Проблема качественного улучшения различных видов государственных программ, осуществляемых в Российской Федерации, приобрела особенную актуальность в связи с переходом к программно-целевому методу в государственном управлении. Значимость проблемы подтверждается вниманием к ней со стороны государства и закреплением в бюджетной политике страны.
Целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и эффективное исполнение принятых обязательств.
Одной из задач, установленных для достижения данной цели, является «повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании»[1].
С целью реализации указанной задачи необходимо рассматривать государственные программы с точки зрения повышения их качества как документов стратегического планирования в связи со значительным ростом необходимости формирования системы стратегического планирования в современных реалиях в силу следующих причин:
1) решения в различных экономических отраслях приобретают долгосрочный стратегический характер;
2) стабильно функционирующая система стратегического управления в государственном секторе – важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности российской экономики;
3) система стратегического планирования развивает принцип результативного управления, обеспечивая непосредственную увязку итогов деятельности государственных органов власти и предоставленных для их достижения бюджетных средств;
4) роль эффективно функционирующей системы стратегического управления неуклонно возрастает во времена экономического кризиса и дефицита федерального бюджета.
Место государственных программ в системе документов стратегического планирования Российской Федерации представлено на рисунке.
Рисунок – Место государственных программ в системе документов стратегического планирования Российской Федерации
Исходя из того, что система стратегического планирования Российской Федерации – это совокупность, в том числе, взаимосвязанных документов стратегического планирования [2], а также учитывая принцип преемственности и непрерывности стратегического планирования [3], согласно которому разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов и этапов реализации документов стратегического планирования, для повышения качества государственных программ в области стратегического планирования рекомендуется:
- предусмотреть в государственных программах развернутое описание механизмов государственной политики;
- цели подпрограмм должны соотносится с целями госпрограммы и соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации подпрограммы и определять конечные результаты их реализации;
- разрабатываемые или дорабатываемые отраслевые стратегии в обязательном порядке должны влечь за собой разработку или доработку соответствующих государственных подпрограмм;
- формулировать задачи подпрограммы с точки зрения необходимости и достаточности для достижения конкретной цели государственной политики.
Последующее бюджетное планирование на основе государственных программ улучшит рациональность использования бюджетных средств на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности, поэтому важно обеспечить последующее внедрение государственных программ в процесс бюджетного планирования. Для достижения чего рекомендуется:
- регламентировать предоставление дополнительных бюджетных ассигнований с учетом необходимости достижения целей и показателей конкретных государственных программ;
- расширить полномочия главных распорядителей бюджетных средств по перераспределению средств внутри реализуемых государственных программ с сохранением необходимости достижения поставленной цели государственной программы.
Государственные программы Российской Федерации – один из элементов системы стратегического планирования – в процессе перехода к программно-целевому методу финансирования государственных расходов призваны не только обеспечить корреляцию фактически предоставленных бюджетных средств и достигнутых результатов их использования в соответствии с утвержденными стратегическими целями государственной политики, но и повысить эффективность расходования средств в государственном секторе и качество предоставления государственных услуг.
Библиографический список
- “Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”, официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru (дата обращения 10.09.2015).
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения 10.09.2015).
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”// Справочно-правовая система КонсультантПлюс.