Методологической основой исследования на тему « Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе» является полисистемный подход. Он проявился , в частности, при разработке всех основных понятий данного явления.
Педагогическое краеведение – это относительно самостоятельная область культурно-исторических и теоретико-педагогических знаний :
а) об особенностях учебно-воспитательных учреждений края;
б) об этнопедагогике с ее национальными и местными обычаями и традициями;
в) о творческих лабораториях местных мастеров педагогического труда, эффективно использующих специфические условия родной природы и окружающей социальной среды;
г) о местных предметах и явлениях , составляющих педагогическую ценность.
На основе вышеназванного определения было разработано и другое понятие, – активная педагогическая краеведческая компетентность – в котором отражается система педагогических краеведческих знаний и умений решать учебно-воспитательные задачи в педагогической системе с учетом культурно-воспитательных ценностей края. При этом следует отметить, что активная компетентность имеет два аспекта : вербальный и деятельностно – практический. Учителям, преподавателям средних и высших учебных заведений, работникам культуры, да и родителям , полезно иметь определенную педагогическую краеведческую компетентность, в которой отражается сформированность системы педагогических краеведческих знаний и умений решать учебно-воспитательные задачи с использованием культурно-исторических , национально-религиозных ценностей края.
Полисистемный анализ позволил выделить и разработать комплекс функций и принципов педагогического краеведения.
Функции:
- социально-культурная;
- теоретико-методологическая;
- дидактическая;
- аксиологическая;
- праксиологическая;
- прогностическая( антиципация).
Принципы:
- сбор многовековых и современных педагогических ценностей региона с учетом его социально-экономических , культурно-демографических и национально-религиозных различий;
- выявление появляющихся новых педагогических ценностей через анализ и обобщение передового опыта образовательных учреждений края;
- активное сохранение педагогической культуры региона, преемственное развитие и внедрение этих ценностей в массовую практику.
В Костромском государственном университете им.Н.А Некрасова созданы условия для реализации в учебном и воспитательном процессе принципов педагогического краеведения. Открыт Музей истории развития университета, в котором сосредоточены тысячи уникальных документов и экспонатов. Кафедра педагогики оборудовала кабинет передового педагогического опыта. Здесь имеются десятки творческих биографий местных мастеров педагогического труда и передового опыта лучших учебных заведений Костромского края, представлены фотографии известных учителей региона, фотодокументы школоведческого характера. Для осуществления данной работы была создана исследовательская группа по обобщению опыта передовых школ и лучших педагогов и мастеров педагогического труда наших дней и прошлых лет. В результате проведенной работы было установлено, что в Костромском крае имеются следующие центры и источники накопления педагогической краеведческой информации: краеведческие музеи, выставки народного образования и культуры, аннотированные указатели и сборники местного учительского опыта, труда педагогов и деятелей культуры прошлого, монографии и труды современных педагогов, периодическая печать края , художественная литература ( произведения местных авторов), местные постановления по вопросам образования и культуры, мемуарная и эпистолярная литература, фольклорные и этнографические материалы, архивные документы по народному образованию, текущая школьная документация, кино-,фото -,фономатериалы, разнообразные предметы педагогического труда, учебники и учебные пособия по педагогике и частным методикам, результаты учительского и детского творчества.
Для более полного усвоения студентами основ краеведения был разработан и с успехом реализуется спецкурс « Педагогическое краеведение». Данный спецкурс обеспечивает более полное и активное взаимодействие в системе преподаватель – студент, стимулирует учебно-познавательную активность обучающихся, активизирует процесс профессионального становления и самовоспитания, влияет на становление основ самобытного стиля работы .
Опыт работы по приобщению студентов к ценностям родного края показал, что эта работа значительно активизируется, когда реализуются следующие условия:
- процесс обучения в ходе аудиторной работы и во внеаудиторных мероприятиях обеспечен необходимыми информационными средствами и заранее разработанными дифференцированными заданиями для усвоения краеведческих тем;
- занятия наполнены содержательным краеведческим материалом;
- студенты заинтересованы ценностями краеведения и осваивают их в активной познавательной и практической деятельности, развиваются их потребности овладеть ценностями местной истории и культуры;
- преподаватели сами компетентны в вопросах краеведения.
В рамках полисистемного подхода были также выделены следующие компоненты педагогического краеведения : истории развития учебно-воспитательных учреждений разных типов и уровней; авторские школы ( школы педагогов-новаторов); документы, отражающие специфическое содержание образования и воспитания с учетом национально-религиозных и региональных особенностей ; индивидуальный стиль педагогической деятельности местных учителей, их мастерство и новаторство; школьные традиции; местные педагогические средства, используемые для решения профессиональных учебно-воспитательных задач;
народная родительская педагогика и др.
Общеизвестно, что педагогика настоящего и будущего опирается на прошлую, вырастает из нее. Забывая историю местного образования, имена лучших мастеров педагогического труда края, неся при этом информационные потери, и не анализируя при этом уроки состоявшихся педагогических событий местного значения, невозможно успешно продвигаться вперед, строить более совершенное будущее. Изучение основ педагогического краеведения поможет в определенной степени решить эту проблему.
Библиографический список
- Никулина Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: Историко-педагогический контекст. Автореф.дисс.канд.пед.наук:13.00.01- Белгород ,2003.
- Аптикиев А.Х. Развитие творческой индивидуальности средствами педагогического краеведения. Автореф.дисс.канд.пед.наук : 13.00.01 – Оренбург,2004.
- Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика,2006.- № 2.
- Лежнина Л.В. Системно-деятельностный подход к организации профессионального психолого-педагогического образования // Высшее образование сегодня,2007.-№9.
- Смирнова Л.В. Педагогическое краеведение как средство воспитательной работы в школе. Дисс.канд.пед.наук : 13.00.01 – Кострома,1992.