СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Трапицын Сергей Юрьевич1, Чепелева Маргарита Викторовна2
1Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, заведующий кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента
2Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, студент 1-го курса магистратуры направления «Менеджмент» профиль «Проектный менеджмент в образовании»

Аннотация
В данной статье рассмотрены современные проблемы толкования значения социализации школьников. Проанализированы характерные особенности средств и методов социализации подрастающего поколения, адекватных современным условиям. Для того, чтобы выявить ценностные ориентации учащихся было проведено исследование на базе гимназии № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга. По результатам проведенного исследования был обозначен ряд задач формирования ценностных ориентаций учащихся образовательных учреждений. К ним можно отнести необходимость разработки программ внутрифирменного обучения педагогов образовательного учреждения, целью которого станет подготовка педагогических кадров к решению данных проблем, а также необходимость разработки специальных программ формирования ценностных ориентаций учащихся.

Ключевые слова: социализация, социализация школьников


MODERN PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF PUPILS

Trapitsyn SergeyYurievich1, Chepeleva Margarita Viktorovna2
1Herzen State Pedagogical University of Russia, Head of the department of education management and personnel management The Herzen State Pedagogical University of Russia.
2Herzen State Pedagogical University of Russia, A student of the 1st year Master "Management" profile "Project Management in Education" The Herzen State Pedagogical University of Russia.

Abstract
This article deals with modern problems of interpretation of the values ​​of socialization of students. We analyzed the characteristics of the means and methods of socialization of the younger generation, adequate to modern conditions. To identify the value orientation of students, a study was conducted on the basis of the gymnasium №41 named Erich Kestner Primorsky district of St. Petersburg. According to the results of the study identified a number of problems of formation of valuable orientations of students of educational institutions. These include the need to develop programs vnitrifimennogo training teachers of educational institutions, the purpose of which will be the preparation of teaching staff to address these issues, as well as the need to develop specific programs of formation of valuable orientations of students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Трапицын С.Ю., Чепелева М.В. Современные проблемы социализации школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59030 (дата обращения: 29.03.2024).

За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране существенно изменилась. Эти изменения проявляются в повышении открытости России миру, в становлении и развитии инноваций во всех сферах общественной жизни.  В этих условиях особую актуальность приобретает поиск средств и методов социализации подрастающего поколения, адекватных современным условиям.

Проблемы социализации личности рассматривают представители разных наук – социологи, философы, педагоги, психологи, культурологи. Вопрос о социализации индивида проблематизируется в научно-педагогической литературе (О.В. Латышева, А.В. Мудрик, В.И. Максакова, Т.И. Шульга,  С.В. Березин и др.).  Достижение определенного уровня естественно-культурной, социально-культурной и социально-психологической социализированности объективно необходимо для развития человека.

Вместе с тем социокультурная составляющая процессов социализации учащихся не получила достаточного системного описания в педагогических исследованиях, что негативно сказывается на эффективности практической деятельности образовательных организаций.

Общество заинтересовано в формировании и развитии личностного потенциала подрастающего поколения. Оно обеспечивает не только воспроизводство населения, условия его выживаемости, но и интегрирует людей, фактически «продавливает» определенные типические свойства в духовных структурах человека. Человек при этом активно адаптируется к социальной среде, приобретая социально значимые черты, необходимые для его полноценной жизни в обществе.

В качестве социокультурных критериев социализации различными исследователями рассматриваются отношение школьника к обществу, социально значимой деятельности (В.В. Рогачев, А.В. Волохов, Л.В. Ершова); степень активности жизненной позиции (Т.И. Мальковская); направленность личности на предмет социальных отношений (Б.А. Титов); степень сформированности социального опыта (Н.Ф. Голованова); развитие у подростка способности к построению и реализации собственного жизненного проекта (Ю. Хабермас); степень социальной зрелости растущего человека: независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности (Д.И. Фельдштейн); содержание отношений (Е.Б. Старовойтенко); степень освоения и принятия норм морали и права (Л.Г. Борисова, А.И. Кириллова).

Личность формируется и изменяется в постоянной связи с окружающим миром. Большое влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он выступает и как объект, и как субъект деятельности, благодаря чему создает и изменяет социальную среду и самого себя.

В качестве классификационного критерия рассматривается содержание процесса социализации, позволяющее различать такие его типы, как познавательный, профессиональный, правовой, политический, культурный, трудовой, экономический и др.  Критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую, демонстративную социализации, а также ресоциализацию и десоциализацию.

Основные изменения в отечественном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, что, очевидно, оказывает существенное влияние на совокупность взаимоотношений, возникающих в образовательном процессе, поскольку определяет новое содержание образования, организацию образовательного процесса и систему оценки качества. Методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции определён национальный воспитательный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[1].

К традиционным источникам развития ценностных ориентаций в Концепции отнесены понятия: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество — именно эти источники в дальнейшем определяют базовые национальные ценности[2]. Известно, что ценностные ориентации являются характеристикой зрелой, сформированной личности, их система влияет на мотивацию личности, определяет поведение человека в обществе.

М.Г. Казакина под ценностными ориентациями понимает «интегративное образование, характеризующее целостную личность, её направленность». «Ценностные ориентации — это ценностное отношение к объективным ценностям, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее»[3].

Именно поэтому изучение возможностей формирования ценностных ориентаций учащихся основных классов в условиях введения ФГОС является актуальным.

Для разработки обоснованного содержания деятельности педагогов по управлению процессом социализации учащихся необходимо ясное представление о том, каковы их ценностные ориентации.

С целью их выявления было проведёно исследование на базе гимназии № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга. Методом, используемым для проведения исследования, было выбрано анкетирование. Респондентами выступили 55 учащихся пятого и шестого класса, учителя и родители учащихся.

В анкете ученикам было предложено ответить на 9 вопросов, выбрав один из пяти вариантов ответа. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследований ценностных ориентаций

5 «А» класс

6 «А» класс

1. Нравится ли тебе школа, в которой ты учишься?
а) да, безусловно

74%

81%

б) больше да, чем нет

13%

10%

в) больше нет, чем да

7%

5%

г) категорически, нет

5%

3%

д) затрудняюсь ответить

1%

1%

2. Любишь ли ты оставаться в школе после уроков?
а) да, мне в школе интересно

18%

29%

б) больше да, чем нет

21%

20%

в) больше нет, чем да

41%

36%

г) категорически, нет

15%

15%

д) затрудняюсь ответить

5%

10%

3. Чувствуешь ли ты себя в школе защищенным?
а) да, безусловно

35%

42%

б) больше да, чем нет

31%

29%

в) больше нет, чем да

22%

16%

г) категорически, нет

11%

12%

д) затрудняюсь ответить

1%

1%

4. С кем ты проводишь выходные дни?
а) с родителями

52%

47%

б) обычно сам придумываю себе занятие

16%

21%

в) с друзьями по школе, классу, по улице, двору

21%

22%

г) хожу в кружки, секции

4%

2%

д) обычно сам придумываю себе занятие

7%

8%

5. Легко ли ты общаешься на улице с незнакомыми людьми?
а) скорее нет, чем да

15%

10%

б) больше да, чем нет

5%

9%

в) больше нет, чем да

67%

62%

г) нет, я никогда не общаюсь с незнакомыми людьми

11%

17%

д) затрудняюсь ответить

2%

2%

6. Чем ты занимаешься после уроков?
а) делаю уроки;

60%

31%

б) у меня есть любимые занятия, кружки, секции;

22%

41%

в)общаюсь с родителями, рассказываю о прошедшем дне, помогаю им по дому

3%

8%

 г) в основном гуляю с друзьями

11%

17%

д) слоняюсь без дела по дому

4%

3%

7. Чувствуешь ли ты себя дома защищенным?
а) да, безусловно

84%

88%

б) больше да, чем нет

8%

10%

в) больше нет, чем да

8%

2%

г) категорически, нет

0%

0%

д) затрудняюсь ответить

0%

0%

8. Если у тебя будут неприятности, обратишься ли ты за помощью к учителю?
а) да, в школе есть учителя, которым я доверяю

46%

47%

б) скорее да, чем нет

27%

26%

в) скорее нет, чем да

14%

16%

г) нет, в школе нет учителей, которым я доверяю

6%

3%

д) буду решать свои проблемы сам

7%

8%

9. Если у тебя будут неприятности, обратишься ли ты за помощью к родителям?
а) да, безусловно

64%

72%

б) скорее да, чем нет

21%

16%

в) скорее нет, чем да

3%

3%

г) ни в коем случае, они не помогут, а будут ругать и «пилить»

5%

2%

д) буду решать свои проблемы сам

7%

7%

Как следует из данных таблицы, большинству учащихся нравится школа, в которой они учатся; менее половины из них чувствуют себя в ней защищенными, однако большинству гимназистов не нравится оставаться в школе после занятий. Чаще всего ученики проводят свои выходные с родителями и друзьями по школе, классу, по улице, двору. 67%  и  62% учеников соответственно 5-го и 6-го классов на вопрос «Легко ли ты общаешься на улице с незнакомыми людьми?» ответило «больше нет, чем да», что означает, что они не слишком открыты для общения. После учебы основная часть опрашиваемых либо делают уроки, либо занимаются в дополнительных кружках и секциях. Не оказалось ни одного школьника, кто бы мог чувствовать себя дома не защищенным. А при наличии каких-либо неприятностей большинство учащихся обратятся за помощью в первую очередь к родителям, а потом к учителям.  Учащиеся 6-го класса более самостоятельные в распределении своего времени и обязанностей. Однако на основе результатов проведенного исследования, можно сделать вывод об отсутствии статистичеси значимсых различий в ценностных ориентациях и социализации у учащихся 5-го и 6-го классов. Очевидно, что школа, семья и духовные связи формируют благоприятную среду для социализации школьника.

В другой анкете школьникам было предложено выбрать из списка десяти базовых национальных ценностей позиции, которые, по их мнению, являются наиболее важными для любого человека, а также три другие позиции, которые школьники могут отнести к личным ценностям.

Результаты обработки полученных данных демонстрируют, что обозначенную совокупность ценностей можно условно разделить на три группы. К первой относятся ценности, обозначенные гимназистами как общие для всех. Вторую группу составляют ценности, которые гимназисты признают общими м  для всех людей, но принимают их в полной мере и для себя лично. Третья группа – это ценности, принятые гимназистами лично, но не обозначенные ими как ценности, важные и присущие любому человеку.

Анализ показал, что наиболее важными для учащихся 5 класса являются ценности  «труд и творчество»,  а для 6 класса – «наука». Такие ценности, как «семья», «религия», «искусство и литература», гимназистами обоих классов в равной степени были обозначены как личные, так и общие для всех. Можно предположить, что ценность «семьи» заложили родители учащихся собственным примером или же сами ученики самостоятельно осознали важность этой ценности, ориентируясь на общественный идеал. Для обоих классов ценности «гражданственность» и «человечество» были отмечены как личные в большей степени, чем как ценности для каждого человека. Очевидно, объяснение этому – неполное понимание сути этих понятий, на что указали некоторые респонденты.

Для определения позиции учителей по проблемам формирования ценностных ориентаций было проведено анкетирование. Педагогам было предложено обозначить свои позиции по вопросам о том, кто должен формировать ценностные ориентации учащихся, и с какими трудностями сталкивается при этом педагог.

Анализ ответов учителей на вопрос, кто должен заниматься формированием ценностных ориентаций, показал:

  • 62% считают, что формированием ценностных ориентаций должна заниматься семья, так как она является первичным институтом социализации ребёнка, что указывает на недостаточную готовность педагогов принять на себя такую ответственность;
  • 28% указали, что непосредственное взаимодействие семьи и учителей должно успешно формировать ценностные ориентации гимназистов;
  • 10% считают, что все ценностные ориентации можно сформировать у учащихся только в образовательном учреждении непосредственно во время педагогического процесса.

Среди «основных трудностей формирования ценностных ориентаций у гимназистов» учителями были отмечены: несогласованность с семейными ценностями подростка — 71%; недостаточное количество учебного времени — 4%; недостаточное методическое обеспечение — 19%; неготовность учителя к выполнению данного вида деятельности — 4%. Кроме того, к трудностям формирования ценностных ориентаций у учащихся старшего школьного возраста педагоги причисляют несоответствие ценностей, преобладающих в обществе; отсутствие жизненных ценностей, приоритетов, целей у подростков; неготовность самих учащихся к восприятию некоторых ценностных ориентаций.

Основываясь на результатах эмпирического исследования, можно обозначить круг проблем, которые формулируют в анкете учителя:

  1. Такие ценности, как «патриотизм», «социальная солидарность», «труд и творчество», «природа», «наука» респондентами были обозначены, как присущие человеку вообще, в большей степени для всех людей, но не для себя самих. Это даёт возможность говорить о том, что учащиеся понимают значимость этих ценностей, но, к сожалению, не считают их важными для себя лично.
  2. Дефицит методического обеспечения организации духовно-нравственного развития и воспитания учеников.
  3. Недостаточная подготовленность педагогических работников системы среднего образования к воспитанию и развитию ценностных ориентаций учащихся в современных социокультурных условиях.

Также была проведено анкетирование родителей: «Какими характеристиками должен обладать классный руководитель для успешного воспитания и социализации учащихся». Анкета состояла из 8 вопросов, в каждый из которых предполагал возможность выбора из нескольких вариантов ответа. Результаты опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты анкетирования родителей

5 «А» класс

6 «А» класс

1 Должна ли школа участвовать в социализации учащихся?
а) да, безусловно

97%

98%

б) нет

3%

2%

2 Нужно ли проводить уроки нравственности для учащихся?
а) да, безусловно;

94%

93%

б) нет

6%

7%

3 Чему должно быть уделено внимание на уроках нравственности в первую очередь?
а) понимание и поддержание нравственных устоев

67%

58%

б) семья, любовь, взаимопомощь, уважение к родителям

15%

18%

в) развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности

9%

7%

г) принадлежность к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству

4%

7%

д) забота о младших и старших, ответственность за другого человека

5%

10%

4 В ходе социализации школа должна ориентироваться на:
а) собственные ресурсы

92%

84%

б) ВУЗ-ы

1%

5%

в) музеи

2%

4%

г) общественные организации

5%

6%

д) предприятия

0%

1%

5 Какие направления надо развивать в работе с учащимися внутри ОУ?
а) клубы по интересам

75%

84%

б) научное общество

18%

6%

в)проектная деятельность

7%

10%

6 Считаете ли вы, что ваш ребенок социально адаптирован в своем классе?
а) да, безусловно;

63%

87%

б) нет

37%

13%

7 Какие черты характера помогают вашему ребенку чувствовать себя социально защищенным в своем коллективе?
а) тактичность

58%

89%

б) правдивость

3%

1%

в) ответсвтенность

26%

7%

г) самокритичность

9%

3%

д) скромность

4%

0%

8 Что мешает вашему ребенку чувствовать себя уверенным  в своем коллективе?
а) замкнутость

64%

82%

б) общительность

0%

1%

в) недобростовестность

13%

14%

г) самоуверенность

7%

2%

д) приниженность

16%

1%

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что, по мнению родителей,  уровень социализации их детей явно недостаточный, и что школа достаточно активно может и должна влиять на эти процессы. При этом родители считают, что основное внимание должно быть обращено формирование у ребенка чувства защищенности, преодоление замкнутости, развитие нравственности.

Общий вывод

По результатам проведенного исследования можно обозначить ряд задач формирования ценностных ориентаций учащихся образовательных учреждений. К ним можно отнести необходимость разработки программ внутрифирменного обучения педагогов образовательного учреждения, целью которого станет подготовка педагогических кадров к решению данных проблем, а также необходимость разработки специальных программ формирования ценностных ориентаций учащихся.


[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. 24 с.

[2] Там же

[3] Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. 768 с.


Библиографический список
  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. 24 с.
  2. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. 768 с.
  3. Смирнова, М.А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся/М.А. Смирнова: автореф. дис. …канд.пед.наук. –Самара, 1999. – 23с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чепелева Маргарита Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация