Процесс формирования профессионального мастерства будущего специалиста выступает особенным во время овладения специальностью, то есть в период обучения в высшем учебном заведении (ВУЗе), а именно активное включение студента в образовательный процесс как субъекта учебной (во всех ее инвариантах) деятельности, направленной на творческое освоение знаний, выработку умений и формирование навыков, которые, с одной стороны обеспечивают овладение будущей специальностью, а с другой – становление личности психолога-профессионала. При этом проблема профессионального становления специалиста психологического профиля широко представлена в психолого-педагогической науке, а именно: вопросам профессионально-личностного проектирования и становления функциональной личности психолога посвящены работы Г.С.Абрамовой, И.В.Дубровина, Ю.Н.Емельянова, Д.А.Леонтьева, В.В.Рыбалки, Е.И.Рогова, В.Г.Панка, Л.А.Петровской, Т.С.Яценко и др.; профессиональную подготовку практических психологов в условиях ВУЗа рассматривают О.Ф.Бондаренко, Ж.П.Вирна, О.П.Санникова, В.А.Семиченко, В.Г.Панок, А.В.Фурман, Н.Ф.Шевченко, Н.В.Чепелева и др. В тоже время практический психолог в вовседневной деятельности имеет дело с психологической практикой, которая “отличается от всех других практик в первую очередь – своей направленностью, целями, а также – средствами” [1, с.11], поэтому к психологу, как профессионалу, предъявляются повышенные требования, которые впоследствии обеспечат эффективность осуществления работы. Исходя из этого, практический психолог должен быть не только висококвалифицированным работником, но и одновременно – способным реализовать данную деятельность на продуктивном творческом уровне.
Перед высшим образованием, которое связано с подготовкой психологов-профессионалов, возникает главная задача – создание соответствующих психодидактических условий, которые будут способствовать формированию профессионально значимых качеств будущих специалистов психологического профиля, развитию их творческого потенциала, активности, становлению творческой личности практического психолога, и также формированию профессиональных творческих способностей студентов-психологов, ведь “сегодня очень актуальной является перестройка образовательного процесса в ВУЗах на основе целенаправленного формирования личности практического психолога не только со стороны его знаний, умений, навыков, норм и ценностей, но и в первую очередь его профессиональной позиции (направленности, отношений, мотивации) и социальной компетентности как интегрального личностного образования, которое подтверждает компетентную зрелость будущего специалиста” [2, с.141], как результат формирования творческой личности психолога-профессионала.
Введение термина “психодидактические условия” в психолого-педагогическую науку и практику обусловлено необходимостью приоритетного использования психологических закономерностей развития как исходной основы переориентации образовательного процесса и образовательной среды, а именно решение главной задачи подготовки практических психологов – выведение на первый план использование психологических основ развивающего образовательного процесса с целью развития профессиональных творческих способностей будущих специалистов психологического профиля, обеспечение их творческой самореализации и развития творческого потенциала. В системе эффективного проблемно-развивающего обучения А.В.Фурман выделяет в качестве основных такие психодиагностические условия: возникновение в ученика познавательной потребности в овладении учебным материалом или образовательным содержанием, то есть актуализация желания о чем-либо узнавать, что-либо понимать; становление познавательной активности ученика во время субъективного поиска более обобщенных знаний, что, в свою очередь, есть основой для выполнения последующих учебных задач; актуализация раннее добытых знаний и ментального опыта и четкое определение цели поисковой деятельности; осознание и субъективное принятие учебной проблемы, сосредоточение внимания на объекте познания и гипотетических способах решения конкретной проблемы; аргументация способов решения познавательной проблемности и соответственное ей развертывание процессов понимания новых свойств, связей и отношений предметов, которые исследуются в процессе решения изначальных проблемных задач; формирование поисковых продуктивных процессов мышления, конкретно-ситуативное миследеяние, которые охватывают познавательную мотивацию, интеллектуальную волевую активность, поиск неизвестных элементов знаний и становление психических новообразований – потребностей, мотивов, установок, обобщений, самооценок, мыслительных операций и т.д. [3, с.45].
Таким образом, психодидактические условия развития профессиональных творческих способностей будущих практических психологов определяем как такую организацию образовательного процесса подготовки психологов, а именно учебно-продуктивной деятельности, которая способствует творческому отношению будущих специалистов к психологической деятельности, развитию их личности как активного, творческого субъекта этой деятельности из развитыми профессионально значимыми качествами, формированию творческой личности и творческого потенциала психолога-профессионала. К таким условиям, прежде всего, относятся: возникновение в студента познавательно-творческой потребности в овладении учебным материалом или образовательным содержанием; становление творческой активности студента во время поиска более обобщенных знаний, которые обеспечивают осуществление учебно-продуктивной деятельности; реализация предыдущего учебного опыта с целью постановки задачи поисково-креативной деятельности; формирование способности к оригинальности, нестандартного решения учебно-профессиональных задач и создание творческого продукта. Реализация вышеупомянутых психодидактических условий во время организации образовательного процесса подготовки психологов и развития их профессиональных творческих способностей способствует становлению студента как творческой личности, которая приобрела для актуализации своих творческих способностей дополнительные профессионально значимые возможности и качества, что создает возможность достижения творческих результатов в продуктивной психологической деятельности.
Библиографический список
- Панок В.Г. Практична психологія. Теоретико-методологічні засади розвитку: монографія. Чернівці: Технодрук, 2010. 486 с.
- Панок В. Професійне становлення практичних психологів: досвід і перспектива // Психологія і суспільство. 2013. №3. С.135-141.
- Фурман А.В. Теорія навчальних проблемних ситуацій: психолого-педагогічний аспект: монографія. Тернопіль: Астон, 2007. 164 с.