ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНЕРАТИВНОСТИ. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Полякова Мария Константиновна
Санкт-Петербургский государственный университет
магистрант 2 курса

Аннотация
В данном исследовании рассматривались отношения генеративности и временной перспективы у мужчин и женщин. В исследовании приняло участие 116 респондентов (55 мужчин, 60 женщин). Выявлено, что генеративная направленность у мужчин связана со всеми временными периодами, тогда как у женщин не было обнаружено связей генеративности с особенностями прошлого времени.

Ключевые слова: взрослость, временная перспектива, гендерные особенности, генеративность, половые различия


THE TIME PERSPECTIVE AS A PREDICTOR OF FORMATION THE GENERATIVE. THE GENDER DIMENSION

Poliakova Maria Konstantinovna
St. Petersburg State University
Second year of Master's Degree

Abstract
The study examined the relationship of generative and temporal perspectives of both men and women. The study involved 116 respondents (55 men, 60 women). It was revealed that the generative orientation in men is associated with all time periods, while women were found generative relations with the features of the past.

Keywords: adulthood, gender, gender-sensitive, generative, time perspective


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Полякова М.К. Временная перспектива как фактор становления генеративности. Гендерный аспект // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57826 (дата обращения: 18.04.2024).

Исследование проведено при поддержке «Гранта для студентов вузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга 2015»

Возрастание продолжительности жизни, вызванное этим усложнение структуры родственных связей, разрыв культурных и психологических связей между поколениями могут создавать препятствия для гармоничных отношений между представителями разных поколений. Одним из психологических конструктов, касающихся феномена межпоколенческих отношений является генеративность – направленность человека на наставление и заботу о следующем поколении. Понятие впервые было введено Э.Эриксоном, по его мнению, генеративность является необходимым условием для самореализации человека на возрастном этапе взрослости [1-3]. Впоследствии генеративность рассматривалась как необходимое условие для психологического благополучия взрослого [4, 5] и как социальный феномен, способствующий благополучию общества [6].

Экспериментальные и теоретические работы многих зарубежных исследователей, посвященные изучению генеративности, свидетельствуют о наличии различия становления и проявления генеративности у мужчин и женщин. Было выявлено, что у женщин социальные и психологические факторы оказывают меньшее влияние на развитие генеративности, чем у мужчин [7, 8]. Имеются данные, говорящие в пользу того, что генеративность у женщин развивается раньше, чем у мужчин и в период взрослости имеет меньшую динамику [9, 10]. Социальные предпосылки развития генеративности также были различными в зависимости от пола: для молодых мужчин предиктором становления генеративности может являться рабочая деятельность, в то время как молодых женщин таким предиктором могут служить особенности коммуникативной сферы [5]. Наиболее цитируемые авторы, разрабатывающие теорию генеративности, отмечали, что в структуру генеративности входят социальные ожидания.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время тема генеративности является предметом многочисленных зарубежных исследований. В отечественной психологии данный феномен почти не изучен, практически отсутствуют эмпирические исследования по данной тематике. Поэтому представляется актуальным изучение генеративности в целом, и гендерных особенностей генеративности в частности, в условиях российской действительности.

Понятие генеративности связано с представлениями людей об их вкладе в будущее последующих поколений [2, 11]. Имеются данные, говорящие о возможности влияния временной перспективы на генеративность: чем более она ограничена, тем в большей степени человек имеет направленность на заботу о следующих поколениях [5, 12]. Следовательно, изучение временной ориентации как фактора становления генеративности у мужчин и женщин на этапе взрослости является актуальным.

Целью данного исследования является выявление гендерных различий становления генеративности в зависимости от временной перспективы.

Методы.

Блок методик для выявления структуры генеративности:

  • «Шкала генеративности Лойолы» (LGS) [7];
  • «Ценностный опросник» С.Шварца [13];
  • Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [14];
  • «Тест самоактуализации» Э.Шострома (шкалы: синергичность, контактность, самопринятие) [15].

Блок методик для анализа временной структуры:

  • «Оценивание пятилетних интервалов» Е.И. Головаха, А.А. Кроник [16-18];
  • «Семантический дифференциал времени» Л.И. Вассерман [19].

В исследовании приняло участие 116 человек (55 мужчин, 60 женщин; в том числе 48 ранней, 37 средней и 31 поздней взрослости).

Результаты исследования и их обсуждение

В результате сравнительного анализа по критерию t-Стьюдента не было выявлено различий между мужчинами и женщинами по уровню выраженности генеративной направленности (t=-0,533; p=0,6).

В результате корреляционного анализа были выявлены связи между уровнем генеративности и проявлениями временной перспективы. У мужчин связей было несколько меньше, чем у женщин, однако они располагались во всех трех временных отрезках: в прошлом, настоящем и будущем (табл. 1). У женщин генеративность была связана со многими характеристиками настоящего и будущего, и не было выявлено ни одной значимой связи между генеративностью и какой-либо характеристикой прошлого времени. Необходимо обратить внимание на связи с генеративностью эмоционального отношения ко времени у мужчин: во всех временных отрезках присутствует связь на высоком уровне значимости. Возможно, это говорит о том, что удовлетворенность своей жизнью в целом находится во взаимосвязи с желанием участвовать в жизни следующих поколений. У женщин, возможно, прошлое играет роль в становлении генеративности в очень малой степени. Данную тенденцию мы увидим, если обратим внимание на связь между генеративностью и коэффициентом взрослости, который выражает значение насыщенности будущего по отношению ко всей жизни, что дает возможность говорить об ориентации человека на будущее или прошлое (чем значение коэффициента выше, тем в большей степени человек ориентируется на прошлое). То есть мужчины, ориентированные скорее на будущее, нежели на прошлое, склонны проявлять большую степень генеративности. У женщин и в данном случае не было выявлено взаимосвязи, которая могла бы указать на особенность отношения к прошлому у женщин с высоким уровнем генеративности. При этом, чем более долгую жизнь ожидали прожить мужчины и женщины, тем более высокий уровень генеративной направленности у них наблюдался.

Таблица 1 – Результаты корреляционного анализа связей генеративности и временной перспективы в группах мужчин и женщин

Мужчины

Женщины

Предполагаемая продолжительность жизни

,337**

,263*

Коэффициент Взрослости

-,461**

Средняя Насыщенность

,299*

,350**

Ассоциации с настоящим временем
  1. Активность времени

,454**

,342**

  1. Эмоциональная окраска

,331**

,374**

  1. Величина времени

,415**

  1. Структура

,322*

Ассоциации с прошедшим временем
  1. Эмоциональная окраска

,383**

  1. Величина времени

,314*

Ассоциации с будущим временем
  1. Активность времени

,261*

,370**

  1. Эмоциональная окраска

,386**

,340**

  1. Величина времени

,314*

  1. Структура

,337**

  1. Ощущаемость

,290*

По результатам регрессионного анализа были выявлены следующие особенности проявления генеративности в зависимости от временной перспективы. У мужчин низкий коэффициент взрослости и высокие показатели активности настоящего и эмоционального отношения к прошлому были связаны (табл. 2) с уровнем генеративности (R=0,63; p<0,001). То есть, возможно, становление генеративности у мужчин обусловлено удовлетворенностью своим прошлым, энергичностью в настоящем и высокими ожиданиями от будущего. Скорее всего, удовлетворенность прошлым является ресурсом для уверенности в возможности оказать влияние на следующее поколение. Высокие ожидания от будущего подкрепляют направленность человека на инвестирование своих сил в будущее (причем в будущее других людей). Мужчины, направленные на заботу о будущих поколениях, по всей видимости, в настоящем живут насыщенной жизнью, что также может влиять на уверенность в своих силах внести вклад в развитие молодых людей.

Таблица 2 – Результаты регрессионного анализа данных группы мужчин (зависимая переменная – генеративность; независимые переменные – особенности временной перспективы)

Model

Beta

t

Sig

(Constant)

10,165

,000

Коэффициент Взрослости

-,311

-2,814

,007

Активность настоящего времени

,328

3,006

,004

Эмоциональная окраска прошлого

,260

2,416

,019

Активность настоящего времени

,354

3,134

,003

У женщин величина настоящего времени и средняя насыщенность жизни были связаны (табл. 3) с уровнем генеративности (R=0,49; p<0,001). То есть высокий уровень генеративности проявляли женщины, которые видели в настоящем огромное пространство для самореализации и считали свою жизнь наполненной множеством событий и впечатлений. Скорее всего, в становление генеративности женщин может вносить вклад ощущение насыщенности своей жизни. Возможно, это связано с тем, что для развития генеративности у женщин важным фактором является наличие ощущения самореализации, что снимает препятствия для развития направленности на заботу о следующих поколениях.

Таблица 3 – Результаты регрессионного анализа данных группы женщин (зависимая переменная – генеративность; независимые переменные – особенности временной перспективы)

Model

Beta

t

Sig.

(Constant)

4,604

,000

Величина настоящего времени

,356

3,069

,003

Средняя насыщенность жизни

,273

2,357

,022

Сравнивая между собой результаты регрессионного анализа данных, полученных от мужчин и женщин, можно заметить, что у мужчин, как и в случае корреляционного анализа, имеются связи между генеративностью и всеми тремя отрезками времени: прошлым, настоящим и будущим. При этом в большей степени в данном случае на генеративность может воздействовать настоящее и прошлое человека. Возможно, социальная среда в предыдущие периоды развития мужчин способна оказывать сильное влияние на желание в зрелом возрасте являться наставником для молодого поколения. Для женщин может быть особенно важным предиктором становления генеративности наличие уверенности в том, что в настоящее время имеется множество возможностей самореализации и отсутствие ограничений деятельности. Таким образом, скорее всего, для становления генеративности мужчин важным является наличие удовлетворенности прожитой жизнью и надежды на будущее, тогда как для женщин важным является наличие свободы действий. Если исходить из данных зарубежных исследователей, то можно предположить, что женщина видит возможность самореализации в генеративном поведении, поэтому, чем больше свободы она видит, тем в большей степени готова проявлять генеративность.

Выводы

Результаты корреляционного анализа позволили выявить взаимосвязь временной перспективы с генеративной направленностью на высоком уровне статистической значимости. Причем у мужчин генеративность была связана со всеми временными периодами, тогда как у женщин она была связана в основном с настоящим и будущим. Результаты регрессионного анализа подтверждают наличие взаимосвязи у мужчин генеративности с особенностями всех временных отрезков, тогда как у женщин подтвердилась связь генеративности с особенностью настоящего.


Библиографический список

 

  1. de St. Aubin, E. & Bach, M. Explorations in generativity and culture. // Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective, 2015, pp. 653-665
  2. Erik Erikson “Childhood and Society”, 2nd ed., 1963
  3. Rothrauff, T., & Cooney, T. M. (2008). The role of generativity in psychological wellbeing: Does it differ for childless adults and parents? // Journal of Adult Development. Vol. 15, 148-159
  4. An, J. S., & Cooney, T. Psychological well-being in mid to late life: The role of generativity development and parent-child relationships across the lifespan // International Journal of Behavioral Development. 2006. Vol. 30, 20–31
  5. Ackerman, S., Zuroff, D., & Moskowitz, D. S. Generativity in midlife and young adults: Links to agency, communion, and subjective well-being // International Journal of Aging and Human Development. 2000. Vol. 50, 17–41
  6. Morselli, D., Passini, S. Measuring Prosocial Attitudes for Future Generations: The Social Generativity Scale // Journal of Adult Development. 2015. Vol. 22, 173-182.
  7. McAdams, D., & de St. Aubin, E. A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 62, 1003–1015
  8. Karacan, E., Timing of Parenthood and Generativity Development: An Examination of Age and Gender Effects in Turkish Sample // Journal of Adult Development, December 2014, Volume 21, Issue 4, pp 207-215
  9. Snarey, J., Son, L., Kuehne, V. S., Hauser, S., & Valliant, G. The role of parenting in men’s psychological development // Developmental Psychology 1987. Vol. 23, 593–603
  10. Snarey, J. How Fathers Care for the Next Generation: A Four-Decade Study // Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993
  11. Kotre, J. Outliving the self: Generativity and the interpretation of lives // Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1984
  12. Kooij, D., & Van de Voorde, K. How changes in subjective general health predict future time perspective, and development and generativity motives over the lifespan // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011. Vol. 84, 228-247.
  13. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004
  14. Райгородский Д.Я.  Практическая психодиагностика. Самара. Бахрах, 1999г.
  15. Гозман Л. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. – М.: Рос. пед. агентство, 1995.
  16. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. – 2-е изд., доп.– СПб: Питер, 2004.
  17. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.
  18. Головаха Е.И. Критерии продуктивности жизни // Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. – Киев: Наукова думка, 1985. – С. 256-265
  19. Вассерман, Л.И, Трифонова, Е.А., Червинская, К.Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для врачей и медицинских психологов. СПб, 2009.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Полякова Мария Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация