На сегодняшний день исследования, связанные с выявлением личностных качеств говорящего на основе его речевых характеристик, вызывают массовый интерес и представляют весьма перспективное направление сразу в нескольких науках. Изучение речевых особенностей и личностных качеств президента РФ В.В.Путина по его речи также является актуальной и популярной темой многих психологических и лингвистических исследований. Психологи проводят анализ употребляемой президентом лексики, его мимики, жестов, подчерка, манеры ведения спора, часто сопоставляя их с биографическими фактами его жизни, в результате чего делают выводы о его личностных качествах [1, с. 135]. В целом, психологи характеризуют В.В.Путина как человека властного, решительного и убежденного в своей правоте, импульсивного, нетерпеливого, порой скрытного интроверта [2].
Спектр лингвистических интересов лингвистов также весьма разнообразен: от исследования лексических особенностей и фонетических параметров речи президента, коммуникативных приемов и тактик и т.д., исследуемых в рамках какого-то одного лингвистического направления (например, риторики) до выявления особенностей речевого поведения президента посредством синтеза нескольких подходов (например, социо- и психолингвистики) [1, с. 136-137]. В их работах выделяются такие ведущие коммуникативные качества президента как логичность, компетентность, «гибкость», решительность, организованность, риторическая грамотность. Отмечается его склонность к сопереживанию, стремление видеть лучшее в людях и выдвижение на первый план таких личностных ценностей как дружба, мужество, сила, порядочность и честность [3].
Однако, несмотря на существующее множество способов, методик и приемов обнаружения личностных качеств российского президента и многочисленных попыток составить его речевой портрет, в существующих на сегодняшний день работах по исследованию речевых особенностей В.В.Путина и диагностированию его личностных качеств имеется существенная лакуна. Нет ни одного исследования, посвященного анализу «речевого поведения» главы государства, под которым в скрытой прагмалингвистике понимается речевой опыт, складывающийся в результате повторения одних и тех же грамматических структур и оборотов речи, которые, в свою очередь, считаются неконтролируемыми, автоматическими и лишенными осознанной мотивировки [4, c.48]. Основными характеристиками речевого поведения являются речевые стратегии скрытого воздействия, представляющие собой совокупность приемов неосознаваемого выбора речевых сигналов, которые являются отражением речевых привычек говорящего. То есть речевые стратегии скрытого воздействия – определенный вид речевого поведения человека в типичной ситуации, содержащий характеризующую его информацию.
«Путинизмы» (так же известные как «путинки», «путизмы»), крылатые выражения В.В.Путина, отличающиеся лаконичностью, чёткостью, оригинальностью, порой резкостью и сложностью, экспрессивной и оценочной нагруженностью [5, с. 216] являются яркой индивидуальной речевой особенностью президента, формируют его личный стиль, речевой, психологический и политический портрет [6]. Они способствуют созданию уникального образа В.В.Путина – властного, деятельного, решительного и уверенного в себе политика, обладающего хорошим чувством юмора [7, c.87]. Следовательно, их необходимо рассматривать как маркеры скрытых речевых стратегий и далее с их помощью диагностировать индивидуальные особенности речевого поведения президента.
В связи с тем, что крылатые выражения В.В. Путина выделяются на фоне официальной речи, а их основными функциями являются оценочная, функция убеждения и привлечения внимания [6], считаем необходимым рассматривать путинизмы как маркеры следующих стратегий скрытого речевого воздействия: «Формирование у получателя текста отношения к речевому событию путём оценивания», «Уверенного/ неуверенного речевого поведения говорящего в речевом событии» и «Акцентуация элементов высказывания автором текста».
Стратегия «Формирования у получателя текста отношения к речевому событию путём оценивания».
Все путинизмы, в той или иной степени, отражают отношение В.В. Путина к обсуждаемой им теме и затронутой проблеме, то есть в них актуализируется стратегия формирования у получателя текста отношения к речевому событию путем его оценивания. Актуализация стратегии формирования отношения путем оценивания может быть реализована в речи одним из трех планов: план положительного, отрицательного или нейтрального оценивания. Обычно оценочные смыслы группируются лингвистами по следующей оппозиции: «хорошо/плохо» «интересность/ неинтересность», «важность/ неважность», «правильность/ неправильность», «простота/ сложность» и т.д. Степень актуализации того или иного плана в речи позволяет сделать вывод о личности говорящего как оптимиста или пессимиста относительно его восприятия окружающего мира. При этом у людей типа оптимист наблюдается значительное преобладание положительных оценок, а у пессимистов – отрицательных.
В качестве примера оценочного высказывания В.В. Путина, соответствующего плану положительного оценивания стратегии формирования отношения можно привести следующий:
(1) «Все, что было сказано Владимиром Вольфовичем,– это его личное мнение, не всегда совпадает с официальной позицией России, но зажигает красиво» (встреча с членами фракций политических партий в Государственной Думе 14.08.2014г.). Данное высказывание содержит оценку В.В. Путиным слов и поступков В.В. Жириновского с позиции «интересность/ неинтересность», выражая при этом его имплицитное одобрение.
Однако в проанализированных нами путинизмах 2014-2015 гг. намного чаще актуализируется план отрицательного оценивания:
(2) «Вот сейчас у меня такое впечатление, что американцы к чему ни прикоснутся, у них всегда получается Ливия или Ирак» (Всероссийский молодежный форум «Селигер-2014» 29.08.2014г.)
(3) «По форме все правильно, а по сути, как классик говорил — полное издевательство» (Выступление в связи с экономической реформой на Украине 04.03.2015г.)
(4) «Этими пирожками на Украине вымощена дорога в кризис» (Ответы на вопросы журналистов по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета 29.04.2014 г.).
Приведенные в примерах (2-4) путинизмы оценивают предметы обсуждения по критерию «правильность/ неправильность» и выражают негативное отношение президента. В последнем примере путинизм является отсылкой к действиям замгоссекретаря США Виктории Нуланд, которая во время одного из митингов на Майдане раздавала активистам и силовикам пирожные и пирожки. Именно это крылатое высказывание президента выполняет оценочную функцию, выражая неодобрение действий В.Нуланд В.В. Путиным.
Стратегия «Уверенного/ неуверенного речевого поведения говорящего в речевом событии» может актуализироваться в тексте в виде двух планов-вариантов: в плане категоричного высказывания (соотносится с уверенным речевым поведением), или некатегоричного (соотносится с неуверенным речевым поведением). Для каждого плана-варианта стратегии «уверенного/ неуверенного поведения» существует определенный набор маркеров. Уверенное поведение неразрывно связано с использованием форм настоящего времени, а неуверенное речевое поведение соотносится с выбором форм прошедшего времени (Т.В. Строева, 159). Кроме того, маркерами плана категорического утверждения являются формы повелительного наклонения, модальные глаголы со значением долженствования и различные слова со смысловыми оттенками настойчивости, обязательности и т.д., в то время как маркерами плана некатегоричного высказывания являются формы глагола в страдательном залоге без указания на действующее лицо, условные придаточные предложения и т.д. [4, c. 45-46; 8, c. 81-89].
Проведенный нами анализ путинизмов 2014-2015 гг. показал, что абсолютное большинство крылатых выражений в речи президента (93%) отличаются ярко выраженной категоричностью. Приведем примеры:
(5) «Депутаты Государственной думы чаще должны общаться со своими избирателями, а не греть брюхо где-нибудь на заграничных курортах» – Ответы на вопросы журналистов 12.09.2014 г.
(6) «Для так называемого сдерживания России используется весь набор средств: от попыток политической изоляции до масштабной информационной войны и инструментов специальных служб. Как недавно было открыто сказано, несогласным будут периодически выкручивать руки, но с Россией такие штучки не проходят. Мы не будем постоянно уступать, прогибаться или сюсюкать» – Заседание коллегии ФСБ 26.03.2015 г.
В приведенных высказываниях (5-6) главы государства наблюдаем целую палитру языковых средств, передающих его категоричность: глаголы в настоящем и будущем временах, повелительная форма «должны», наличие категоричного отрицания «не», отсылка к известному выражению «выкручивать руки» со значением «насильно заставлять повиноваться», использование такой стилистической фигуры как градация и т.д. Данные факты говорят о том, что В.В. Путин является уверенной в себе и своей правоте личностью, волевым человеком имеющий критическое мнение к сложившейся политической ситуации и событиям, происходящим в мире.
Стратегия «Акцентирование элементов высказывания автором текста»
Данная речевая стратегия реализуется в одном из двух планов – плане акцентирования или неакцентирования. Автоматизация выражается в таком высказывании, которое имеет прямой порядок слов, логическую взаимосвязь между его элементами. Автоматизация не является сигналом акцентирования и не привлекает значительного внимания слушателей. В связи с этим она не представляет особенного интереса для нашего исследования. Акцентирование – выделение определенных элементов речи, которые, представляют коммуникативную значимость – реализуется при помощи специальных средств, привлекающих внимания слушателей и придающих речи экспрессивную и эмоциональную окраску. Инверсия, уточнения, восклицательные и вопросительные высказывания, обращения, вводные слова, волеизъявление, интонация, повторы, частицы, смысловые усилители [8, c. 93-94], а также крылатые выражения, которые благодаря силе своей образности и широкой воспроизводимости выступают в качестве средства выразительности и служат функции привлечения внимания [9] являются маркерами плана акцентирования. Приведем примеры.
В ходе заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 14.10.2014г. В.В. Путин заявил: «Что происходит с правозащитниками: нужно всё усилить, ужесточить, уконтропупить?». В данной ситуации глава государства применил жаргонизм вместе со стилистическим приемом градации с целью привлечь внимание слушателей к существующей проблеме.
Другими примерами подобных высказываний могут служить следующие :
(7) «Самый большой националист в России – это я» – Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» (24.10.2014 г.);
(8) «Но очень хочется, очень многим коллегам хочется, чтобы был крайний. Ну, вот ваш покорный слуга в таком качестве часто выступает» – Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека (14.10.2014 г.);
(9) «Я бы не путал Божий дар с яичницей. Это разные вещи абсолютно. Патриотизм – это любовь к Родине, а ксенофобия – ненависть к другим нациям» – Прямая линия с Владимиром Путиным (16.04.2015г.).
В приведенных примерах (7-9) мы наблюдаем такие маркеры акцентирования как превосходную степень «самый большой», повтор слов «очень» и «хочется», многократную инверсию, антитезу и т.д. С помощью данных языковых средств президент привлекает внимание к своей собственной персоне, акцентирует своё превосходство и правоту. Высказывание в примере (9) содержит крылатое выражение «путать Божий дар с яичницей», которое выражает призыв не сравнивать несопоставимые вещи, трезво оценивать ситуацию. В силу своей образности и стилевой окрашенности подобное выражение привлекает внимание слушателей к затронутой отправителем текста проблеме. В целом, как показал наш анализ, речь В.В. Путина изобилует речевыми маркерами плана акцентирования, что способствует популярности изречений президента и формированию образа политика близкого своему народу.
Подведем итог. Поскольку путинизмы выполняют ряд таких коммуникативных функций как привлечение внимания, убеждение, оценка, их следует рассматривать как речевые маркеры следующих скрытых речевых стратегий: «Акцентирование элементов высказывания автором текста», «Формирования у получателя текста отношения к речевому событию путём оценивания», «Уверенного/ неуверенного речевого поведения говорящего в речевом событии». По результатам проведенного нами исследования путинизмов за 2014-2015 г.г. российский президент предстаёт как категоричный, решительный, уверенный в себе, волевой человек, умеющий привлечь к себе внимание и обладающий тонким чувством юмора, смело критикующий и дающий свою собственную оценку происходящим в мире событиям.
Библиографический список
- Мкртчян Т.Ю., Смирнова С.В. Исследование личностных качеств В.В.Путина по его речи// Личность, речь и юридическая практика: Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. Выпуск 18 (29 марта 2015 г. Ростов-на-Дону). – Ростов-на-Дону: Изд-во ДЮИ, 2015. – С.135-138.
- Гольдберг И.И. Психологический портрет Путина [Электронный ресурс] // ПСИ-ФАКТОР: сайт.– URL: http://psyfactor.org/lib/putin3.htm (дата обращения: 13.05.2015); Олейник И. Владимир Путин: штрихи к психологическому портрету [Электронный ресурс]// Независимый альманах «Лебедь» 21.03.2004. URL: http://www.lebed.us/2004/art3693.htm (дата обращения: 12.05.2015); Штукарева С.В. Владимир Владимирович Путин – разбор невербального поведения [Электронный ресурс] Петербургская школа переговоров «ШИП»: сайт. – URL: http://www.espadas.ru/articles/peregovory/67-vladimir-vladimirovich-putin-razbor-neverbalnogo-povedeniya (дата обращения: 20.05.2015).
- Волкова И. Слово Путина // ЭкспертOnline 14.02.2000. URL:http://expert.ru/expert/2000/06/06ex-content1_24291/ (дата обращения: 10.05.2015); Алышева Ю.С. Речевой портрет В.В.Путина // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, Языкозн. – 2012. – № 2 (16). – С. 171-174; Филинский А.А. Критический анализ политического дискурса предвыборных кампаний 1999-2000 гг.: дис. … канд. фил.наук. – Тверь, 2002. – 163 с.
- Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: Дис. … д-ра филол. наук. СПб., 1993.
- Бирюков С.Ю. Проблема перевода путинизмов (на материале публикаций франкоязычных СМИ)//Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». – Москва, 2006. – С.216-219.
- Адельшинова Л.Д. Путинизмы, как явление современного политического дискурса [Электронный ресурс]// Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3615.pdf (дата обращения: 13.05.2015)
- Мкртчян Т.Ю., Смирнова С.В. Путинизмы как речевая особенность публичных выступлений президента//Актуальные вопросы науки третьего тысячелетия: сборник статей. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. – С.85-88.
- Мкртчян Т.Ю. Речевое поведение журналиста в политическом теле и радио интервью (на материале английского и русского языков). Дисс. … канд. филол. наук. Ростов–на–Дону, 2004.
- Бельчиков Ю.А. Крылатые слова //Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.