Культура Китая – одна из самых древних культур в мире. Именно Китай является родиной таких изобретений как бумага, порох, шелк, компас и даже зубная щетка появилась в древнем Китае. Но говоря о великих изобретениях Китая, невозможно упомянуть и те, которые лишь при одном упоминании приводят всех в шок. Одна из них – бинтование ног.
Эта жестокая традиция появилась в конце IX века и просуществовала не одно столетие. Суть этого обычая заключалась в следующем: когда девочке исполнялось 5 лет, ей начинали бинтовать ступни, и тогда, к 10 годам у нее формировалась идеальных размеров ножка – 10 сантиметров. Такой размер ноги еще называли «лотосовой ножкой».
Как только девочке исполнялось 5 лет, ее мать начинала готовиться к «таинственному обряду», для этого выбирали специальный день по лунному календарю, когда считалось, что бинтование будет проходить не так болезненно, затем она дочке обстригала ногти и начинала бинтовать пальцы ног так, чтобы большой палец был не тронут. Бинт нужно было плотно зафиксировать, чтобы оставшиеся пальцы лежали очень плотно друг к другу. Затем девочка должна была надеть обувь на несколько размеров меньше ее ноги, в этой же обуви девочки спали. Туфли разрешалось снять только через несколько дней, чтобы помыть ноги и заменить повязку. Иногда девочкам запрещалось снимать повязку, так как существовало поверье, что если в ступне не будет мясо, то она будет даже красивее, но из-за этого от ног исходил неприятный запах. Из-за неприятного запаха и не эстетичного вида впоследствии девушки, никогда не разбинтовывали и не мыли ноги при муже, девушки даже ложились спать в туфельках. К 10 годам стопа уменьшалась до нужных размеров и тогда девочкам начинали давать уроки правильной походки. В интеллектуальном плане девочки с ножками лотоса были не особо развиты. Они в 13 лет выходили замуж, умели вести хозяйство, готовить и мастерить себе туфельки, все остальное, по мнению мужчин, было не женской заботой. Девочки имели не одну пару обуви: у них была обувь, предназначенная для сна, для праздников, для выхода на улицу, кроме того, туфельки изготавливались из разных материалов и с разными изображениями.
Корсаков В.В. говорил следующее об этой традиции: «Идеал женщины китаянки — это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. Неприятно и досадно видеть этих китаянок даже простых, которые с трудом переходят от дома к дому, широко расставляя ноги в сторону и балансируя руками. Башмачки на ногах всегда цветные и часто из красной материи. Ноги свои китаянки бинтуют всегда и надевают чулок на забинтованную ногу. По размеру своему ноги китаянок остаются как бы в возрасте девочки до 6—8 лет, причем один только большой палец является развитым; вся же плюсневая часть и стопа крайне сдавлены, и на стопе видны вдавленными, совершенно плоскими, как бы белыми пластинками, безжизненные очертания пальчиков». [1,c.112].
Зачем же девочек подвергали таким мучениям?
- Считалось, что если у девушки «лотосовые ножки», то она из аристократической семьи, ведь крестьянам нужно было в течение всего дня работать, а с такими ножками не возможно было долго ходить, это доставляло им огромные мучения. Таким образом, основным занятием девочки было сидеть дома, а в особых случаях, когда ноги были сильно изуродованы, они передвигались только с помощью служанок.
- Идеалом мужской красоты была девушка с маленькой ножкой. Одним из основных критериев при заключении брака был размер ноги невесты. Мамы, когда бинтовали своим дочкам ступни, просили их потерпеть ради перспективного брака.
- Также не стоит и отвергать то, что уже в более позднее время это был хороший способ заставить женщину сидеть дома и заниматься детьми.
- Походка с таким размером ноги считалось более изящной.
- Маленький размер ноги считался признаком отличия женщины от мужчины, женщина же с обычным размером ноги была подобна мужчине.
- Испытывая боль, девушка вырастет скорее покорной (нежели властной и сильной) и будет подчиняться своему мужу.
- Девушка с маленьким размером ноги считалась более чистоплотной, предполагалось, что она чаще моет ноги, хотя на деле не всегда оказывалось все именно так: кто-то мыл раз в неделю, а кто-то и раз в год.
Последствия такого бинтования были ужасными: вросшие ногти, невроз тканей. Кроме того, часто возникали разные инфекции и если они распространялись на кости, то девушка могла остаться без пальцев, чему все только были рады, ведь в таком случае ножка будет более изящной. Иногда для этого даже специально провоцировали заражение.
Хотя этот варварский обычай и был очень популярен, и любим в Китае, всегда находились и те, кто не понимал его – противники «лотосовых ножек». В 1663 году был издан закон, который запрещал бинтовать ноги, но в итоге этот закон имел силу только в отношении девушек маньчжурской крови. Писатели в своих произведениях также пытались выразить свое несогласие с таким обычаем. Ли Жу Чжень, Юань Мэй, Юй Чжэнсе не понимали варварскую традицию деформации стоп и красоты лотосовых ножек.
В 1853 году тайпинское правительство запретили на подвластных им территориях бинтовать ступни.
В 1874 году было образовано «Общество небесной ноги», так называли стопу естественного размера, созданную Богом, а не трансформированную людьми под идеалы того времени.
В 1883 году Кан Ювэй создал организацию « Общество освобождения ног».
Философ Янь Фу также был против этого обычая, он считал, что девушки должны заниматься спортом, чтобы рожать здоровых и крепких детей, а с лотосовыми ножками ни о каком спорте не могло быть и речи.
Но сколько бы указов не издавало правительство, какие бы идеи не предлагали реформаторы, все это не увенчивалось успехом и через некоторое время ноги снова начинали бинтовать. Члены некоторых организаций даже давали обещания, что не будут бинтовать стопы своим дочерям, а также, что их сыновья никогда не возьмут в жены девушек с лотосовыми ножками. И лишь только в 1949 году власти смогли добиться полного запрета лотосовых ножек.
В современном обществе люди по-разному относятся к лотосовым ножкам. Кто-то нейтрально и считает, что нельзя давать критику традициям и обычаям чужих культур, кто-то крайне негативно, считая, что нельзя приносить такие жертвы ради идеалов общества, моды и красоты.
Эта традиция является доказательством того, что во все времена ради красоты девушки были готовы на все, а в некоторых случаях и обрекали себя на пожизненную боль.
Библиографический список
- Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 464 с.
- Усов В.Н. Последний император Китая. Пу И.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-415 с.