей, сложностями при научении в новых условиях а также подавленным настроением и снижением самооценки;
  • беспомощность – это устойчивое личностное образование, которое развивается в процессе онтогенеза под влиянием различных факторов.[6, с.19]

В результате дальнейших исследований и полученных данных Д.А. Циринг была сформирована такая концепция, что личностная беспомощность – это одно из возможных последствий, в результате травматизации личности, в ходе неподконтрольных событий (на примере изучения детей 8-12 лет).[8, с.90]

М.И. Еникеев в Психологическом энциклопедическом словаре дает такое определение беспомощности: «Выученная беспомощность – состояние деятельной пассивности в отдельных ситуациях, возникающее в результате систематических неудач, неустранимых помех; имеет тенденцию к генерализации – распространению на смежные виды деятельности». [3, с.560]

В Новейшем психологическом словаре дано такое определение: «Беспомощность выученная – состояние возникающее у человека после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать которого не удается. Людям предлагается серия не решаемых задач или же в их деятельность вводятся неустранимые помехи. У человека беспомощность выученная проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); возможно возникновение психосоматических расстройств. Основная характеристика беспомощности выученной – тенденция к генерализации: будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что индивидуум перестаёт пытаться решить даже разрешимые для него задачи. Степень генерализации зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта. Беспомощность выученная определяет собой все поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего:

  • у лиц, считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей;
  • у лиц, полагающих, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций – не только в настоящем, но и в будущем;
  • у лиц, имеющих представление о себе как о неспособных справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи вполне разрешимы. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию беспомощности выученной, а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас и к тому же не по своей вине, предотвращает её генерализацию». [9, с.47-48]

В современный век высоких технологий, а также стремительного развития цивилизации, в человеческом обществе наблюдается тенденция к увеличению количества стрессовых ситуаций и депрессивных состояний, а также проявлений психологической беспомощности у людей. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос изучения феномена психологической беспомощности, как фактора негативно влияющего на человека, испытывающего данное состояние, а также и на социум в целом. Изучив феномен психологической беспомощности детально и всесторонне, психологам и специалистам смежных профессий, будет легче сформировать грамотную психокоррекционную работу с людьми, которые подвержены этому состоянию и найти пути его преодоления.


Библиографический список
  1. Батурин Н.А. Ситуативная и личностная беспомощность // 52 научная конференция преподавателей: Материалы конференции преподавателей факультета психологии / Под ред. Н.А. Батурина-Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.-С. 21-22.
  2. Забелина Е.В. Взаимосвязь беспомощности и коммуникативной активности в подростковом возрасте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №32 (70): Аспирантские тетради. Ч.П. – СПб., 2008. – С.58-62.
  3. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.; ТК Велби: Проспект, 2006 – 560 с.
  4. Павлов И.П. Отношения между раздражением и торможением, размежевание между раздражением и торможением и экспериментальные неврозы у собак // Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных: Сборник статей, докладов, лекций и речей, – М.: Наука, 1973.-С.289-298
  5. Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога, 3-4, 2000, с.218-235 [Электронный русурс]. -  Режим доступа: http://romek.ru/sel_art.htm#.VjJs_pCNDnE
  6. Циринг Д.А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе// Дис. на соискан. уч.ст. канд. психол. наук.- Челябинск-2001-С.19.
  7. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности Автореф. на соискан. уч. ст. д-ра психол. наук.- Томск, 2010 – [Электронный русурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-01/dissertaciya-psihologiya-lichnostnoy-bespomoschnosti
  8. Циринг Д.А. Травмирующие события как фактор, детерминирующий формирование личностной беспомощности у детей //Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии Образования – 2008-№6 (54) – С. 85-91.
  9. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь, под.общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд.4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с.47-48.
  10. Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation //Journal of Abnormal Psychology. – 1978. – 87. – P.49-74.
  11. Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development and death. –San Francisco: Freeman, 1975.


Все статьи автора «Яцухина Инна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: