ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ЛОТОСОВЫЕ НОЖКИ

Верисова Анна Дмитриевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций

Аннотация
Культура Китая уникальна и многообразна, она дала миру много полезных изобретений, но также в нее входили такие традиции, которые в современном мире лучше не повторять. В статье рассмотрен один из таких обычаев – бинтование ног. Рассказывается когда появилась традиция, зачем девочек подвергали таким мучениям и описывается сам обряд бинтования стоп.

Ключевые слова: бинтование ног, Китай, культура, лотосовые ножки, народ, обычай, свадьба, традиции


TRADITIONS OF ANCIENT CHINA: LOTUS FEET

Verisova Anna Dmitrievna
Ural State University of Railway Transport
lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department

Abstract
The Chinese culture is unique and varied, it gave to the world a lot of useful inventions, but also it was composed of such traditions, which in the modern world it is better not to repeat. The article describes one of the such custom- feet binding. In the article you can learn when the tradition appeared, why girls incurred these tortures and also described the ceremony of feet binding.

Keywords: China, culture, customs, feet binding, lotus feet, people, traditions, wedding.


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Верисова А.Д. Традиции древнего Китая: лотосовые ножки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57310 (дата обращения: 25.10.2024).

Культура Китая – одна из самых древних культур в мире. Именно Китай является родиной таких изобретений как бумага, порох, шелк, компас и даже зубная щетка появилась в древнем Китае. Но говоря о великих изобретениях Китая, невозможно упомянуть и те, которые лишь при одном упоминании приводят всех в шок. Одна из них – бинтование ног.

Эта жестокая традиция появилась в конце IX века и просуществовала не одно столетие. Суть этого обычая заключалась в следующем: когда девочке исполнялось 5 лет, ей начинали бинтовать ступни, и тогда, к 10 годам у нее формировалась идеальных размеров ножка – 10 сантиметров. Такой размер ноги еще называли «лотосовой ножкой».

Как только девочке исполнялось 5 лет, ее мать начинала готовиться к «таинственному обряду», для этого выбирали специальный день по лунному календарю, когда считалось, что бинтование будет проходить не так болезненно, затем она дочке обстригала ногти и начинала бинтовать пальцы ног так, чтобы большой палец был не тронут. Бинт нужно было плотно зафиксировать, чтобы оставшиеся пальцы лежали очень плотно друг к другу. Затем девочка должна была надеть обувь на несколько размеров меньше ее ноги, в этой же обуви девочки спали. Туфли разрешалось снять только через несколько дней, чтобы помыть ноги и заменить повязку. Иногда девочкам запрещалось снимать повязку, так как существовало поверье, что если в ступне не будет мясо, то она будет даже красивее, но из-за этого от ног исходил неприятный запах. Из-за неприятного запаха и не эстетичного вида впоследствии девушки, никогда не разбинтовывали и не мыли ноги при муже, девушки даже ложились спать в туфельках. К 10 годам стопа уменьшалась до нужных размеров и тогда девочкам начинали давать уроки правильной походки. В интеллектуальном плане девочки с ножками лотоса были не особо развиты. Они в 13 лет выходили замуж, умели вести хозяйство, готовить и мастерить себе туфельки, все остальное, по мнению мужчин, было не женской заботой. Девочки имели не одну пару обуви: у них была обувь, предназначенная для сна, для праздников, для выхода на улицу, кроме того, туфельки изготавливались из разных материалов и с разными изображениями.

Корсаков В.В. говорил следующее об этой традиции: «Идеал женщины китаянки — это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. Неприятно и досадно видеть этих китаянок даже простых, которые с трудом переходят от дома к дому, широко расставляя ноги в сторону и балансируя руками. Башмачки на ногах всегда цветные и часто из красной материи. Ноги свои китаянки бинтуют всегда и надевают чулок на забинтованную ногу. По размеру своему ноги китаянок остаются как бы в возрасте девочки до 6—8 лет, причем один только большой палец является развитым; вся же плюсневая часть и стопа крайне сдавлены, и на стопе видны вдавленными, совершенно плоскими, как бы белыми пластинками, безжизненные очертания пальчиков». [1,c.112].

Зачем же девочек подвергали таким мучениям?

  1. Считалось, что если у девушки «лотосовые ножки», то она из аристократической семьи, ведь крестьянам нужно было в течение всего дня работать, а с такими ножками не возможно было долго ходить, это доставляло им огромные мучения. Таким образом, основным занятием девочки было сидеть дома, а в особых случаях, когда ноги были сильно изуродованы, они передвигались только с помощью служанок.
  2.  Идеалом мужской красоты была девушка с маленькой ножкой. Одним из основных критериев при заключении брака был размер ноги невесты.  Мамы, когда бинтовали своим дочкам ступни, просили их потерпеть ради перспективного брака.
  3. Также не стоит и отвергать то, что уже в более позднее время это был хороший способ заставить женщину сидеть дома и заниматься детьми.
  4. Походка с таким размером ноги считалось более изящной.
  5. Маленький размер ноги считался признаком отличия женщины от мужчины, женщина же с обычным размером ноги была подобна мужчине.
  6. Испытывая боль, девушка вырастет скорее покорной (нежели властной и сильной) и будет подчиняться своему мужу.
  7.  Девушка с маленьким размером ноги считалась более чистоплотной, предполагалось, что она чаще моет ноги, хотя на деле не всегда оказывалось все именно так: кто-то мыл раз в неделю, а кто-то и раз в год.

Последствия такого бинтования были ужасными: вросшие ногти, невроз тканей. Кроме того, часто возникали разные инфекции и если они распространялись на кости, то девушка могла остаться без пальцев, чему все только были рады, ведь в таком случае ножка будет более изящной. Иногда для этого даже специально провоцировали заражение.

Хотя  этот варварский обычай и был очень популярен, и любим в Китае, всегда находились и те, кто не понимал его – противники «лотосовых ножек». В 1663 году был издан закон, который запрещал бинтовать ноги, но в итоге этот закон имел силу только в отношении девушек маньчжурской крови. Писатели в своих произведениях также пытались выразить свое несогласие с таким обычаем. Ли Жу Чжень, Юань Мэй, Юй Чжэнсе не понимали варварскую традицию деформации стоп и красоты лотосовых ножек.

В 1853 году тайпинское правительство запретили на подвластных им территориях бинтовать ступни.

В 1874 году было образовано «Общество небесной ноги», так называли стопу естественного размера, созданную Богом, а не трансформированную людьми под идеалы того времени.

В 1883 году Кан Ювэй создал организацию « Общество освобождения ног».

Философ Янь Фу также был против этого обычая, он считал, что девушки должны заниматься спортом, чтобы рожать здоровых и крепких детей, а с лотосовыми ножками ни о каком спорте не могло быть и речи.

Но сколько бы указов не издавало правительство, какие бы идеи не предлагали реформаторы, все это не увенчивалось успехом и через некоторое время ноги снова начинали бинтовать. Члены некоторых организаций даже давали обещания, что не будут бинтовать стопы своим дочерям, а также, что их сыновья никогда не возьмут в жены девушек с лотосовыми ножками. И лишь только в 1949 году власти смогли добиться полного запрета лотосовых ножек.

В современном обществе люди по-разному относятся к лотосовым ножкам. Кто-то нейтрально и считает, что нельзя давать критику традициям и обычаям чужих культур, кто-то крайне негативно, считая, что нельзя приносить такие жертвы ради идеалов общества, моды и красоты.

Эта традиция является доказательством того, что во все времена ради красоты девушки были готовы на все, а в некоторых случаях и обрекали себя на пожизненную боль.


Библиографический список
  1. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 464 с.
  2. Усов В.Н. Последний император Китая. Пу И.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-415 с.


Все статьи автора «Верисова Анна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: