Село Красный Осёлок Лысковского района Нижегородской области. Всё радует глаз – и природа, и прекрасное село с удивительными домами, строениями, садами, и сами люди – осельчане.
Что обозначает Красный Осёлок? Существует несколько версий данного названия.
Первая версия предложена В. Щановым, лысковским краеведом, журналистом, иереем отцом Владимиром Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского женского монастыря. Он объясняет так: «Прилагательное в этом сложном топониме отнималось, а потом вновь прибавлялось не единожды. Красный имеет несколько значений. В данном случае приемлемо – красивый». Прилагательное «красный официально стал появляться после Великой Отечественной войны (1945 г.). Может, даже не в значении красивый, а в память о Красной Армии» [1]. Вторая версия: «Красный» означает красивый, «Осёлок» – оселять».
Из словаря Даля: «осёлок» – точильный камень [2]. Если смотреть из лугов на гору, где расположено село, видим, что гора похожа на усечённую призму – как точильный камень – осёлок. Весной, после таяния снегов, видны разводы породы красной глины, именно так и появилось название села.
В первой четверти XIX века поселение уже было селом, а значит, Осёлок как деревня существовал ещё раньше. У В.Щанова читаем: «Царь Пётр проезжал и, увидя это место с поселением, сказал: «О, какой красный осёлок! (Государь император Пётр проплывал на самом деле по Волге мимо этих мест)» [1].
Об истории села, особенно до 1920-х годов, имеются очень скудные сведения. Предполагается, что село возникло в начале XVIII века. Местность заселили «выходцы суздальской земли… И был вначале один порядок изб – лицом к Волге, а вся деревня была от Крутуши, что над д. Ерзовкой, от Слободы до Церковного взвоза. Спустя десятилетия порядок изб «добредёт до Папороти, другого конца села, вольно царящего над Волжским простором» [4].
Предание повествует, что в этой местности молился святой старец преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец. Названия, данные старцем, существуют и ныне – долины Богородицы, гора Колокольня, гора Папороть.
Преподобный старец Варнава Ветлужский жил в XV веке, значит можно предположить, что поселение возникло именно в это время.
Помолившись, Варнава ударил посохом о землю – появился святой источник. 24 июля, вот уже 13 лет, идёт крестный ход от нашего Красноосельского храма, в честь Николая Чудотворца и Алексия, сына Божия, с молитвой к живому источнику.
В этой местности встречались два дивных старца – преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец, и преподобный Макарий, Желтоводский и Унженский чудотворец. Будучи в преклонных годах, Варнава благословлял молодого подвижника Макария идти в Костромские леса, чтобы прекратились набеги татар во главе с ханом Улу-Махметом.
Если принять во внимание, что Макарьевский Желтоводский монастырь был основан в 1435 г., а встреча старцев состоялась несколькими годами позже, то это обстоятельство ещё раз доказывает мысль, что поселение, либо уже существовало, либо только начинало своё существование. Ведь кто-то же сохранил названия, данные преподобным Варнавой Ветлужским?
Существует икона, на которой изображены оба преподобных святых. Об этом факте знал Митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), об этом писал в своих рукописях Федор Сухов.
В. Щанов пишет, что деревня Осёлок возникла в 1889 г., а селом стала в 1924 г.
В Осёлке каменная двух престольная церковь во имя Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия, построена в 1923 г. Значит, Осёлок уже являлся селом, что снова противоречит утверждениям В. Щанова.
Интересно обстоятельство, что церковь была отстроена в кирпиче, одна из первых в районе, на пожертвования местных жителей – ещё один факт о хорошем благосостоянии жителей.
Чем же ещё занимались осельчане, на что содержали свои семьи, каков был их быт?
Жители промышляли рыболовством, занимались земледелием, садоводством. На северном склоне горы, обращённом к Волге, были высажены яблоневые сады. Самые большие доходы получали от реализации яблок. Мужчины промышляли охотой, благо дичи и живности здесь было вдоволь. В каждом доме были рыболовы и охотники. Они имели рыболовные снасти и ружья (которые достаточно дорого стоили).
Зимой мужики сбивались в артели на обколку барж ото льда (ближе к весне). Собирались плотницкие артели, в лугах строили барки, завозни, сани. Многие мужчины занимались заготовкой леса из заволжских лесов; летом сплавляли лес по Волге, зимой таскали по льду на лошадях. Рубили срубы и для своих нужд, и на продажу; заготавливали тёс.
Ежегодно артель плотников отправлялась в Нижний на строительство моста (ныне старый Окский мост).
Женщины занимались домашним хозяйством, воспитанием детей; держали большое поголовье скота.
В 1961 г. развернулась кампания по укрупнению колхозов. Воронин П.А. был категорически против этого веяния, он ушёл с занимаемой должности. Отрицательно сказалось объединение Красносельского хозяйства с селом Асташихой, Белозерихой, Просеком. Колхоз стал чахнуть. К 90-м годам это хозяйство оказалось в упадке.
В 1997 г. по программе Немцова Б. «Зерно» коллективная собственность передана в частную. Правопреемником колхоза стало акционерное общество «Победитель». Появились многочисленные фермерские хозяйства (около 30), из которых на сегодняшний день остались единицы. В середине 2000-х годов АО «Победитель», безусловно, прекратило своё существование, что отрицательно сказалось на жизни всего села [6].
Социальная сфера села стала угасать.
До революции в Осёлке работала церковно-приходская школа. Здесь учились малыши в начальных классах. В начале XX века построили деревянное здание, школа стала неполная средняя. 1 октября 1971 г. была построена замечательная, 2-х этажная, кирпичная школа. В 1972 г. состоялся первый выпуск учеников – 8-классников. В это время в школе училось 385 человек. В 1993 г. школа стала средней.
В 2010 г. ученический коллектив состоял всего из 48 учащихся. В этот год школа прекратила своё существование. Это незаживаемая рана для села. Люди и сейчас пытаются отстоять свою любимую школу, добиваются её открытия.
Село Красный Осёлок расположено на правой стороне Приволжской возвышенности. Это всхолмленно-увалистая возвышенная равнина, некогда покрывавшаяся дремучими дубравами, а теперь из-за многовековой хозяйственной деятельности людей, представляющая собой, занятые преимущественно полями, обширные лесостепные пространства. В этой местности ярко просматривается водораздел Волги с ближайшими к ней внутренними реками Приволжской возвышенности. Он обрывается здесь крутым уступом, высотой до 150-160 м. Предположительно, в районе Красного Осёлка местность поднимается до отметки 217 метров абсолютной высоты.
В настоящее время существует огромная угроза этому уникальному уголку Русской равнины в связи с заполнением чаши Чебоксарского водохранилища. Подпор грунтовых вод от плотины Чебоксарской ГЭС в месте впадения Керженца захватывает зону шириной в 15-20 км. Уровень грунтовых вод поднимается, начнётся подтопление населённых пунктов, и заболачивание Волги. Изменятся микроклиматические условия: радиационный баланс, температура, количество осадков, влажность, ветровой режим.
На осельском откосе величаво расположился белокаменный храм [9]. Стоя у бровки высокого крутого холма, церковь будто парит над бескрайним простором, расстилающимся где-то там, далеко внизу. Ласково шумят яблоневые сады, вспениваясь буйным белоснежным цветом. Храм 2-х престольный, построен в 1823 году. Главный престол в честь Николая Чудотворца, холодный, не отапливаемый. Тёплый престол в честь Алексия, человека Божия; здесь почти 2 столетия проводились службы в холодное время года. Сейчас храм отапливается газом.
Время раскулачивания, разграбления и уничтожения храмов, безбожного атеизма не прошло мимо нас. Арестовывали и уничтожали священно- и церковнослужителей.
Несколько раз храм пытались закрыть, но окончательно произошло это в 1937 году. Не чужие, свои мужики, с бранью и руганью, скинули колокола. Люди прятали иконы, утварь, сохранили и колокола, но много святынь было уничтожено. Жители ездили в Нижний Новгород за разрешением открыть храм, но не добились.
Говорят, что церковь страдала от воров, а нечестивцы устроили в ней склады. Господь допустил в храме пожар, наверное, чтобы более не происходило осквернение дома Божьего.
В 1992 г. Церковь начали восстанавливать. С любовью трудились и возрождали храм Бугрышова К.Н., Баруздин А.Ф., Сухова Е.Г., Воронина Т.Ф., Кулакова Е.А., Суслов М.В., Сафонов И.В., Матвеев В.Н., Белова Ф.А., Сафонова Р.Н., Сафонова Л.С., Сухова Л.А. и многие другие. Строили, плотничали, кирпичные работы производили Сухов А.Д., Шестернёв А.И., Косов Л.И., Воронин И.В. Средствами помогали Воронина А.А., Носков Л.Ф., Жуков А.К. и др. [12]. Несколько раз собирали по селу и другим поселениям средства. Всем миром восстанавливали храм.
В 1988 г. построили замечательное здание – Дом культуры. Сейчас он в аварийном состоянии, на ремонт средств нет. Клуб перенесли в здание закрытой школы, где ещё располагается и вновь открытый музей Фёдора Сухова.
В селе имеются памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне у старого (деревянного) клуба и мемориал у Дома Культуры.
Осёлок – один из городов, построенных перед началом Великой Отечественной Войны. В этом городе до сегодняшнего дня сохранились постройки, памятники культуры и многое другое.
Библиографический список
- Щанов В. Лысковская топонимия. М.: Содружество, 2010.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Спб, 1863-1866.
- Кочнова К.А. Язык и культура: один из аспектов преподавания курса культурологии // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н.Новгород, 2006. С. 146-150.
- Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Нижний Новгород, 2015. 194 с.
- Филатов Н.Ф. Вести Нижегородского края. Очерки историй сел и деревень Поволжья. Нижний Новгород, 1999. 312 с.
- Нижний Новгород: Предания. История. Новые времена / Сост. В.И.Бородин. Н. Новгород, 1994. 46 с.
- Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Нижний Новгород, 2015. 150 с.
- Ледров С.М. Малая Родина – Спасский край. Н.Новгород, 1999.
- Славное прошлое нижегородской земли: книга для внеклассного чтения по истории Нижегородского края / сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев. Н. Новгород, 2013. 416 с.
- Ярымов Ю.С. Лысково. Книга 2-я. История города и района. Н.Новгород, 2010.
- Кабанов А.И. За крестьянином – вся Россия. Н.Новгород: Кварц, 2007.
- Кто есть кто в Нижегородской области. Информационно-биографическое издание. Вып. 1. Н.Новгород: Агентство «КП-Форпост», 1998.
- Макаров И. Карман России. Н.Новгород, 2006.
Количество просмотров публикации: Please wait