Мобильность, являясь необходимым свойством современной личности, отвечает за успешную жизнедеятельность человека в условиях изменяющегося мира [3]. Ученые отмечают, что развитию мобильности личности можно способствовать в образовательном процессе университета [1, 2, 5]. Однако, нам кажется, целесообразно направленно развивать (т.е. воспитывать) мобильность у школьников 8-9 классов. Это обусловлено психологическими особенностями данного возраста, а также необходимостью принятия решения школьниками о выборе пути продолжения образования. Мы предполагаем, что воспитанию мобильности личности школьников 8-9 классов будет способствовать реализация в муниципальной системе образования модели воспитания мобильности личности школьников.
Для проверки выдвинутого предположения необходимо провести апробацию модели воспитания мобильности личности обучающихся 8-9 классов в муниципальной системе образования. Мы предлагаем провести апробацию предложенной модели на примере города Челябинска. При этом под апробацией моделей мы понимаем специфический вид исследований, в котором проверяется соответствие всех условий и свойств модели на соответствие решаемой проблемы [4].
Планирование апробации охватывает целый ряд существенных моментов, самыми важными из которых являются определение ее цели, задач, предмета, параметра и этапов.
Цель апробации заключается в экспериментальной проверке применимости разработанной модели воспитания мобильности личности школьников в муниципальной системе образования на примере города Челябинска.
Предмет исследования – воспитание мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования города Челябинска.
Параметры исследования:
– уровень мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования города Челябинска;
– система воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования города Челябинска.
Для достижения поставленной цели нами ставились и решались следующие задачи экспериментальной работы:
1) определить базу исследования, дать характеристику участникам исследования воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования;
2) определить критерии и показатели параметров исследования воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов;
3) подобрать диагностический инструментарий для выявления показателей;
4) разработать шкалу для измерения показателей и интегрированную методику обработки результатов;
5) внедрить и экспериментальным путем проверить результативность модели воспитания мобильной личности обучающихся 8-9 классов в муниципальной системе образования, а также комплекса организационно-педагогических условий ее реализации;
6) обработать полученные данные путем теоретического анализа и методами математической статистики;
7) обобщить и проанализировать полученные результаты исследования по проблеме воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования.
Таким образом, в соответствии с целью, предметом, параметрами и задачами исследования экспериментальная работа будет проходить в три этапа:
1) констатирующий этап эксперимента, цель которого заключается в определении исходного уровня мобильности личности школьников 8 классов в контрольных и экспериментальных группах по выделенным критериям и показателям, а также в выявлении особенностей системы воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования на примере города Челябинска;
2) формирующий этап, целью которого станет апробация разработанной модели воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования на примере города Челябинска и комплекса организационно-педагогических условий ее результативной реализации;
3) обобщающий этап, целью которого будет являться описание хода экспериментальной работы, обработки, анализа и обобщения полученных результатов по проблеме воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования.
Подводя итог, отметим, что материал данной статьи поможет спланировать апробацию модели воспитания мобильности личности школьников 8-9 классов в муниципальной системе образования. Достижению поставленных целей и задач будет посвящена наша дальнейшая работа.
Библиографический список
- Аракелова Т.Л. Взаимное обучение как условие развития когнитивной мобильности у будущих учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 26 с.
- Кипина О.А. Формирование профессионально-педагогической мобильности у студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ишим, 2009. 26 с.
- Найданова Ю.В. Мобильная личность обучающегося как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». Челябинск, 2014. Т. 6. № 2. С. 40–47.
- Сериков Г.Н. Педагогика. Книга 1. Объект исследования. М.: ВЛАДОС, 2005. 440 с.
- Смирнова О.В. Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. М, 2013. 24 с.