ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Фищенко Кристина Сергеевна
Дальневосточный институт управления – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
аспирант Управление экономического развития администрации города Комсомольска-на-Амуре, главный специалист

Аннотация
Работа представляет собой результаты внедрения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в мониторинг социально-экономического положения отрасли образования города. Основой исследования являются показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607. Временной период, взятый для анализа, – 2010-2014 гг. В рамках планирования представлены значения 2015 года. Основными задачами работы определены: анализ достигнутых значений, их динамики и реализация мероприятий, обуславливающих достижение показателей.

Ключевые слова: деятель-ность органов местного самоуправления, индикаторы деятельности, оценка эффективности, показатели деятельности


THE CHARACTERISTICS OF INDICATORS FOR ASSESSING THE EDUCATION SPHERE

Fishchenko Kristina Sergeevna
The Far-Eastern institute of management – RANEPA branch by the President of the Russian Federation
postgraduate student The Department of economic development of the city administration Komsomolsk-on-Amur, main specialist

Abstract
The paper presents the results of the implementation of local governments’ performance assessment in monitoring the socio-economic situation of the town education sector. The basis of the study is indicators approved by Presi-dential Decree on April 28, 2008 № 607. The time period taken for analysis, is 2010-2014. As part of the planning 2015 values are presented. The main ob-jectives of the work are: the analysis of the achieved values, their dynamics and the implementation of measures that lead to the indicators achievement.

Keywords: activity indicators, efficiency assessment, performance of local authorities


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фищенко К.С. Характеристика показателей оценки отрасли образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58831 (дата обращения: 10.04.2024).

Оценка эффективности услуг, предоставляемых в сфере образования, представляет собой неоднозначную задачу. На первом этапе которой рассматриваются результаты обучения, процесс внедрения новых стандартов. На втором – работа, обуславливающая такое положение, в т.ч. возможности, предоставляемые ученикам и учителям. С анализом основных задач, появляется возможность оценить конечную цель образования в экономическом смысле – формирование человеческого капитала, способствующего развитию территории.

Данная работа посвящена исследованию первого этапа, а именно – каким образом проводится оценка отрасли образования, как показатели отражают положение и развитие отрасли, какие заключения можно сделать по достигнутым и планируемым значениям. Основой исследования является реализация Указа Президента Российской Федерации
от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Ст. 2 и ст. 3 Указа устанавливается строгое соблюдение формы и сроков предоставления доклада главы «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период». Более того, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» закреплена оценка населением эффективности деятельности руководителей ОМСУ, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки. Однако при выбранной теме исследования нет критериев, отражающих удовлетворенность населения качеством образования (дошкольного, общего и дополнительного). Поэтому на схеме изображены только показатели, характеризующие положение отрасли.

Схема 1 – Выборка показателей отрасли образования

Данная оценка согласно федеральному законодательству проводится один раз в год, на краевом уровне показатели рассматриваются с позиции лучших значений и лучшей динамики. В форме самостоятельного мониторинга оценка проводится ежеквартально, ее результаты доводятся главе города и руководителям ОМСУ. Показатели, входящие в нее, отражают дошкольное, общее и дополнительное образование. Рассмотрим показатели исходя из достигнутых значений муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».


Дошкольное образование представлено тремя показателями, два из которых отражают вопрос обеспечения местами в МДОУ. «Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в МДОУ, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, %» составляет 0,0 % (при выбранном временном периоде, отражающем факт 2010-2014 годов). Значения другого показателя, отражающего долю детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет (%), представлены на диаграмме. Третий показатель «доля МДОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе МДОУ, %» показывает техническое состояние учреждений дошкольного образования.

К общему образованию отнесены семь показателей, два из которых отражают результаты выпускников, три – условия обучения, по одному – состояние здоровья школьников и расходы местного бюджета на общее образование. Показатель «доля выпускников МОУ, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников МОУ, сдававших ЕГЭ по данным предметам, %» имеет различные методические указания по счету 2010-2012 гг. и 2013-2014 гг. Приведена динамика числа выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании.

К условиям обучения отнесен показатель, характеризующий степень соответствия общеобразовательных учреждений современным требованиям, к которым относятся качественные показатели инфраструктуры (материально-технической и технологической базы) обучения. В расчет показателя включено наличие в общеобразовательном учреждении физкультурного зала, актового зала или лекционного зала, столовой или буфета, библиотеки, подключение к сети Интернет, наличие собственного сайта в сети Интернет, использование дистанционных технологий. Здесь же учитываются: все виды благоустройства (учреждения, здания которых имеют водопровод, центральное отопление, канализацию и обеспечены электроэнергией). Отдельными критериями выделена пожарная безопасность: наличие пожарной сигнализации, дымовых извещателей, пожарных кранов и рукавов. Предусмотрен критерий для беспрепятственного доступа инвалидов. Показатель выступает в качестве измерителя условий начального общего, основного общего, среднего общего образования. По результатам 2010-2011 гг. доля учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве МОУ составляла 93,7 %, в 2012-2014 гг. – 94,8 %.

Показатель «доля МОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве МОУ, %», выделен как в самостоятельное значение, так и входящее в расчет предыдущего показателя. По факту 2010-2014 гг. значения равны 0,0 %.

К условиям обучения также отнесены занятия школьников во вторую (третью) смену. Установленная динамика – отрицательная. На диаграмму вынесены значения численности детей.

Динамика показателя, относящегося по своему ведению к отрасли здравоохранения и образования, «доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в МОУ, %» представлена на диаграмме. Увеличение показателя при возможности отрасли образования относится к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, введению 3-го часа физкультуры, улучшению материальной базы школ, постепенному переходу на односменные занятия учащихся начальной школы, организации горячего питания учащихся, повышению качества медико-санитарного обеспечения их, усилению гигиенического обучения школьников. С каждым годом увеличивается количество школьников, занимающихся различными видами спорта.

Для экспертной оценки эффективности деятельности ОМСУ используется показатель «расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на одного обучающегося в МОУ, тыс. рублей». В данных расходах учтены расходы на бюджетные инвестиции, расходы по содержанию учреждений общего образования, включая текущий и капитальный ремонты, оплату коммунальных услуг, расходы на реализацию основных общеобразовательных программ, вознаграждение за классное руководство, финансовое обеспечение мер социальной поддержки и др. Расходы увеличиваются в связи с реализацией Указов Президента Российской Федерацией («дорожными картами»), направленных на повышение заработной платы отдельных категорий работников, а также увеличением тарифов по коммунальным услугам.

Дополнительное образование представлено только одним показателем, характеризующим долю детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию. Для обеспечения детей в городе функционирует 14 организаций дополнительного образования, из которых:

  • шесть относятся к учреждениям отрасли «образование» (4 МОУ ДОД: «Городской Дворец творчества детей и молодежи», «Эколого-биологический центр», «Центр юных техников», «Дом детского творчества» и 2 сезонных: МОУ ДОД ДОО(п)Ц «Амурчонок», «Буревестник»);
  • два – к работе с молодежью (МОУ ДОДиМ «ЦВР «Юность» и МОУ ДОД ДЮЦ «Дземги»);
  • четыре – к физической культуре и спорту (МБОУ ДОД СДЮШОР № 1 и № 2, МБОУ ДОД ДЮСШ № 3 и № 4);
  • два – к культуре и искусству (МАОУК ДОД «Художественная школа» и МАОУК ДОД «Музыкальная школа»).

Направления деятельности в системе дополнительного образования города составляют: техническое творчество, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, культурологическое, социальное, физкультурно-оздоровительное и спортивное. В каждой школе города функционирует модель «Школа полного дня». В общей сложности, открыто более 800 кружков, секций по дополнительным образовательным программам, программам предметных кружков и факультативов, кружков классных руководителей, элективных курсов, платных образовательных услуг, кружков в рамках реализации ФГОС и пр.

Кроме перечисленных показателей, отражающих непосредственно отрасль «образование», в оценке рассматривается совершенствование системы оплаты труда работников дошкольного, общего и дополнительного образования в разделе «экономическое развитие».

Таблица 1 – Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, рублей

Наименование показателя

Отчетная информация

2010

2011

2012

2013

2014

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников:
крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города*

21 686,0

24 045,5

29 408,7

34 070,9

38 121,7

муниципальных дошкольных образовательных учреждений

11 244,9

12 705,8

16 681,3

21 826,5

22 927,0

муниципальных общеобразовательных учреждений

14 876,0

19 508,7

24 778,8

32 047,1

32 247,1

учителей муниципальных общеобразовательных учреждений

18 126,0

24 099,0

30 470,0

40 226,0

40 372,0

муниципальных учреждений культуры и искусства

13 450,0

13 942,0

16 985,9

19 004,8

22 214,7

муниципальных учреждений физической культуры и спорта

13 209,0

13 868,0

18 609,4

19 926,6

21 234,1

* информация представлена для сравнения

Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» представлен показателями, характеризующими отрасль образования достаточно унифицировано (что, скорее всего, и предполагал законодатель) для равной возможности оценки положения отраслей. Тем не менее, при достаточно строгой выборке ключевых показателей, отражающих социально-экономическое положение и развитие, их общее количество составляет 40, из которых 11 относятся к образованию. Это позволяет выделить не только достигаемые значения, но и результаты мер, реализуемых на территории муниципального образования.

Информативность показателей определяется еще и способом их расчета, поскольку имеет место не указание численности или количества, а применение долей. В результате динамика значений становится обоснованной, поскольку рассматриваются как значения общей численности, так и выбранной совокупности.

По результатам проведенного анализа данных 2010-2014 гг. можно отметить не только положительную динамику самих показателей, но и хорошие значения в сравнении со среднекраевыми. Рассмотрим более подробно достигнутые значения городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по отношению к другим муниципальным образованиям Хабаровского края в среднем.

В таблице отдельно представлены места в крае и среднекраевые значения, полученные по результатам сводного анализа. Совместное отражение колонок №№ 5 и 6 дает полное представление о составляющей линейке значений каждого конкретного показателя. Что особенно важно при анализе, так, например, показатель № 4 при итоговом значении 2014 года в 99,9 % по городу и в 99,4 % по краю занимает 2 место, а показатель № 8 в 85,2 % по городу и в 84,7 % по краю только 12 место.

Таблица 2 – Значения показателей выборки

Наименование показателя

Ед. изм.

Результаты значений 2014 года

Планируемые значения 2015 года

Среднекраевое значение 2014 года

Место в крае

1

2

3

4

5

6

Раздел доклада «Дошкольное образование»
1

Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет

%

77,4

77,4

68,8

4

2

Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в МДОУ, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет

%

0

0

1,9

1

3

Доля МДОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе МДОУ

%

0

0

-

-

Раздел доклада «Общее и дополнительное образование»
4

Доля выпускников МОУ, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников МОУ, сдававших ЕГЭ по данным предметам

%

99,9

100,0

99,4

2

5

Доля выпускников МОУ, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников МОУ

%

0,1

0

0,9

2

6

Доля МОУ, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве МОУ

%

94,8

95,0

83,2

2

7

Доля МОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве МОУ

%

0

0

-

-

8

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в МОУ

%

85,2

85,3

84,7

12

9

Доля обучающихся в МОУ, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в МОУ

%

19,5

16,3

10,0

13

10

Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в МОУ

тыс. руб.

68,30

75,16

142,25

18

11

Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы

%

82,7

83,0

71,3

3

На диаграмме представлена динамика показателей (нумерация соответствует Таблице 2), отсутствующие показатели имеют 100,0-ое исполнение.

Таким образом, в работе проведен анализ достигнутых значений показателей образования, используемых при оценке согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607. Результаты отражены с помощью графических примеров, которые описаны с учетом мер, принимаемых для улучшения положения в отрасли. Использованы материалы краевого сводного доклада для возможности сравнения достигнутых значений городских округом и муниципальных районов Хабаровского края.


Библиографический список
  1. Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»: Доклад главы муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2014 год и их планируемых значениях на 3-летний период». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kmscity.ru/activity/head-report/
  2. Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»: Доклад главы муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2013 год и их планируемых значениях на 3-летний период». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kmscity.ru/activity/head-report/
  3. Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»: Доклад главы муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2012 год и их планируемых значениях на 3-летний период». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kmscity.ru/activity/head-report/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фищенко Кристина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация