Выбор профессии – это не простой шаг в жизни каждого человека. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются ученики 9 и 11 классов. Но по-настоящему острой и актуальной эта проблема стала именно сейчас. Процесс выбора профессии начинается гораздо раньше, чем в старших классах, он очень долгий и многоуровневый.
На выбор профессии обычно влияют внешние условия (мнение со стороны) и личностные особенности. В настоящее время насчитывается около 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно пропадают и одновременно с этим появляется столько же новых, что значительно осложняет выбор старшеклассников, т.к. раньше не было такого разнообразия в мире профессий. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентационная работа не выполняет своей главной функции – помочь ученику разобраться в современных профессиях, большинство учащихся не знают современных требований работодателей, определить свои личностные особенности, найти самую подходящую для данного ученика профессию, раскрыть скрытые способности учащихся, сопоставить их желания и возможности [3].
Можно определить несколько факторов, которые влияют на выбор будущей профессии: субъективные, объективные, социальные, личностные особенности.
К субъективным факторам относят: способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии); темперамент; характер.
Объективные: состояние здоровья, уровень подготовки (успеваемости), информированность о мире профессий.
И есть ещё социальные факторы: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Отдельную нишу занимают способности. Чаще всего проблему способностей путают с одарённостью, но такого высокого уровня развития способностей требуют от человека очень малое количество профессий [2].
По основанию требований, предъявляемых профессией к человеку, К.М Гуревич выделяет 3 типа профессий:
- профессии, в которых здоровый человек достигает успеха;
- профессии, в которых далеко не каждый человек может продемонстрировать свою работоспособность;
- профессии, которые требуют полной отдачи для получения очень высокого результата, т. к. работодатель предъявляет особые требования к личностным особенностям человека (100% профпригодность) [1].
В данной статье будут рассмотрены именно личностные особенности как фактор выбора профессии.
К личностным особенностям относятся способности (общие и специальные), физическое развитие, волевые качества, интересы, склонности, самооценка, самосознание, характер, темперамент, приспособляемость и т. д.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса
15 учеников 10 класса в возрасте 16-17 лет.
Для диагностического исследования были выбраны методики: «Методика профессионального самоопределения» Дж. Голланда, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина и «Карта интересов».
Рассмотрим результаты исследования. Данные психодиагностики с помощью анкеты «Ориентация», используемой для самооценки профессиональных интересов и способностей, представлены графически на рис.1.
Рис. 1 – Результаты диагностики самооценки профессиональных интересов и способностей
По результатам диагностики можно сказать, что среди респондентов преобладают профессиональные способности и интересы в области деятельности «человек – художественный образ». Чуть реже диагностируется смешанный тип, что говорит о том, что дети очень разносторонние и любознательные. По мнению 7,14% респондентов предпочитаемыми являются такие типы профессий, как «человек-человек», «человек-техника». Профессии типа «человек-знаковая система» предпочитают 14,28% испытуемых. В ходе исследования не было выявлено респондентов, предпочитающих профессии типа «человек-природа». Это может быть связано с тем, что дети в гимназии часто выступают на сцене, участвуют в различных мероприятиях, связанных с творческой деятельностью, посещают секции и кружки, связанные с творчеством. В связи с этим у них может развиться желание видеть себя в творческой профессии.
Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.
Результаты диагностики профессионального самоопределения графически представлены на рис. 2.
Рис.2 – Результаты диагностики предпочитаемых видов профессиональной среды
Результаты диагностики позволяют утверждать, что: реалистичный вид профессиональной среды у 7%. Дети, профессиональные склонности которых, соответствуют этим видам, отличаются от своих одноклассников усидчивостью, умением доводить всё до конца. Интеллектуальный вид 14%.
Респонденты, предпочитающие данный тип, отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.
37% респондентов предпочитают социальный вид.
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.
Артистический вид предпочитают 7% респондентов. Профессионалы данного типа независимы, в принятии решений руководствуются только собственным мнением, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, а также гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Предприимчивый вид – предпочитают 21% респондентов. Профессионалы данного вида находчивы и практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, имеют тягу к приключениям. Они обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями, не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Конвенциональный вид профессиональной среды предпочитают 14% респондентов. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.
Полученные данные соотносятся с результатами диагностики ориентации: именно ориентированные на социум испытуемые склонны выбирать себе профессии типа «человек-человек» и «человек-художественный образ».
Методика «Карта интересов» предназначена для изучения профессиональных интересов учащихся. Результаты диагностики интересов испытуемых представлены графически на рис.3.
Рис.3 – Результаты диагностики интересов
Психодиагностика интересов испытуемых показала, что у 37% есть потенциал заниматься журналистикой и филологией, по 14% проявили желание заниматься педагогикой, медициной биологией и такие профессии, связанные с математикой, физикой, радио – электротехникой, обслуживающей сферой деятельности, географией и искусством выбрали только по 7% испытуемых.
В большинстве случаев, старшеклассникам интересна сфера журналистики и филологии, что может говорить о том, что
ученикам гуманитарной школы учителя смогли привить любовь и интерес к языкам, литературе и другим гуманитарным предметам. Вследствие этого, можем также предположить, что интерес к журналистике также подкрепляется и наличием у большинства детей предприимчивого вида, ибо и филологам, и журналистам часто приходится общаться с людьми
Таким образом, психологи утверждают, что люди стали ответственнее подходить к выбору профессии. Большое количество людей перестали думать, что профессия может быть одна и на всю жизнь. Всё течёт, всё меняется, прогресс не стоит на месте. Мир совершенствуется. Старые устои уходят в прошлое, заменяясь новыми технологиями. Из-за этого сложно сказать, что будет, например через 5 лет. Профессии, которые популярны сегодня, завтра могут стать невостребованными. Но благодаря активности и мобильности современной молодёжи можно с уверенностью утверждать, что мир в надёжных руках и он не останется без квалифицированных специалистов.
Библиографический список
- Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 1984.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону.: «Феникс», 1996.
- Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений //Психологический журнал, 1984.- № 4.