Оценка эффективности услуг, предоставляемых в сфере образования, представляет собой неоднозначную задачу. На первом этапе которой рассматриваются результаты обучения, процесс внедрения новых стандартов. На втором – работа, обуславливающая такое положение, в т.ч. возможности, предоставляемые ученикам и учителям. С анализом основных задач, появляется возможность оценить конечную цель образования в экономическом смысле – формирование человеческого капитала, способствующего развитию территории.
Данная работа посвящена исследованию первого этапа, а именно – каким образом проводится оценка отрасли образования, как показатели отражают положение и развитие отрасли, какие заключения можно сделать по достигнутым и планируемым значениям. Основой исследования является реализация Указа Президента Российской Федерации
от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
Ст. 2 и ст. 3 Указа устанавливается строгое соблюдение формы и сроков предоставления доклада главы «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период». Более того, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» закреплена оценка населением эффективности деятельности руководителей ОМСУ, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки. Однако при выбранной теме исследования нет критериев, отражающих удовлетворенность населения качеством образования (дошкольного, общего и дополнительного). Поэтому на схеме изображены только показатели, характеризующие положение отрасли.
Схема 1 – Выборка показателей отрасли образования
Данная оценка согласно федеральному законодательству проводится один раз в год, на краевом уровне показатели рассматриваются с позиции лучших значений и лучшей динамики. В форме самостоятельного мониторинга оценка проводится ежеквартально, ее результаты доводятся главе города и руководителям ОМСУ. Показатели, входящие в нее, отражают дошкольное, общее и дополнительное образование. Рассмотрим показатели исходя из достигнутых значений муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
Дошкольное образование представлено тремя показателями, два из которых отражают вопрос обеспечения местами в МДОУ. «Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в МДОУ, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, %» составляет 0,0 % (при выбранном временном периоде, отражающем факт 2010-2014 годов). Значения другого показателя, отражающего долю детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет (%), представлены на диаграмме. Третий показатель «доля МДОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе МДОУ, %» показывает техническое состояние учреждений дошкольного образования.
К общему образованию отнесены семь показателей, два из которых отражают результаты выпускников, три – условия обучения, по одному – состояние здоровья школьников и расходы местного бюджета на общее образование. Показатель «доля выпускников МОУ, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников МОУ, сдававших ЕГЭ по данным предметам, %» имеет различные методические указания по счету 2010-2012 гг. и 2013-2014 гг. Приведена динамика числа выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании.
К условиям обучения отнесен показатель, характеризующий степень соответствия общеобразовательных учреждений современным требованиям, к которым относятся качественные показатели инфраструктуры (материально-технической и технологической базы) обучения. В расчет показателя включено наличие в общеобразовательном учреждении физкультурного зала, актового зала или лекционного зала, столовой или буфета, библиотеки, подключение к сети Интернет, наличие собственного сайта в сети Интернет, использование дистанционных технологий. Здесь же учитываются: все виды благоустройства (учреждения, здания которых имеют водопровод, центральное отопление, канализацию и обеспечены электроэнергией). Отдельными критериями выделена пожарная безопасность: наличие пожарной сигнализации, дымовых извещателей, пожарных кранов и рукавов. Предусмотрен критерий для беспрепятственного доступа инвалидов. Показатель выступает в качестве измерителя условий начального общего, основного общего, среднего общего образования. По результатам 2010-2011 гг. доля учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве МОУ составляла 93,7 %, в 2012-2014 гг. – 94,8 %.
Показатель «доля МОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве МОУ, %», выделен как в самостоятельное значение, так и входящее в расчет предыдущего показателя. По факту 2010-2014 гг. значения равны 0,0 %.
К условиям обучения также отнесены занятия школьников во вторую (третью) смену. Установленная динамика – отрицательная. На диаграмму вынесены значения численности детей.
Динамика показателя, относящегося по своему ведению к отрасли здравоохранения и образования, «доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в МОУ, %» представлена на диаграмме. Увеличение показателя при возможности отрасли образования относится к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, введению 3-го часа физкультуры, улучшению материальной базы школ, постепенному переходу на односменные занятия учащихся начальной школы, организации горячего питания учащихся, повышению качества медико-санитарного обеспечения их, усилению гигиенического обучения школьников. С каждым годом увеличивается количество школьников, занимающихся различными видами спорта.
Для экспертной оценки эффективности деятельности ОМСУ используется показатель «расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на одного обучающегося в МОУ, тыс. рублей». В данных расходах учтены расходы на бюджетные инвестиции, расходы по содержанию учреждений общего образования, включая текущий и капитальный ремонты, оплату коммунальных услуг, расходы на реализацию основных общеобразовательных программ, вознаграждение за классное руководство, финансовое обеспечение мер социальной поддержки и др. Расходы увеличиваются в связи с реализацией Указов Президента Российской Федерацией («дорожными картами»), направленных на повышение заработной платы отдельных категорий работников, а также увеличением тарифов по коммунальным услугам.
Дополнительное образование представлено только одним показателем, характеризующим долю детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию. Для обеспечения детей в городе функционирует 14 организаций дополнительного образования, из которых:
-
шесть относятся к учреждениям отрасли «образование» (4 МОУ ДОД: «Городской Дворец творчества детей и молодежи», «Эколого-биологический центр», «Центр юных техников», «Дом детского творчества» и 2 сезонных: МОУ ДОД ДОО(п)Ц «Амурчонок», «Буревестник»);
-
два – к работе с молодежью (МОУ ДОДиМ «ЦВР «Юность» и МОУ ДОД ДЮЦ «Дземги»);
-
четыре – к физической культуре и спорту (МБОУ ДОД СДЮШОР № 1 и № 2, МБОУ ДОД ДЮСШ № 3 и № 4);
- два – к культуре и искусству (МАОУК ДОД «Художественная школа» и МАОУК ДОД «Музыкальная школа»).
Направления деятельности в системе дополнительного образования города составляют: техническое творчество, спортивно-техническое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, культурологическое, социальное, физкультурно-оздоровительное и спортивное. В каждой школе города функционирует модель «Школа полного дня». В общей сложности, открыто более 800 кружков, секций по дополнительным образовательным программам, программам предметных кружков и факультативов, кружков классных руководителей, элективных курсов, платных образовательных услуг, кружков в рамках реализации ФГОС и пр.
Кроме перечисленных показателей, отражающих непосредственно отрасль «образование», в оценке рассматривается совершенствование системы оплаты труда работников дошкольного, общего и дополнительного образования в разделе «экономическое развитие».
Таблица 1 – Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, рублей
Наименование показателя |
Отчетная информация |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников: | |||||
крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города* |
21 686,0 |
24 045,5 |
29 408,7 |
34 070,9 |
38 121,7 |
муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
11 244,9 |
12 705,8 |
16 681,3 |
21 826,5 |
22 927,0 |
муниципальных общеобразовательных учреждений |
14 876,0 |
19 508,7 |
24 778,8 |
32 047,1 |
32 247,1 |
учителей муниципальных общеобразовательных учреждений |
18 126,0 |
24 099,0 |
30 470,0 |
40 226,0 |
40 372,0 |
муниципальных учреждений культуры и искусства |
13 450,0 |
13 942,0 |
16 985,9 |
19 004,8 |
22 214,7 |
муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
13 209,0 |
13 868,0 |
18 609,4 |
19 926,6 |
21 234,1 |
* информация представлена для сравнения
Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» представлен показателями, характеризующими отрасль образования достаточно унифицировано (что, скорее всего, и предполагал законодатель) для равной возможности оценки положения отраслей. Тем не менее, при достаточно строгой выборке ключевых показателей, отражающих социально-экономическое положение и развитие, их общее количество составляет 40, из которых 11 относятся к образованию. Это позволяет выделить не только достигаемые значения, но и результаты мер, реализуемых на территории муниципального образования.
Информативность показателей определяется еще и способом их расчета, поскольку имеет место не указание численности или количества, а применение долей. В результате динамика значений становится обоснованной, поскольку рассматриваются как значения общей численности, так и выбранной совокупности.
По результатам проведенного анализа данных 2010-2014 гг. можно отметить не только положительную динамику самих показателей, но и хорошие значения в сравнении со среднекраевыми. Рассмотрим более подробно достигнутые значения городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по отношению к другим муниципальным образованиям Хабаровского края в среднем.
В таблице отдельно представлены места в крае и среднекраевые значения, полученные по результатам сводного анализа. Совместное отражение колонок №№ 5 и 6 дает полное представление о составляющей линейке значений каждого конкретного показателя. Что особенно важно при анализе, так, например, показатель № 4 при итоговом значении 2014 года в 99,9 % по городу и в 99,4 % по краю занимает 2 место, а показатель № 8 в 85,2 % по городу и в 84,7 % по краю только 12 место.
Таблица 2 – Значения показателей выборки
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Результаты значений 2014 года |
Планируемые значения 2015 года |
Среднекраевое значение 2014 года |
Место в крае |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Раздел доклада «Дошкольное образование» | ||||||
1 |
Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет |
% |
77,4 |
77,4 |
68,8 |
4 |
2 |
Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в МДОУ, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет |
% |
0 |
0 |
1,9 |
1 |
3 |
Доля МДОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе МДОУ |
% |
0 |
0 |
- |
- |
Раздел доклада «Общее и дополнительное образование» | ||||||
4 |
Доля выпускников МОУ, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников МОУ, сдававших ЕГЭ по данным предметам |
% |
99,9 |
100,0 |
99,4 |
2 |
5 |
Доля выпускников МОУ, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников МОУ |
% |
0,1 |
0 |
0,9 |
2 |
6 |
Доля МОУ, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве МОУ |
% |
94,8 |
95,0 |
83,2 |
2 |
7 |
Доля МОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве МОУ |
% |
0 |
0 |
- |
- |
8 |
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в МОУ |
% |
85,2 |
85,3 |
84,7 |
12 |
9 |
Доля обучающихся в МОУ, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в МОУ |
% |
19,5 |
16,3 |
10,0 |
13 |
10 |
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в МОУ |
тыс. руб. |
68,30 |
75,16 |
142,25 |
18 |
11 |
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы |
% |
82,7 |
83,0 |
71,3 |
3 |
На диаграмме представлена динамика показателей (нумерация соответствует Таблице 2), отсутствующие показатели имеют 100,0-ое исполнение.
Таким образом, в работе проведен анализ достигнутых значений показателей образования, используемых при оценке согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607. Результаты отражены с помощью графических примеров, которые описаны с учетом мер, принимаемых для улучшения положения в отрасли. Использованы материалы краевого сводного доклада для возможности сравнения достигнутых значений городских округом и муниципальных районов Хабаровского края.
Библиографический список
- Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»: Доклад главы муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2014 год и их планируемых значениях на 3-летний период». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kmscity.ru/activity/head-report/
- Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»: Доклад главы муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2013 год и их планируемых значениях на 3-летний период». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kmscity.ru/activity/head-report/
- Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»: Доклад главы муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2012 год и их планируемых значениях на 3-летний период». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kmscity.ru/activity/head-report/
Количество просмотров публикации: Please wait