Введение
В современном мире фирм становится все больше, а значит, больше и руководителей, каждый со своим уникальным характером и стилем управления. Н. И. Кабушкин дает стилю управления такое определение: «Более полное определение понятия «стиль руководства»: это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений» [1, стр. 221]. В наше время существует несколько вариантов классификации этих стилей, основной из которых является концепция Курта Левина. Таким образом, в данной работе будет рассмотрена специфика использования в управлении турфирмой трех стилей: автократического, демократического и либерального. Стоит, однако, учитывать, что в чистом виде эти стили руководства обычно не встречаются и что в реальной жизни можно наблюдать некий сплав с преобладающей долей какого-то одного варианта. Становление и выбор стиля – процесс сложный, требующий большого количества времени. Выбор, часто бессознательный и спонтанный, основывается на таких факторах, как: зрелость коллектива, личные качества руководителя, ситуация, в которой находится фирма и многие другие. Часто этот выбор зависит от того, какие цели ставит себе руководитель и какой он видит свою роль в коллективе:
- управлять — руководитель дает точные указания подчиненным и контролирует выполнение его заданий;
- направлять — руководитель управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками и поддерживает их инициативу;
- поддерживать — руководитель оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними;
- делегировать полномочия — руководитель передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.
Итак, целями работы являются следующие пункты:
- Рассмотреть указанные стили управления в целом и с точки зрения применения в туристской фирме;
- Проведя сравнение, выяснить, какой из этих стилей лучше остальных подходит для использования в деятельности туристской фирмы.
При написании статьи использовались следующие источники: «Менеджмент туризма» Н.И. Кабушкина, где автор излагает условия и предпосылки возникновения менеджмента туризма, выявляет особенности туризма как объекта управления, а также показывает, как использовать теоретические знания по дисциплине применительно к туристской индустрии; «Основы менеджмента: учебное пособие» книга того же автора, в которой он ставит своей целью дать основополагающие представления об организациях различных типов и наметить общие направления эффективного управления ими; книга Мелихова Ю. Е. и Малуева П.А. «Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие», где можно найти теоретическую базу и практический опыт работы российских HR-менеджеров, изложенные в доступной форме; работа Папиряна Г.А. «Менеджмент в индустрии гостеприимства», где автор подчеркивает важность человеческих ресурсов в менеджменте туризма; статья с сайта progressive-management.com, где можно найти краткую теоретическую сводку о стилях управления в целом.
1. Стили руководства по Курту Левину.
Автократический стиль.
Для автократического (или авторитарного) стиля управления характерна централизация всей власти в руках одного менеджера. Обычно такой менеджер ориентируется на администрирование и минимизирует контакты с подчиненными. Инициатива подчиненных в таком коллективе не поощряется, поскольку может прямо или косвенно помешать планам руководителя, составленным единолично. Личные качества автократа можно описать так: для него характерны догматизм и стереотипность мышления, а также некоторый консерватизм. В большинстве случаев это люди властные, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о своих возможностях, люди с излишне развитым стремлением к престижности и с избыточным влечением к внешним атрибутам власти.
Исходя из этого, можно построить и картину его управленческой деятельности – это приказы и команды. В отношениях со своими подчиненными автократ часто руководствуется следующими предпосылками:
- труд изначально противен людям и они при любой возможности избегают работы;
- люди стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили, поскольку честолюбие в их жизни не играет решающей роли;
- защищенность – основной приоритет для людей;
- принуждение, контроль и наказание – единственные способы заставить людей трудиться.
Автократ никогда не позволит использовать себя в чьих-либо интересах. Он много работает, в том числе и во внеурочное время, и заставляет работать и других. Рисковать предпочитает обдуманно, иногда даже с излишними предосторожностями. Плохо относится к критике, однако сам критиковать любит. Придерживается мнения, что административные взыскания – лучший способ воздействия на подчиненных в целях достижения высоких трудовых показателей. Однако автократ может показывать себя и как благожелательного, корректного руководителя: внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи подчиненных, но пренебрегать их мнением при принятии окончательного решения, так что и в этом случае автократ себе не изменяет.
Стоит сказать, что иногда методы и приемы автократического толка способствуют оперативному решению задач и этим вызывают симпатию.
То, что автократический стиль все еще существует и применяется на практике, обусловлено объективными причинами. Такой стиль управления просто необходим в тех ситуациях, когда необходимо достигнуть результата во что бы то ни стало и можно закрыть глаза на средства.
Демократический стиль.
Сущность этого стиля в том, что менеджер предоставляет подчиненным самостоятельность в рамках их функций и квалификации. Руководитель-демократ, как правило, старается влиять уже на другие потребности своих подчиненных, более высокого уровня: потребность в участии, самовыражении, принадлежности. Большинство вопросов менеджер старается решать коллективно, своевременно информируя подчиненных о состоянии дел в фирме. Часть своих полномочий делегирует коллективу. В общении такой менеджер, чаще всего, сдержан и благожелателен, к критике относится спокойно.
Руководствуется следующими предпосылками:
- труд для человека – явление естественное; если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
- приобщение людей к организационным решениям дает им стимул использовать самоконтроль и самоуправление;
- приобщение – это элемент вознаграждения, связанный с достижением цели.
В фирме такой менеджер старается создать обстановку спокойную и доверительную. Указания выдаются не в форме приказов, а через обсуждение предложений, что показывает не бесхарактерность менеджера, а его веру в то, что, работая коллективно, можно найти лучшее решение.
Либеральный (анархический) стиль.
Либеральный стиль отличается практически полным неучастием менеджера в деятельности коллектива. Подчиненным делегированы все или почти все полномочия, что приводит к полной децентрализации власти на предприятии. Подобная безынициативность лидера обусловливает то, что он предпочитает организацию, в которой все подробно расписано в виде инструкций и требуется минимальное количество оригинальных решений. Коллективом либерал чаще всего старается управлять с помощью просьб и уговоров, но готов отменить любое свое решение, если оно будет угрожать его популярности. Руководители такого типа склонны к выдаче необоснованных вознаграждений, премий, отпусков. Для них сложно отстоять свою позицию в сложных ситуациях: неожиданный запрос “сверху”, внезапная постановка вопроса на совещании и другие. То, что либеральный менеджер слишком мягок в общении с людьми, мешает ему приобрести реальный авторитет в коллективе, таким образом, дистанция между управляющим и подчиненными становится минимальной, что, в свою очередь, приводит к некоторому панибратству. Часто организаторские способности либерала невелики, либо из-за его врожденной мягкости, либо из-за того, что он осознает, что занимает не свое место и готов уступить его более подходящему человеку.
Для большей ясности стоит рассмотреть и сравнить все три стиля по списку определенных аспектов организаторской деятельности (далее: 1. – автократический стиль; 2. – демократический; 3. – либеральный):
1) Делегирование полномочий:
- все полномочия сосредоточены в руках управляющего;
- полномочия поделены между менеджером и подчиненными;
- большая часть полномочий передана подчиненным.
2) Принятие решений:
- единоличное;
- совместно с подчиненными;
- предпочитает уклоняться от решения вопросов.
3) Взаимоотношения с подчиненными:
- сознательно ограничены, предпочитает держать дистанцию;
- регулярно общается с ними и информирует их о проблемах коллектива;
- слабо держит дистанцию, панибратские отношения.
4) Контроль деятельности подчиненных:
- жесткий, часто вмешивается в деятельность подчиненных;
- регулярный, но не вмешивается в их работу, отмечает успехи исполнителей;
- контролирует работу от случая к случаю.
5) Установление ответственности:
- ответственность лежит полностью на руководителе;
- разделена с подчиненными;
- руководитель пытается переложить ее на подчиненных.
6) Активность и инициативность:
- руководитель предпочитает быть инициативным сам, а со стороны подчиненных инициатива не поощряется;
- со стороны и руководителя, и подчиненных;
- руководитель предпочитает абстрагироваться от активности и ожидает ее от работников.
7) Если сталкивается с вопросом из области, которая ему незнакома:
- решает лично абсолютно все вопросы;
- не скрывает своего незнания и привлекает знания подчиненных;
- избегает принятия участия в решении.
8) Отношение к самостоятельности подчиненных:
- предпочитает, чтобы подчиненные лишь выполняли его приказы;
- допускает самостоятельность подчиненных в рамках квалификации;
- подчиненные полностью самостоятельны.
9) Способы воздействия на подчиненных:
- приказы;
- предложения, замечания, иногда выговоры;
- просьбы.
10) Поддержание трудовой дисциплины:
- требует формального соблюдения дисциплины и подчинения;
- предпочитает убедить подчиненных в целесообразности соблюдения дисциплины;
- не может ее контролировать.
11) Требования к подчиненным:
- жесткие, часто излишние;
- справедливые;
- предпочитает уговаривать или закрывает глаза на невыполнение требований.
12) Отношение к критике со стороны подчиненных:
- отрицательное, не скрывает этого;
- воспринимает спокойно, старается учесть и принять соответствующие меры, если это приведет к улучшению работы коллектива;
- критику выслушивает и обещает принять соответствующие меры, но не предпринимает.
13) В общении с коллективом:
- нетактичен, временами груб;
- вежлив и доброжелателен;
- равнодушен.
14) Самооценка:
- считает себя незаменимым;
- предпочитает ставить себя в один ряд с подчиненными;
- не уверен в своей позиции, постоянно пытается подкрепить ее какими-либо уступками подчиненным.
15) Сотрудничество и взаимное доверие:
- отсутствуют;
- старается создать доверительные и дружеские отношения;
- руководителю безразличны отношения в коллективе, которые, в результате, строятся спонтанно и хаотично.
16) Соотношение количества внимания, уделяемого решению проблем производства и социально-психологических задач:
- ориентируется на производство, мало заботясь о подчиненных;
- старается найти гармоничный сплав обеих сторон своей деятельности;
- подходит к обоим аспектам формально.
17) Отношение к нововведениям:
- консервативен;
- охотно их поддерживает;
- старается избегать.
1.2. Многомерные стили управления.
Поскольку в данной работе многомерные стили рассматриваться не будут, но упомянуть их стоит, характеристика дана более кратко.
Существует 4 основных концепции:
- Управленческая решетка Блейка и Муттона;
- Модель ситуационного лидерства Фидлера;
- Модель ситуационного лидерства Хорсея и Бланшарда;
- Подход «путь-цель» Митчелла и Хауса.
Так как наиболее простой и показательной из них является концепция Блейка и Муттона, рассмотрим ее в деталях.
Вся концепция строится вокруг так называемой «управленческой решетки GRID Блейка и Муттона» (рис. 1), на которой по оси Х считается забота о производстве, а по оси Y – о коллективе. С помощью этой решетки можно применять балльную систему оценки менеджмента и выделить несколько основных позиций:
- Позиция 1.1 – минимальная забота о производстве и о нуждах работников, «нищета управления», руководитель прилагает минимум усилий, чтобы сохранить свое место в организации;
- 1.9 – минимальная забота о производстве, максимальная —1 людях, сохранение хороших отношений даже за счет производства («загородный клуб»);
- 9.1 – максимальная забота о производстве (автократ);
- 5.5 – «Золотая середина»;
- 9.9 – высокий уровень заботы и о производстве, и о людях (демократ).
2.Эффективность и особенности применения разных стилей в туристской фирме.
Если рассматривать эффективность применения стилей управления в любой нетуристской фирме, можно сделать вывод, что единственным вариантом, обеспечивающим стабильный рост эффективности работы компании, является демократический стиль. Это выражено на графике (рис. 2).
Эффективность различных стилей работы руководителя:
1 — авторитарный, 2 — либеральный, 3 — демократический
Менеджмент туристской же фирмы выполняет двойную задачу. Первой частью этой задачи является решение управленческих проблем самого предприятия, а второй – продвижение региона и сохранение его популярности. Отсюда вытекают двойные цели менеджмента в туризме.
Первая цель — обеспечить устойчивое развитие своей фирмы путем принятия верных организационных решений. Вторая цель — оказать содействие в обеспечении жизнеспособности (конкурентоспособности) своего региона на рынке туристских услуг. Выполнить данную цель можно, сохранив конкурентоспособность региона.
Туристскую фирму следует отличать от других фирм, во-первых, по фактору размера фирмы. Если фирма-туроператор может иметь штат средних или даже больших размеров, то фирмы-турагенты – это, чаще всего, «карликовые» предприятия со штатом от двух до 10-15 человек.
Во-вторых, ввиду характера своей деятельности работа в туристской фирме часто предполагает поездки за границу, а значит, работу в оторванности от коллектива, что уже подразумевает большую степень самостоятельности работников.
В-третьих, поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов человеческой деятельности, часто приходится принимать нестандартные решения, что полностью исключает нахождение на посту управляющего менеджера-либерала.
В-четвертых, менеджеру туристской фирмы часто приходится сталкиваться с проблемами конфликта интересов. Стоит учитывать и то, что сотрудник фирмы может одновременно являться и представителем населения, поставщики могут являться клиентами и т.д., что еще больше усложняет работу менеджера. Потребности разных групп таковы:
- клиенты: услуги по выгодным ценам;
- население: возможность трудоустройства и определенные социальные услуги — культурные мероприятия, налоговые поступления в местный бюджет;
- государство: налоги и обеспечение рабочих мест;
- поставщики: выгодные предложения и устойчивая платежеспособность;
- сотрудники фирмы: комфортность работы, заработная плата, имидж предприятия;
- кредиторы: оплата процентов или дивидендов;
- широкие круги общественности: как можно меньше внешних отрицательных воздействий.
Таким образом, интересы и цели этих групп конфликтуют между собой. В идеальном исходе менеджеру удается сделать так, что интересы каждой группы оказываются удовлетворены и группа готова поддерживать предприятие со своей стороны.
В работе с этими группами населения используется метод уравновешивания интересов. Необходимо сформировать систему управления трудовыми процессами на фирме, в которой каждый человек, являющийся членом одной из рабочих групп (например, отдела рекламы и информации), а также членом внешней группы — такой, как семья, круг друзей и т.д., не будет испытывать внутреннего конфликта интересов.
Именно с такими исходными данными и следует рассматривать стили управления для туристской фирмы.
Автократический стиль:
- Небольшой размер коллектива создает благоприятные условия для менеджера-автократа. Это не увеличит нагрузку на него, поскольку он и так предпочитает решать все проблемы сам, а маленький коллектив гораздо проще держать под контролем.
- Пункт, касающийся самостоятельности работников, контрастирует с представлением об автократизме. Работникам придется часто докладывать начальнику об элементарных проблемах, которые он предпочтет решить лично, что сильно затянет и излишне усложнит трудовой процесс.
- У автократа не должно возникнуть проблем с частым принятием решений, но могут возникнуть проблемы в связи с его возможной некомпетентностью в некоторых сферах туризма.
- У менеджера-автократа могут возникнуть проблемы с уравновешиванием интересов, поскольку его мало заботят социальные аспекты дела и гораздо больше интересует производственный процесс: он, скорее, будет отдавать предпочтения интересам групп кредиторов, государства и клиентов, нежели населения и сотрудников.
Демократический стиль:
- Небольшой размер коллектива сыграет на руку и демократу, поскольку в таком коллективе проще установить дружеские и доверительные отношения.
- Самостоятельность работников не претит демократу. Учитывая то, что он будет посылать в командировки работников, знающих свое дело, он может спокойно делегировать им свои полномочия на время поездки и позволить представлять фирму.
- Поскольку демократ привык обращаться к более компетентным людям в вопросах, в которых сам не сведущ, у него не должно возникнуть проблем с принятием решений по разным видам туристской деятельности.
- Демократ постарается максимально сбалансировать интересы всех групп, поскольку стремление уравновешивать интересы входит в его натуру.
Либеральный стиль:
- Небольшой коллектив не позволит автократу делегировать большое количество полномочий, что приведет либо к упадку фирмы, поскольку сам менеджер не в состоянии будет справиться с таким количеством дел, либо к смене лидера.
- Самостоятельность работников сыграет либералу на руку.
- Для того, чтобы выработать решения по разным видам туристской деятельности, некомпетентному либералу либо придется слишком часто и много консультироваться, что усложнит трудовой процесс, либо вообще избегать решений, что пагубно скажется на фирме.
- Либерал будет не в состоянии уравновесить интересы, поскольку эту ответственность он переложить ни на кого не сможет, а сам будет не в состоянии принимать оригинальные решения.
Заключение.
В ходе работы были рассмотрены следующие аспекты:
- Некоторые основные определения менеджмента, составляющие базу для понимания данной работы.
- Различия стилей управления.
- Основные факторы отличия туристских фирм от остальных.
- Проведен анализ стилей на основании рассмотренных факторов.
На основании проделанной работы можно сделать вывод о важности выбора стиля управления, а также о том, что, посредством правильно подобранного стиля менеджмента, турфирма может заставить свой бизнес быстро развиваться и приобрести постоянных клиентов. Также следует ответить на главный вопрос статьи: какой же стиль лучше выбрать менеджеру в туристской фирме? Сделав выводы из рассуждений, приведенных выше, можно смело сказать: в данном случае демократический стиль управления является оптимальным вариантом.
Библиографический список
- Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие — II изд., испр. — М.: Новое Знание, 2009. — 336 с.
- Мелихов Ю. Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. — 344 с.
- Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства — М.: Экономика, 2000. — 207 с.
- PROGRESSIVE MANAGEMENT: [электронный документ]. – URL: (http://www.progressive-management.com.ua/psihologiya-menedzhmenta ). Проверено 27.05.2015