В современном мире непрерывное создание инноваций является главным фактором достижения экономического роста, повышения конкурентоспособности компании и качества жизни населения. По статистике в настоящее время в развитых странах на долю новых технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта.[4] Данные показатели позволяют ученым делать вывод о становлении общества, основанного на знании.
В современном социально-экономическом развитии роль инноваций хорошо отражена в следующем правиле – «Инновации или гибель!» [Дж.Христиансен., 2000, с.2].
Постоянное сотворение чего-то нового соединяет в своей совокупности непрерывный поток потенциальных преобразований, приводящих к реальным изменениям в процессе практической деятельности компаний. То, что инноватика стала важнейшим аспектом стратегического развития промышленности во всех странах, в том числе и Российской Федерации, отражает на сегодняшний день развитие рынка. Поэтому и появляется актуальность и возрастающее значение вопросов, связанных с инновациями и теорией инноватики в общем. Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. [1,6]
Известный европейский маркетолог, профессор Ж.Ж. Ламбен выделил классификацию инноваций основанных на следующих признаках:
1. «втягиваемые спросом», т.е. инновации, которые вызваны к жизни исследованиями потребностей реальных и потенциальных потребителей;
2. «вталкиваемые лабораторией», т.е. инновации, непосредственно основанные на фундаментальных и лабораторных исследованиях, а так же возможностях технологии.
Статистические данные и наблюдаемые исследования по разным секторам промышленности европейских и американских исследователей позволяют сделать следующие выводы:
- 60-80% удачных инноваций инициируются потребителями;
- 20-40% удачных инноваций – исходящие из лаборатории;
- больше шансов привести к технологическому прорыву, который в свою очередь дает компании конкурентное преимущество, имеет инновационная стратегия, основанная непосредственно на фундаментальных исследованиях;
- нововведения, имеющие рыночное происхождение, становятся более успешными;
- фундаментальные исследования выглядят более привлекательными в смысле долгосрочной перспективы.[2,17]
Малый бизнес является основой экономики большинства развитых стран. Это тот сектор, где творческие и целеустремленные предприниматели могут полностью раскрывать свой талант и опыт. На данный момент широко распространено мнение о том, что малый бизнес можно отождествить с понятием инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более приспособленная к изменениям организационная структура. Малые компании в схватке за выживание больше принимают кардинальных решений по внедрению инновационных технологий и разработок, а существенная часть предприятий рьяно направлена на коммерциализацию новшеств.
Развитие инновационного потенциала и малого предпринимательства непрерывно и тесно взаимосвязаны, они постоянно дополняют и стимулируют друг друга.
Так как малые предприятия сконцентрированы на получении наибольшей выгоды, то можно смело предположить, что основными инновационными продуктами в их деятельности будут являться именно «втягиваемые спросом» инновации. Они играют одну из главных ролей в существовании и развитии малого предпринимательства. Это обусловлено, прежде всего, ориентированностью компаний на потребности потребителя, с целью осуществления долгосрочного успеха с максимальной прибылью за счет обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Инновации именно рыночного происхождения соответствуют таким важнейшим ориентирам компании. Так же здесь может выступать наличие фактора риска, а точнее его минимизация. Инновационная деятельность в значительной степени сопряжена с риском, так как полная гарантия успешного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В малом бизнесе необходимо свести к минимуму всевозможные вероятностные неудачи, поэтому по статистике около 90% нововведений инициируемые именно спросом, так как они в большей степени могут гарантировать успех выхода продукции [5]. В большинстве случаев «втягиваемые» инновации являются не сильно затратными, ввиду того, что не требуют дорогостоящих фундаментальных исследований, а малые предприятия, как правило, внедряют инновации, не требующие на начальном этапе больших капиталовложений, значительных трудовых и материальных ресурсов. Для данных целей они привлекают молодых, квалифицированных и инициативных специалистов, вследствие чего сокращая затраты на заработную плату.
Таким образом, трудно переоценить роль инноваций, вызванных к жизни спросом, в малом предпринимательстве. Они стимулируют к развитию всю деятельность предприятия, помогают в борьбе за выживание, обеспечивая конкурентоспособность продукции и компании в целом. Помогают снижать затраты и минимизировать неудачи, а так же повышают шансы на долгосрочный успех. Малый бизнес нужен и важен для экономики всей страны. Такие предприятия дают возможность людям реализовать свои творческие возможности, предприимчивость и инициативу. Они создают дополнительные рабочие места, расширяют ассортимент товаров и услуг, способствуют повышению качества продукции. Малый бизнес динамичнее, гибче, эффективнее крупного, он является источником нововведений и экономического роста.
Библиографический список
- Баранчеев, Масленникова, Мишин- «Управление инновациями».- М: Юрайт, 2014
- Конспект лекций по учебной дисциплине теоретическая инноватика / Под ред. А.А. Крюковой.-С.: ИНУЛ ПГУТИ, 2013
- Инновационный менеджмент учебник для вузов/ О.П Молчанова.-М: «Вита-Пресс» , 2001
- Финансы.ру [Электронный ресурс],- Режим доступа: http://www.finansy.ru/t/search_394d42aba4afcd50171f8951c00eafd2.html (дата обращения 19.10.2015)
- «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс],- Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 17.10.2015)