Научный руководитель: Баранова Ольга Владимировна
Психологический синдром эмоционального выгорания – одна из главных проблем, с которыми сталкивается современное общество. Личная и социальная жизнь человека напрямую зависит от его психоэмоционального состояния, а синдром эмоционального выгорания напрямую влияет на психоэмоциональное состояние человека. Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что психологический синдром эмоционального выгорания у медицинских работников отделения детской реанимации, в связи с возросшим темпом и напряженностью рабочей активности профессионала, оказывает значимое влияние на качество и успешность выполнения профессиональной деятельности.
Психологический синдром эмоционального выгорания изучается в зарубежной и отечественной психологии. Первые упоминания о феномене выгорания были представлены в работах H. Frendenberger, K. Maslac, Б. Г. Ананьева, В. В. Бойко и ряд других.
В соответствии концепцией В.В. Бойко, синдром эмоционального выгорания представляет собой динамический процесс, образующийся поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Автор выражает этот феномен как защитный механизм, который предусматривает полное или частичное исключение эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. При эмоциональном выгорании Бойко выделяет три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция и истощениех [1].
Одна из первых мест по риску возникновения психологического синдрома эмоционального выгорания занимают профессии врача и медсестер, работающие в детской реанимации. Проявления выгорания у медицинских работников посвящены работы Т. Г. Дубовой, В. Е. Орла, Т. В. Большаковой, Т. Ю. Копылова и ряд других. Авторы выделяют, в возникновении психологического синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, неожиданное потеря интереса к работе, формальное отношение к своим обязанностям, конфликты с коллегами по непринципиальным вопросам.
Профессор Гридчик И. Е. изучал психологический синдром эмоционального выгорания у медицинских работников в отделении анестезиологии и реанимации. Автор делает акцент на то, что персонал данного отделения повседневно в процессе профессиональной деятельности подвергается чрезвычайным стрессовым воздействием в связи с постоянным контактом с больными, находящимися в критическом состоянии [2].
В связи с вышеизложенным было предпринято эмпирическое исследование, ориентированное на изучение психологического синдрома эмоционального выгорание выгорания у медицинских работников отделения детской реанимации. В исследовании приняли участие 12 врачей и 26 медсестер. Нами было не корректно сравнивать врачей с медсестрами, так как специфика деятельности у них совсем разная.
В исследовании применялся метод наблюдения, опроса. Использовалась психодиагностическая методика «Эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
В результате исследования выявлено, что у врачей в фазе напряжения наиболее был выражен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (25%), демонстрирующий собой ответную реакцию на факторы, способствующие формированию психологического синдрома эмоционального выгорания; в фазе резистенции доминирующими симптомами являлись «неадекватное эмоциональное реагирование» (58,3%), «расширение сферы экономии эмоций» (58,3%) и «редукция профессиональных обязанностей» (58,3%) представляющие собой приемы психологической защиты; в фазе истощения – «эмоциональный дефицит» (25%) и «личностная отстраненность» (33,3%), отражающие состояние центральной нервной системы.
У медсестер выявлено в фазе резистенции доминирующими симптомами являлись «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» (53,8%),
«эмоционально-нравственная дезориентация» (23,1%), «расширение сферы экономии эмоций» (46,2%) и «редукция профессиональных обязанностей» (46,2%); в фазе истощения доминирующими симптомами явились «эмоциональная отстраненность» (26,9%), «личностная отстраненность» (23,1%) и «психосоматические и психовегетативные нарушения» (23,1%).
Подводя итог, можно сделать вывод, что психологическому синдрому эмоционального выгорания подвержены как врачи, так медицинские сестра. Поскольку труд большинства медицинских работников реализуется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов разнообразной природы, высокой ответственности, нервно-эмоционального перенапряжения.
Библиографический список
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1996. – 472 с.
- Гридчик И.Е. Синдром профессионального выгорание медицинского персонала в отделениях анестезиологии и реанимации//Анестезиология и реаниматология. – 2009. – № 3. – С. 9 – 13.
Количество просмотров публикации: Please wait