Управленческий состав организации постоянно оценивают с точки зрения того, насколько они достигают целей компании. Такая рейтинговая система существует везде: публикуются рейтинги команд Национальной Футбольной Лиги; составляется список наиболее быстроразвивающихся частных компаний; оцениваются города по стоимости жилья или развитию транспортной системы. Менеджеров принято оценивать по тому, как они выполняют свои задачи, то есть по тому, насколько эффективно и продуктивно они достигают целей организации.
Эффективность – это показатель того, достигла ли организация своих целей. Другими словами, сделала ли организация то, что следовало бы сделать для достижения заданных целей? С другой стороны, если организация эффективна, но при этом ресурсы, затрачиваемые для достижения целей, не учитываются, работа организации страдает. Производительность – это показатель того, использует ли организация подходящие ресурсы для достижения своих целей. Не напрасны ли усилия людей? Действительно ли деньги и материалы потрачены на достижение цели? Даже когда организация высокопроизводительна, она может быть неэффективна, если концентрация на производительности ведет к неправильному результату. Чтобы достичь качественного выполнения поставленных задач, организация должна быть и эффективна, и производительна.
Конечно, менеджеров и организации необходимо оценивать по некоторым стандартам выполнения работы. К примеру, работу тренера хоккейной команды можно оценить по количеству выигранных и проигранных игр, владельца издательства журнала - по тому, какую долю рынка занимает и какие прибыли получает его компания. Топ-менеджеров обычно оценивают по отдельным целям и задачам, которые помогают организации достичь перевыполнения плана. Выполнение задач – понятие, применяемое как к отдельному человеку, так и к организации: менеджеры ответственны за работу людей, которыми они руководят так же, как и за свои собственные результаты в достижении целей предприятия.
Характеристику того, насколько хорошо выполнено задание, менеджерам следует начать с осознания того, что же ожидают потребители. Покупатели последними оценивают выполнение менеджерами своих задач. “Результат существует только вне”, – говорит эксперт в области менеджмента Питер Ф. Дракер [1].
Вне зависимости от того, кто они: президенты, деканы или супервайзеры – все менеджеры выполняют работу, которую можно описать и проанализировать в той или иной степени. В один обычный день менеджеры могут активно планировать, организовывать, мотивировать или контролировать, но эти четыре функции на самом деле не описывают то, что же делают менеджеры в течение своего рабочего дня. За последнее время исследователи создали некоторые новые рамки работ, чтобы дополнить традиционные четыре модели менеджмента и прояснить природу деятельности управленцев. Это новое исследование помогает объяснить и продифференцировать ежедневную деятельность менеджеров.
Например, исследователь Генри Минцберг [2] ежедневно наблюдал за каждым из пяти американских руководителей, чтобы увидеть, как эти менеджеры тратят свое время. Его открытия включали следующие характеристики работы менеджеров:
- Долгий рабочий день. Менеджеры, особенно топ-менеджеры, работают с постепенно снижающейся скоростью. Многие виды работ требуют от менеджеров чрезвычайно много времени только во время пика, но все менеджеры обычно проводят целый день за работой в любое время года.
- Краткость, разнообразие и обрывочность. В противоположность образу менеджеров, концентрирующихся на решении небольшого количества ключевых проблем, Минцберг обнаружил, что деятельность менеджмента в действительности характеризуется краткостью, разнообразием и обрывочностью. Хотя дальнейшие исследования показали, что не все виды деятельности попадают под этот образ, определение Минцберга подходит для описания рабочего дня многих менеджеров.
- Звонки и встречи. Большую часть времени менеджеров занимают устные коммуникации и телефонные звонки. Менеджерам необходимы эти коммуникации, поскольку так они могут приобретать свежую информацию. К тому же большая часть того, что связано с их работой, недостаточно полно изложена на бумаге.
Данное исследование позволило Минцбергу Г. выделить ряд выполняемых ролей менеджера, что в итоге оказывает влияние на процесс принятия управленческих решений.
Таким образом, деятельность менеджеров имеет ряд особенностей, накладывая отпечаток на гибкость работы, принятие решений и достижение целей организации.
Библиографический список
- Дракер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 с.
- Минцбрег Генри. Действуй эффективно. Лучшая практика менеджмента: Пер. с англ. – СПБ.: Питер, 2011, -288с.