ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНЫХ РЕЧЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Рассказова Людмила Викторовна
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» № 50

Аннотация
Данная статья посвящена устным речевым заданиям на занятиях по иностранному языку. На основе проведенного исследования автор подчеркивает необходимость внедрения и использования таких заданий с целью повышения качества обучения, развития навыков критического мышления и совершенствования видов речевой деятельности.

Ключевые слова: виды речевой деятельности, качество обучения, навыки критического мышления, устные речевые задания


USE OF ORAL SPEECH TASKS ON CLASSES OF A FOREIGN LANGUAGE

Rasskazova Liudmila Viktorovna
National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute)
PhD in Pedagogics, senior lecturer of the Department of Foreign Languages № 50

Abstract
This article is devoted to oral speech tasks on classes of a foreign language. Based on the conducted research, the author stresses the need for the introduction and use of these tasks with the aim of improving the quality of learning, development of critical thinking skills and improve types of speech activity.

Keywords: oral speech tasks, quality of learning, skills of critical thinking, types of speech activity


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рассказова Л.В. Использование устных речевых заданий на занятиях по иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57263 (дата обращения: 19.04.2024).

В современной педагогической науке существует множество методов и приемов, направленных на достижение определенных результатов, связанных с повышением качества знания, уровня конкурентоспособности и т.д. В динамично меняющемся обществе способность подготовить и выступить с устным сообщением на иностранном языке играет жизненно важную роль, поэтому важной методической задачей для педагогов становится использование устных речевых заданий на занятиях по иностранному языку. Как правило, под «устными речевыми заданиями» понимается любое задание, когда учащийся обращается к аудитории посредством речи, то есть устно. Чаще всего для формирования и совершенствования навыков устной речи на иностранном языке используются презентации и дебаты [1, с. 63]. Рассмотрим подробнее преимущества предложенных устных речевых заданий: использование четырех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), развитие критического мышления и улучшение качества обучения.

Наиболее очевидным и весомым преимуществом использования устных речевых заданий на занятиях по иностранному языку является использование обучающимися всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Выступление с презентацией или на дебатах способствует большой концентрации на разговорной речи, что является очень важным для четкого и ясного произношения. Четкое произношение способствует формированию и совершенствованию навыка аудирования, который является одним из ведущих во время дебатов, когда участники вынуждены делать пометки и отвечать на высказывания друг друга на иностранном языке. Формирование навыка чтения происходит преимущественно при подготовке к презентациям или дебатам, потому что обучающиеся вынуждены работать с большими объемами информации, выбирая только самую важную и необходимую для устного выступления. Письменные навыки развиваются, когда делаются пометки и составляются аргументированные ответы для устных выступлений [2, с. 125].

Кроме совершенствования всех видов речевой деятельности использование устных речевых заданий на иностранном языке способствует развитию критического мышления. При подготовке устного речевого задания обучающиеся стараются сформировать точку зрения, исследовать различные теории, оценить достоверность фактической информации и уметь ее разделять на необходимую и нет [3, с. 46]. Эти действия заставляют обучающихся погружаться в проблему достаточно глубоко, предлагать варианты ее решения, сравнивать и противопоставлять их, изучать ее влияние и исследовать последствия. Такое «погружение» способствует формированию и развитию навыков критического мышления у обучающихся и позволяет им использовать полученные навыки на обсуждении новых вопросов.

Устные речевые задания направлены на проведение студентами различного рода исследований для поддержки своих аргументов. Такие исследования способствуют формированию организаторских качеств, когда необходимо провести отбор информации по конкретной теме с целью получения знаний по данному вопросу. Кроме того, работа с различными источниками информации позволяет обучающимся научиться делать акценты в своих устных выступлениях и видеть разницу между пустяками и действительно важной информацией. Развитию критического мышления у обучающихся помогает групповая работа, так как они должны научиться выстраивать выступление в логическом порядке в соответствие с их аргументами с целью дальнейшей интеграции полученных знаний в уже сложившуюся на момент устного выступления системы знаний, умений и навыков.

Неоспоримым фактом является то, что использование устных речевых заданий на занятиях по иностранному языку улучшают качество знания. Выступление с презентацией или на дебатах заставляют обучающихся синтезировать все имеющиеся у них знания и выступать в новой роли, роли педагога, объясняя новую информацию. Подобное объяснение соответствует более высокому уровню понимания и осмысления, так как обучающиеся узнают больше, когда вынуждены объяснять другим, поэтому детальное планирование устного выступления с возможными дополнительными вопросами ведет к более полному пониманию проблемы.

Таким образом, использование устных речевых заданий (презентации и дебаты) на занятиях по иностранному языку обладает рядом преимуществ, такими как: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие навыков критического мышления и улучшения качества знаний.


Библиографический список
  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  2. Богданова Н.А., Дронова О.В., Жолнерик А.И. К вопросу о формировании умений проведения деловой презентации // Лингвометодические проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе. Саратов. 2011. Вып. 8.
  3. Гриневич Е.В. Развитие критического мышления на материале устной практики // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ. Минск. 2011.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «LiudmilaRasskazova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация