Современное обучение характеризуется технологическим подходом. Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Новые педагогические технологии в обучении предоставляют возможности для :
- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранного языка (ИЯ);
- повышения мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширения сферы иноязычного общения;
- языкового и речевого развития учащихся, совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствования первичной и вторичной языковой личности.
Новые педагогические технологии, в основном, имеют личностно-ориентированный характер. В основе личностно-деятельностного подхода лежат психолого-педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Сущность данного подхода заключается в том, что такое обучение ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Личность, как подчеркивает И.А. Зимняя, “выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов”[2].
Целью изучения ИЯ в вузе является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, в частности, профессиональной. Для этого важно формировать умения и навыки во всех видах речевой деятельности, отдавая приоритет устной активной практике. Но, как утверждают исследователи, важно не только насытить занятие коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи, но и предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы студенты акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формулировании этих мыслей.
На высшей ступени изучения ИЯ ставятся задачи по совершенствованию профессионального общения, выступление с докладами и чтение научной литературы по специальности. При таком обучении взаимодействие преподавателя и студента становятся равнопартнерскими, значительно повышаются уровень автономности студентов, а также внутренняя мотивация к более качественному овладению ИЯ. Чтобы сформировать профессионально-коммуникативную компетенцию вне языкового окружения необходимо более активное взаимодействие всех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма);
использование проблемных научных текстов в качестве источников информации; большая инициативность и спонтанность речи учащихся, в которой могут затрагиваться нестандартные ситуации общения;
основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы, преобладание дискуссии – обмена мнениями; построение развернутых собственных высказываний на основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного или услышанного, резюмирование и рецензирование научных статей. Например задание для стимулирования свободного вовлечения в мыслительный процесс. Тема : A case of Bronchitis.В центре классной доски или большого места бумаги пишется ключевое слово или название темы из 1-2-х слов. По ассоциации с ключевым словом прописывают сбоку от него в кружках меньшего размера слова, которые ассоциируются с данной темой. Соединяют их линиями с главным словом. У этих могут быть малые связи и т.д. Задание дается на время 1.5-2 минуты.
Другое задание.Студенты разбиваются на 2 группы. Работники в больнице и пациенты. Затем имитируется ситуация- поступление больного в больницу, создавая диалоги типа:
P. – Good morning!
N. – Good morning! What’s the matter?
P. – Here is the direction from the polyclinic.
N. – All right. I’ll fill your case history. Please tell me your name, age, place of work, occupation, address and the initial diagnosis made by a doctor at the polyclinic. Then the doctor on duty will examine you and say to what department and wards you are be admitted.
At the hospital in the ward
N. – Hello. good morning! Get ready please to take temperature, injections, take stomach juice, apply cups. I‘ll give you all the prescribed remedies.
P.- All right, thank you very much.
Одна группа дают полную информацию о заболевании, диагнозе, состоянии пациента; другая – какие методы лечения используются при том или ином заболевании, не забывая о новейших методах и выражая своё отношение к ним.
Можно предложить такое задание. Положить в ящик карточки с нарисованными в них органов тела (сердце легкие, печень, желудок, глаза, ноги, голова, руки и т.д.) Попросить студентов брать по одной карточке и называть их по английски, затем дать описание: Например: Какую функцию выполняет этот орган в теле? Какие проблемы могут возникать у человека, если этот орган не работает нормально и т.д.
Таким образом, задания, основанные на новых технологиях, которые представляют собой совокупность поисковых, проблемных методов, расширяют границы обучения и обеспечивают активную мыслительную и коммуникационную деятельность студентов.
Библиографический список
- Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. -Ташкент: Молия, 2002.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2- е, доп., исп. и перераб. – М., Льюс, 2001- 384с.
- Леонов Н.Ф. Автоматизированная психологическая система управления качеством и познавательной деятельностью учащихся. Электронный ресурс:festival. 1septemder.ru/articles/522919/