ОБРАЗ ВЕСНЫ В КАРТИНЕ МИРА РУССКИХ ПОЭТОВ

Галанина Татьяна Александровна1, Тамбовцева Наталья Федоровна1
1Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена изучению представлений о весне в русской поэзии. Отмечаются особенности философско-эстетического осмысления данного образа в разных художественных системах.

Ключевые слова: Весна, Есенин, картина мира, Тютчев, Фет


IMAGE OF SPRING IN A PICTURE OF THE WORLD OF THE RUSSIAN POETS

Galanina Tatyana Aleksandrovna1, Tambovtseva Natalya Fiodorovna1
1Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
The article is devoted to the study of representations of the spring in Russian poetry. There have been particularly philosophical and aesthetic interpretation of the image in different art systems.

Keywords: Spring, world picture, Yesenin


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галанина Т.А., Тамбовцева Н.Ф. Образ весны в картине мира русских поэтов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58468 (дата обращения: 18.04.2024).

Исследование лексем, со значением ‘время’, в настоящее время в центре внимания многих исследователей [1; 2 и др.]. Целью становится всесторонне изучение русской языковой картины мира, а также индивидуальных интерпретаций в художественно-речевых системах [3].

Темпоральные представления поэтов о мире – это особая форма отображения реального времени, создаваемая силой воображения автора, ис­пользующего художественные средства для изображения собственной оцен­ки, переживания реального времени, осложненная его философским миропо­ниманием, являющаяся обязательным компонентом картины мира личности [4].

Весна, это самое романтичное время года. Весной природа скидывает с себя сонливость и дремоту, которая остается после долгой и холодной зимы. Пробуждение природы, красота и романтичность окружающего мира, сбросившего с себя тягости зимы – все это нашло отражение во многих стихотворениях русских поэтов. Каждый из них показывал весну такой, какой видел ее. У одного поэта весна связана с цветением распустившихся садов, журчанием рек, пением прилетевших птиц и пробуждением природы. В творчестве другого художника слова весна ассоциируется как время любви и нежности, а у третьего – это время сырости и грязи.

Одним из самых известных поэтов, писавших о природе и весне, является Тютчев Федор Иванович. В его стихах можно увидеть насколько сильно он радуется наступлению весны, насколько сильно ему нравиться это время года. Он как будто  хочет объяснить нам, почему он так любит весну. Например, в стихотворении «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…

В этом известном стихотворении Федора Ивановичаслово «весенняя» имеет определенный смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему все стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового. Стихотворение построено как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает простотой. Тютчев приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки. Размерность этого стихотворения – четырехстопный ямб, придающий легкость звучания и мелодичность. Рифма в этом стихотворении перекрестная. Отличительной особенностью этого стихотворения является обилие сонорных согласных и использование аллитераций «г» и «р» («гремят раскаты», «гром грохочет»). Эта особенность создает яркую звуковую картину грозы. Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы: эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит), олицетворения (поток бежит), инверсия (поток проворный, гам лесной). Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.

Следующее стихотворение, о котором хотелось бы рассказать – это стихотворение «Весна»:

…Весна…. она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле,

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам…

В этом стихотворении основным образом является сама весна, которая предстает перед нами в облике бессмертной, бестелесной, но прекрасной богини. Она равнодушна ко всем горестям человека, но несет в себе оживление природы, для людей, для всего вокруг. Никто не может остаться равнодушным, устоять перед дыханием божества. Произведение написано перекрестной рифмой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Стихотворение создает необыкновенное непередаваемое впечатление благодаря большому количеству эпитетов («отцветшие весны бытия», «благоухающие слезы», «океан безбрежные»), олицетворений метафор («томит людей обман», «бессмертьем взор ее сияет»). Также в стихотворении присутствуют такие речевые особенности как инверсия («броздят чело морщины», «цветами сыплет над землею»).

В этом стихотворении Тютчев показывает бессмертную весну и ранимых, обессиленных людей, погрязших во лжи и невзгодах своего мирка, не видящих настоящей красоты жизни.

Особенностью стихов Федора Ивановича о весне является то, что он считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок.

В поэзии А.С. Пушкина весна – это не только время года, это некое состояние души.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены… (Осень)

И всё же не смотря на то, что именно «весной, при кликах лебединых, являться муза стала мне…», Пушкин не любил весну.

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны…(Отрывок из романа «Евгений Онегин» глава 7)

В стихотворениях Афанасия Афанасьевича весна показана, как пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться чаще и сильнее в предвкушении любви. В стихотворении «Весенний дождь» сумел передать тончайшие оттенки чувств – ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь

До ланит восходящую кровь,

И душою подкупленной веришь,

Что, как мир, бесконечна любовь…

Это стихотворение является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб – придает стихотворению, написанному перекрестной рифмой, плавность звучания и радостное настроение. Фет сумел создавать яркую картину дня, использую при этом минимальное количество цветовых эпитетов («золотая пыль»). С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения.

Особенностью стихов Афанасия Афанасьевича является его умение увидеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно умеет передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, например, такое как весенний дождь.

Много о весне писал и Сергей Есенин. Он приехал покорять Москву в 1912 году, но удача улыбнулась ему не сразу. Прошло несколько лет прежде, чем первое стихотворение было опубликовано в столичном журнале. Все это время Есенин работал в мясной лавке и вспоминал свое родное село Константиново. Именно эти воспоминания вдохновляют его на написание удивительно чистых и светлых стихов, которые впоследствии создадут вокруг поэта особый ореол «певца полей и рек», определив главное направление в творчестве. Например, в стихотворении «Чары»:

В цветах любви весна-царевна

По роще косы расплела,

И с хором птичьего молебна

Поют ей гимн колокола.

Пьяна под чарами веселья,

Она, как дым, скользит в лесах,

И золотое ожерелье

Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка

Росою плещет на луну.

И я, как страстная фиалка,

Хочу любить, любить весну.

Особенностью стихов Есенина было то, что он умел видеть то, что другие не замечали. Вот как юный поэт представляет весну, в ожидании которой застыло все живое:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Весна видится юной красивой девушкой, феей, овеянной солнечным светом.

Все поэты обращались к весне, находя в ней прекрасные и грустные стороны, но все они утверждали, что в ней много манящего, что нельзя обойти стороной. Каждый поэт видел красоту природы весной по-своему, видел в ней то, чего не видели многие. Через стихи, поэты пытались передать те чувства и эмоции, которые они испытывали при виде такой красоты.


Библиографический список
  1. Салатник Т.В. Национально-культурная специфика концептов времен года (на материале русского и английского языков): автореф. дис… канд. филол. наук. СПб., 2007. 21 с.
  2. Михеева Л.Н. Время в русской языковой картине мира: лингвокультурологический аспект: автореф. дис. … канд.филол. наук. М., 2004. 24 с.
  3. Кочнова К. А. К вопросу об изучении языковой картины мира писателя  // Вестник Мининского университета. 2013. № 4. С. 4.
  4. Кочнова К.А. Природное время в языковой картине мира писателя: к проблеме исследования // Филология и литературоведение.2015.№ 2 (41). С. 3-7.
  5. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели про­странства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. 343с
  6. Кочнова К.А. Моделирование пейзажа в практике школьного преподавания: лингвистический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1-1 (41). С.45-48.
  7. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б.И. Серебренникова.  М.: Наука, 1988.  С. 8-69.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Галанина Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация