ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Лебедева Ольга Ивановна1, Курдюмова Галина Викторовна2, Корниенко Мария Николаевна3
1Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школы VII вида 4», г. Амурск, директор
2Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школы VII вида 4», г. Амурск, учитель-логопед
3Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школы VII вида 4», г. Амурск, педагог-психолог

Аннотация
Статья освещает программу комплексного сопровождения обучающихся с задержкой психического развития с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида.

Ключевые слова: задержка психического развития, коррекция речевых и психофизических недостатков развития, психолого-медико-педагогический консилиум, Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися с задержкой психического развития, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


THE PROGRAM OF COMPLEX SUPPORT OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION IN TERMS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Lebedeva Olga Ivanovna1, Kurdyumova GalinaViktorovna2, Kornienko Maria Nikolaevna3
1Regional state special (correctional) educational institution for students and pupils with disabilities "Special (correctional) comprehensive school VII type 4", Amursk, director
2Regional state special (correctional) educational institution for students and pupils with disabilities "Special (correctional) comprehensive school VII type 4", Amursk, speech therapist
3Regional state special (correctional) educational institution for students and pupils with disabilities "Special (correctional) comprehensive school VII type 4", Amursk, psychologist

Abstract
The article deals with comprehensive support program for students with mental retardation with the requirements of the federal state educational standards in a special (correctional) comprehensive school VII type.

Keywords: evaluation system to achieve the intended results of the program of development of correctional work by students with mental retardation, Federal state educational standard of primary education, medical and pedagogical consultation, mental retardation, psychological, speech and correction of deficiencies psychophysical development


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева О.И., Курдюмова Г.В., Корниенко М.Н. Программа комплексного сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58407 (дата обращения: 14.03.2024).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации адаптированной основной образовательной программы обучающихся с задержкой психического развития (АООП НОО ЗПР). Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу, состав которой характеризуется выраженной неоднородностью и полиморфизмом [1]. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости с выраженными и сложными по структуре нарушениями. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Содержание и построение программы определяется особенностями развития детей с ЗПР в возрастной динамике:

  • существенные затруднения в усвоении учебных программ;
  • нарушение когнитивной и аффективно-поведенческой сферы личности;
  • дефицит социальных способностей, проявляющийся в трудностях усвоения школьных норм, взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми;
  • самостоятельные и сочетанные речевые нарушения.

Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС определяет создание системы комплексной помощи детям с ЗПР в освоении АООП начального общего образования Краевого государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида 4» (КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4), коррекцию недостатков в развитии, социальную адаптацию. Возраст младших школьников не конкретизируется, так как коррекционная работа определяется спецификой проблемы.

Программа комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР обеспечивает:

  • преодоление затруднений обучающихся в образовательной деятельности;
  • овладение навыками адаптации обучающимися в социокультурном пространстве;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение младших школьников с проблемами в обучении;
  • повышение компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей, по вопросам воспитания и обучения детей с ЗПР.

Программа комплексного сопровождения содержит:

  • цель, задачи, направления реализации программы коррекционной работы;
  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий;
  • система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях образовательного процесса;
  • этапы и реализация коррекционно-развивающих мероприятий в совместной деятельности всех участников образовательного процесса, планируемые результаты коррекционной деятельности;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися с ЗПР;
  • модель реализации программы комплексного сопровождения ребенка.

Цель: развитие и саморазвитие личности, коррекция речевых и психофизических недостатков развития, интеграция детей в систему социальных отношений в комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении в условиях ФГОС.

Задачи:

  • получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности речевых и психофизических процессов у младших школьников с ЗПР в условиях реализации ФГОС;
  • создание индивидуально-ориентированной программы и составление комплекса игр и упражнений, направленных на развитие речевых и психофизических способностей, как поиск оптимальных решений для достижения положительных личностных результатов и полноценного усвоения образовательной учебной программы обучающимися с ЗПР в условиях ФГОС на уровне сотрудничества педагогов;
  • апробация индивидуально-ориентированной программы и результатов оценки уровня сформированности речевых и психофизических особенностей у младших школьников с ЗПР на уровне взаимодействия специалистов;
  • формирование банка диагностических и методических материалов для организации и комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом уровня развития каждого ребенка на ступени начального образования;
  • разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности речевых и психофизических процессов у младших школьников с ЗПР;
  • обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества личностных результатов обучающихся с ЗПР. 

Коррекционная программа по сопровождению обучающихся с ЗПР в структуре АООП НОО включает основные направления: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское (Таблица 1).

Таблица 1 – Основные направления в рамках коррекционной программы, по сопровождению обучающихся с задержкой психического развития

Направление -       Содержание работы
1 Диагностическое (Обеспечение защиты прав и интересов ребенка, массовая диагностика по проблемам развития, выявление групп детей, требующих внимания специалистов) -       первичная диагностика (сбор, изучение и анализ данных диагностики) с целью выявления особых образовательных потребностей ребенка;

-       изучение социальной среды и стиля семейного воспитания ребенка;

-       мониторинг достижений планируемых результатов обучающегося;

-       промежуточная и выход-диагностика с целью динамического наблюдения за развитием ребенка.

2 Коррекционно-развивающее (Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения; формирование универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)) -        создание условий, способствующих   личностному развитию каждого обучающегося;

-        планирование педагогами и узкими специалистами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, имеющих трудности в обучении;

-        разработка и реализация мероприятий, способствующих адаптации и интеграции в социокультурную среду обучающихся с ЗПР;

-        разработка и реализация мероприятий  по вопросам обучения и воспитания обучающегося рекомендательного характера.

3 Консультативное (Обеспечение непрерывности специального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся) -       разработка обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ЗПР, единых для всех участников образовательного процесса;

-    консультирование специалистами по запросу педагогов с целью выбора и применения индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ЗПР;

-    консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ЗПР.

4 Информационно-просветительское

(Разъяснительная деятельность по вопросам, связанных с особенностями коррекционно-развивающей работы для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками

-     информирование участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями коррекционно-развивающегося процесса и сопровождения детей с ЗПР с использованием различных форм просветительской деятельности (лекций, бесед, информационных стендов, печатных материалов).

Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий

Программа комплексного (психолого-медико-педагогического) сопровождения позволяет реализовать в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР личностно-ориентированный подход, а также, способствует освоению ими АООП НОО, достижению личностных результатов и социальной адаптации младших школьников. Основными принципами личностно ориентированного коррекционно-развивающего обучения являются дифференциация и индивидуализация, которые учитывают темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков, обеспечивают индивидуальную траекторию его развития. Достоинство подхода в коррекционном процессе видится в том, что мы можем объективизировать «зону ближайшего развития», понять, к каким функциям, процессам или навыкам должна преимущественно адресоваться развивающая работа, а значит, установить, какие конкретные приемы будут эффективны в коррекционной работе.

Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий и условий реализации программы содержит:

  • системное, комплексное, разностороннее изучение ребенка в процессе различных видов деятельности;
  • выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки обучающимся;
  • планирование и организация коррекционно-развивающей работы на основании данных диагностики обучающихся;
  • разработка индивидуально ориентированной коррекционной программы развития ребенка;
  • формирование у педагогов информационной готовности по применению специальных методов и приемов оказания помощи обучающимся с ЗПР, овладение интегрированными способами развития личности каждого ребенка.
  • консультирование и просветительская деятельность всех участников образовательного процесса, включающая родителей (законных представителей).

Реализация программы сопровождения обучающихся с ЗПР через обязательные коррекционные курсы: коррекционно-развивающие занятия (логопедические, психокоррекционные (фронтальные и (или) индивидуальные занятия)); ритмика (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), внеурочные коррекционные занятия, урочная деятельность; содержание данной области может быть дополнена организацией самостоятельно на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы развития (ИПР) обучающихся. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется организацией исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей детей с ЗПР.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях образовательного процесса

Организационно-контролирующий орган комплексного коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), как форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения, с целью создания необходимых условий и реализации особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обеспечения их психологического здоровья и личностных результатов.

Задачи ПМПк:

  • проведение диагностических мероприятий и обсуждение специалистами (учителя предметной среды, педагог-психолог, учитель-логопед, медработник, социальный педагог) особенностей развития и социальной адаптации каждого ребенка;
  • сопровождение и выстраивание образовательного маршрута для ребенка с ЗПР;
  • ознакомление родителей (законных представителей) с реализацией общей стратегии, заданной ПМПк и конкретных тактик развития ребенка с ЗПР;
  • организация массового санитарного просвещения (индивидуальные и групповые беседы с детьми и их родителями, применение здоровье-сберегающих технологий в во всех режимных моментах, пропаганда здорового образа жизни).

На школьном консилиуме специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги начальных классов и предметной среды, социальный педагог и медицинский работник имеют возможность всесторонне рассмотреть причины проявления школьных трудностей, основываясь на данные диагностического обследования, и с различных точек зрения выделить те основные нарушения развития речевых и неречевых психических процессов, коррекционное воздействие на которые позволит построить наиболее эффективную коррекционно-развивающую работу. Подобрать методы психокоррекционного воздействия для каждого конкретного ученика, непосредственно дидактические игры и упражнения соответствующие целям коррекции и развития, возрастным и личностным особенностям ребенка.

Механизм реализации работы психолого-медико-педагогического консилиума представлен системой комплексного сопровождения детей с ЗПР в условиях образовательного процесса (Рис. 1.):

 

Рис. 1. Механизм реализации работы психолого-медико-педагогического консилиума. 

Работа ПМПк включает следующие этапы организации коррекционно-развивающего воздействия:

  1. Организационный – непосредственно организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении на основании нормативно правовой документации: Приказа о создании ПМПк, Положения о ПМПк, договора о взаимодействии ПМПк, графика работы ПМПк.
  2. Предварительный – составление договора между образовательным учреждением (ОУ) и родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
  3. Подготовительный – сбор анамнестических данных и подборка диагностического инструментария.
  4. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
  5. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
  6. Направление ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (при необходимости).
  7. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе, выработка педагогической стратегии в организации коррекции и развития ребенка с ЗПР.
  8. Разработка индивидуально ориентированной программы развития ребенка.
  9. Реализация рекомендаций консилиума.
  10. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. 

Реализация системы психолого-медико-педагогической работы включает следующие направления: психокоррекционное, логопедическое, социально-педагогическое, медицинское (Таблица 2).

Таблица 2 – Направления психолого-медико-педагогической работы

Направление Цель Ожидаемые результаты
1 Психокоррекционное Коррекция и развитие когнитивной, эмоционально-волевой  и мотивационно-личностной сфер обучающихся с ЗПР. Сформированность психических процессов, необходимых для освоения АООП НОО и успешной социализации детей с ЗПР.
2 Логопедическое Создание условий для овладения обучающимися с задержкой психического развития конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими через развитие всех компонентов устной и письменной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм, письма и чтения) в различных формах и видах детской деятельности через комплексную систему работы с опорой на сохранные анализаторы, коррекцию поведения, развитие внутренней учебной мотивации. Сформированность устной и письменной речи для полноценного усвоения АООП НОО и социализации обучающихся с ЗПР.
3 Социально-педагогическое Обучение и воспитание детей с ЗПР и отклонениями в поведении, испытывающими временные трудности в адаптации и социализации, и имеющими сложности в усвоении общеобразовательной программы. Освоение обучающимися АООП НОО; сформированность у обучающихся с ЗПР необходимых социальных  умений обеспечивающих их личностное и профессиональное развитие в различных средах.
4 Медицинское Контроль здоровьесберегающей среды, профилактика простудных и вирусных заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР.

Этапы и реализация коррекционно-развивающих мероприятий в совместной деятельности всех участников образовательного процесса, планируемые результаты коррекционной деятельности 

Реализация индивидуально ориентированной коррекционной программы включает 5 этапов:

Этап сбора и анализа информации (сбор анамнестических данных, диагностика причин педагогических трудностей обучающихся с ЗПР).

Основная задача этапа – выявление причинно-следственных связей трудности усвоения АООП НОО, дифференциация детей по типу и уровню нарушения.

Результатом комплексной деятельности планируется создание диагностических портретов обучающихся (речевая карта, психологическое заключение, педагогическая характеристика), материал для распределения детей по однородным группам коррекции.

Этап проектный (планирования и организации образовательного процесса).

Основная задача этапа – коллегиальное обсуждение, планирование и проектирование педагогической стратегии развития и коррекции обучающихся с ЗПР  на основании данных комплексного диагностического обследования; согласование выбранной стратегии с родителями (законными представителями) детей с ЗПР.

Результатом проектной деятельности планируется создание индивидуальных карт психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей, создание плана индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, подбор методов психокоррекционного воздействия для каждого конкретного ученика, непосредственно дидактические игры и упражнения соответствующие целям коррекции и развития, возрастным и личностным особенностям ребенка.

Технологический этап (проведение коррекционно-развивающих занятий специалистами ОУ (учителем-логопедом, педагогом-психологом, коррекционных часов педагогами предметной среды и начальной школы), включение родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающий процесс посредством консультаций, обучающих мастер-классов, рекомендаций).

Задачей этапа является практическая реализация коррекционных мероприятий в соответствии  с индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы.

Результатом технологического этапа планируется осуществление комплексной индивидуально ориентированной работы с обучающимися с ЗПР.

Этап контроля эффективности коррекционно-развивающей работы (итоговая диагностика, совместный анализ результатов коррекционной работы).

Задачей этапа является мониторинг личностных результатов и уровня развития детей с ЗПР.

Планируемым результатом этапа является выявление динамики результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.

Этап регуляции и корректировки

Задачей этапа является своевременное изменение стратегии коррекционного процесса в случае выявления неэффективных мероприятий.

Планируемым результатом этапа является  достижение ребенком с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО и успешная социализация. 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися с ЗПР 

Внедрение в коррекционный процесс комплексной индивидуально-ориентированной программы, позволяет решить ряд проблем: оптимизировать процесс коррекционно-развивающей работы за счет создания единого комплекса педагогических, психологических, клинических воздействий, направленных на коррекцию причин отклонений психического развития обучающихся с ЗПР. Реализовать принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ЗПР разноуровневого подхода в коррекции и развитии, заявленного в ФГОС. Мониторинг динамики выявленных проблем развития речевых психофизических процессов обучающихся с ЗПР наглядно определяет степень результативности коррекционно-развивающих воздействий, что поможет в дальнейшем скорректировать индивидуально-ориентированную коррекционно-развивающую программу.

В индивидуально ориентированной программе выделены причины проявления школьных трудностей, основываясь на данные диагностического обследования, специалисты имеют возможность выделить те основные нарушения развития психических процессов, коррекционное воздействие на которые позволит построить наиболее эффективную коррекционно-развивающую работу (Таблица 3).

Таблица 3 – Психологические причины проявления школьных трудностей 

Школьные трудности (симптомы)

Психологические причины

1 Слабый нажим на письме. Расстройства почерка: несоблюдение пропорций и соотношений частей букв по высоте и протяженности, прописные буквы недостаточно округлые. Грязь в тетради. -        нарушение зрительно – двигательной координации;

-         недостатки графомоторной сферы;

-        недостаточная саморегуляция поведения;

-        тревожность.

 

 

2 Ошибки в написании безударных гласных, парных согласных в середине и конце слов. -        недостаточное развитие свойств внимания;

-        недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;

-        недостаточное развитие оперативной зрительной и слуховой памяти;

 

3 При письме смешивает и делает замены по акустическому признаку. -        недостаточное развитие слухового восприятия, вербального анализа.
4 Пропускает согласные и гласные, слоги, нарушено смягчение согласных, нарушение границ предложения. -        недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза;

-        нарушение развития слухового восприятия и концентрации внимания

5 Слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, пропуски слов; нарушение границ предложений. -        недостаточная устойчивость произвольного внимания, недостаточное развитие свойств внимания;

-        нарушение зрительно – двигательной координации;

-        слабое развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;

-        недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза.

6 Темп чтения ниже  нормы.

Ошибки, допускаемые при чтении: замены, ошибки  в прочтении окончаний слов.

 

-        низкий темп мыслительной деятельности;

-        недостаточное развитие свойств внимания;

-        инертность мыслительной деятельности, трудности  в установлениях закономерностей и причинно-следственных связей.

7 Постоянно отвлекается на уроках, неусидчив. -        недостаточная устойчивость произвольного внимания, недостаточное развитие свойств внимания;

-        слабая учебная мотивация;

-        недостаточная саморегуляция поведения.

8 Трудности в решении математических задач. -        низкий уровень освоения учебного материала;

-        недостаточная гибкость мыслительной деятельности;

-        конкретность мышления;

-        несформированность мыслительной операции обобщения, установления закономерностей, “анализа через синтез”;

-        поверхностная смысловая обработка математического материала.

9 Испытывает страх перед опросом учителя. -        тревожность;

-        неудовлетворенность отношениями с одноклассниками;

-        низкая самооценка;

-        недостатки детско-родительских отношений.

Опираясь на принцип «нормативности» развития, обязательной последовательности стадий развития в формировании личности ребенка, своеобразного эталона возраста, разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности речевых и психофизических способностей у младших школьников с ЗПР (Таблица 4). 

Таблица 4 – Критерии оценки динамики развития

Динамика развития Уровень Баллы %
Навык или функция развиты в достаточной мере: задание понимает и самостоятельно выполняет правильно без ошибок, рационален, работоспособность высокая, деятельность целенаправленная, ориентирована на достижение положительных результатов в обучении. Эмоционально-волевая зрелость. Норма 5 81 – 100
Количественная и качественная положительная динамика в развитии навыка или функции: задание понимает, при выполнении допускает 1-2 погрешности, при наводящей помощи видит и исправляет ошибки, работоспособность достаточная, деятельность устойчивая, проявляет интерес к учебной деятельности. Выше  среднего 4 61 – 80
Волнообразная динамика по развитию навыка или функции: знания неустойчивые, при выполнении задания нуждается в активной помощи, нестабилен, работоспособность снижена, работает формально, поведение ситуативное/ демонстративное/ наблюдаются аффективные вспышки. Средний 3 41 – 60
Недостаточная динамика по развитию навыка или функции: задание возможно при постоянной разъяснительной помощи взрослого, работоспособность низкая, деятельность неустойчивая, поведение реактивное/ демонстративное/ наблюдаются частые аффективные вспышки. Эмоционально-волевая незрелость. Ниже  среднего 2 21 – 40
Отрицательная или крайне низкая динамика по развитию навыка или функции: Помощь не принимает, перенос на аналогичные задания не осуществляет, работоспособность крайне низкая, отсутствие мотивации к учебной деятельности, поведение реактивное/ демонстративное/ наблюдаются частые аффективные вспышки. Эмоционально-волевая незрелость. Низкий 1 1 – 20

Мониторинг динамики выявленных проблем развития речевых и психофизических процессов обучающихся с ЗПР проводится два раза в год в конце каждого полугодия от стартовой точки в начале учебного года. Результаты промежуточной и итоговой диагностики сравниваются с критериями оценки уровня сформированности психических процессов, на основании чего определяется актуальный уровень нарушения развития, наличие или отсутствие динамики (данные выводятся в линейный график). Область применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса, определяется степень результативности коррекционно-развивающих воздействий, что поможет в дальнейшем скорректировать индивидуально-ориентированную программу.

Таким образом, предложенная программа комплексного индивидуально-ориентированного сопровождения способствует достижению  положительных личностных результатов и полноценного усвоения образовательной учебной программы обучающимися с ЗПР в условиях ФГОС на уровне сотрудничества педагогов. 

Модель реализации программы комплексного сопровождения ребенка

Для реализации принципа учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, заявленного в ФГОС, специалистами школы разрабатывается модель реализации программы комплексного сопровождения каждого обучающегося с ЗПР. Это документы, отражающие общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР (Таблицы 5, 6, 7, 8, 9, 10; представления узких специалистов).

Таблица 5 – Карта индивидуального развития обучающегося ___ класса ___

Данные обучающегося

Данные психоневролога и др. специалистов

Логопедическое заключение

Психологическое заключение

Примечание

1 ФИО:

 

Дата рождения:

 

Адрес:

 

Класс:

Телефон:

 

Родители:

 

Социальная и психологическая среда:

Таблица 6 – Мониторинг индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа учителя

20__/20__ уч. год

I полугодие II полугодие
Планируемые

мероприятия

 

 

 

Оценка достижений  Планируемые

мероприятия

Оценка достижений

Таблица 7 – Карта эффективности учебной деятельности (Методика Александровской Э.М.)

Класс _____________ число _______________ учитель______________

п/п

Ф.И.О.

ученика

Эффективность учебной деятельности

Успешность усвоения норм поведения и социальных контактов (уровень) Эмоциональное благополучие

(уровень тревожности)

Уровень адаптации

(уровень)

Сумма всех показателей

Познавательная активность (уровень) Учебная мотивация (уровень)

Таблица 8 – Лист динамического наблюдения учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда

ФИО  ребенка                    возраст                 школа   КГКСКОУ СКОШ 7 вида 4   класс ____                  

 

№ протокола                           дата  ___________                               

п/п

Проблема Принимаемые меры Дата Эффективность Примечания

 

Логопедическое представление на обучающегося:

ФИО____________________________________________________________________________                                                                                                                                              

Возраст        Школа                                                      Класс_____________________________                                                                                                       

Краткий анамнез раннего речевого развития (со слов матери, законного представителя)____

Речевая среда                                    и социальные условия ______________________________                                                                                                                                                                                                                    

Общая и мелкая моторика  _______________________________________________________

Артикуляционный аппарат:

Строение –  ____________________________________________________________________                                                                                                                                                    

Подвижность –  ________________________________________________________________                                                                                                                                                                             

Переключаемость –  ____________________________________________________________                                                                                                                                                                              

Устная речь:

Общее звучание речи:  ___________________________________________________________                                                                                                                                                                 
Понимание речи: _______________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                                 

Активный словарь  ______________________________________________________________

Грамматический строй языка _____________________________________________________

Слоговая структура речи: ________________________________________________________                                                                                                     

Звукопроизношение: ____________________________________________________________                                                                                                                                                                                

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез _______________________________

_______________________________________________________________________________

Связная речь: ___________________________________________________________________                                                                                                                           

 ______________________________________________________________________________                                                                                                                                                 

Тип и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием):  ____________________                                                                                                                                                                                                                               

Письменная речь:

Письмо.  ______________________________________________________________________                                                                                                                                                                                             

Чтение. _______________________________________________________________________                                                                                                                                                                                         

Речевое заключение:_______________________________________________________________

Рекомендации:                                                                                                       _____________                                          

________________________________________________________________________________

Дата обследования                                              ФИО учителя-логопеда___________

                                                                                  (Подпись)         

 

Представление педагога-психолога на обучающегося:

 

ФИО________________________________________________________________________

Возраст _______________Школа _________________________Класс _________________

Поведение в ситуации обследования:____________________________________________

____________________________________________________________________________

Особенности памяти:__________________________________________________________

Внимание:___________________________________________________________________

Восприятие:_________________________________________________________________

Интеллектуальное развитие:____________________________________________________

Особенности конструктивной деятельности:______________________________________

Речь:________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Моторная ловкость:___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Общая осведомленность:_______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Особенности эмоционально-личностной сферы:___________________________________

____________________________________________________________________________

Заключение психолога:________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата обследования____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Психолог___________________________________________________________________

 

Таблица 9 – Мониторинг особенностей межличностного общения и поведения, развитие социальных (жизненных) навыков у детей воспитателя ГПД

Коррекционно-развивающая работа воспитателя ГПД

20__/20__ уч. год

I полугодие II полугодие
Планируемые

мероприятия

 

 

 

Оценка  достижений Планируемые

мероприятия

 

 

 

Оценка  достижений

Таблица 10 – Индивидуальная карта развития социальных (жизненных) умений у младших школьников с ЗПР

Направление

Критерий

Цель

Уровень

1 «Дифференциация и осмысление картины мира» Умение применять необходимые знания правил дорожного движения Выявление степени  необходимых знаний о правилах поведения на дороге.
Умение применять элементарные представления  о природных явлениях и мире вещей Выявление и оценивание сформированности личностного опыта взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.
2  «Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях» Умение применять знания ТБ в ситуациях опасных для жизни и здоровья Выявление степени  знаний ТБ, готовность их применять.
Умение различать ситуации, в которых можно доверять взрослым, от ситуаций, в которых необходимо сказать «нет» Выявление умения оценивать  различные  неотложные ситуации,  определяя  оптимальные  действия  для их решения, в соответствии с возрастом и возможностями
3 «Дифференциация и осмысление адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей» Умение отделять оценку поступка от оценки самого человека Выявление степени дифференциации социальных и моральных норм, выделение морального содержания действий и ситуаций адекватно возрасту.
Умение определять  возможные  для себя и окружающих правила поведения Выявление способности

ребенка оценивать действия с точки зрения нарушения и соблюдения общественных норм в пределах возрастных возможностей.

4 «Овладение навыками коммуникации» Умение разрешать конфликт со сверстником с помощью коммуникации Выявление способности выделять нравственную сторону поступков и умения договариваться.
Умение слушать, вести разговор по правилам диалогической речи Выявление умения слушать, задавать вопросы для уточнения информации
3 «Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни» Умение применять навыки самообслуживания Выявление степени сформированности навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и возможностями.
Умение ориентироваться в устройстве общества Выявление умений ориентироваться в устройстве общества.

Таким образом, реализация коррекционной программы по сопровождению обучающихся с ЗПР в соответствии с возможностями, предусмотренных ФГОС, способна обеспечить оптимальные и равные условия коррекционно-развивающего и социализирующего обучения и воспитания вне зависимости от различий в уровне их когнитивного и психосоциального развития.


Библиографический список
  1. Коробейников И.А., Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития: проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Пиходиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Ось-89», 2000.
  3. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.
  4. Безруких М.М., Ефимова С. Почему учиться трудно? – М., 1995.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984.
  6. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований// Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1987.
  7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  8. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов/ Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2012.
  9. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности к школьному обучению и технология ее применения. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Крылья, 2012.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Курдюмова Галина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация